![]() | ||
---|---|---|
«Против Апиона», по книгам (2) «Против Апиона», по главам (2) |
Иосиф Флавий: «История иудейской войны против римлян» (Φλαυίου Ἰωσήπου: «Ἱστορία Ἰουδαικοῦ πολέμου πρὸς Ῥωμαίους») Иосиф бен Маттафий (ивр. יוסף בן מתתיהו) ок. 37 - ок. 100 годы н.э. первосвященник, политик, военачальник, историк Иосиф Флавий (Иосеф бен Маттитьяху) - еврейский историк и один из главных представителей еврейско-эллинистической литературы. Иосиф Флавий родился в Иерусалиме в аристократической священнической семье и по матери состоял в родстве с Хасмонеями. В 16-летнем возрасте присоединившись к некоему Баннусу, члену одной из многочисленных в то время аскетических сект (возможно, секты ессеев), провел три года в отшельничестве. В возрасте 26 лет (в 64 г.) Иосиф Флавий был послан в Рим с поручением добиться освобождения нескольких кохенов, арестованных и отправленных в Рим прокуратором Феликсом. Иосифу Флавию удалось выполнить поручение. Рим произвел на молодого Иосифа Флавия неизгладимое впечатление. Когда разразилась 1-я Иудейская война (в 66 г.), Иосиф Флавий был послан Иерусалимскими властями возглавить силы повстанцев в Галилее - наиболее важном участке на первом этапе войны. Местные руководители, в первую очередь Иоханан Гисхальский, не желали подчиняться Иерусалимскому эмиссару, и конфликты между ними продолжались до прибытия Веспасиана (в 67 г.). Повстанцы, застигнутые врасплох началом военных действий, не сумели взять инициативу в свои руки: галилейские города, укреплённые Иосифом Флавием, могли защищать лишь себя, не образуя единой оборонительной системы, действующей по общему плану. Сопротивление в Галилее было окончательно подавлено, когда после шестинедельной осады 1 таммуза 67 г. пала Иотапата (Иодфат). Иосиф Флавий, возглавлявший оборону города, укрылся в пещере вместе с 40 другими повстанцами. По рассказу самого Иосифа Флавия, когда повстанцами было принято решение умертвить друг друга, чтобы не попасть в плен к римлянам, он, искусно бросая жребий, сумел хитростью оказаться одним из двух последних оставшихся в живых, а затем убедил своего соратника выйти из пещеры и сдаться на милость победителя. Веспасиан заключил Иосифа Флавия в оковы, однако сохранил ему жизнь, очевидно, намереваясь казнить руководителя повстанцев по завершении кампании во время своего триумфа в Риме. Стремясь сохранить жизнь и обрести свободу, Иосиф Флавий использовал широко распространённые в Иудее и на Востоке и небезызвестные римлянам мессианские пророчества, что владыка мира выйдет из Иудеи, и адресовал смысл этого пророчества Веспасиану. Когда в легионах Веспасиана после смерти Нерона начали высказываться о кандидатуре императора, Иосиф Флавий, выступив со своим «пророчеством», оказал Веспасиану огромную пропагандистскую услугу, о которой тот не забыл впоследствии. После провозглашения Веспасиана императором в Кесарии с Иосифа Флавия были сняты оковы. Когда Тит сменил отбывшего в Рим отца на посту главнокомандующего, Иосиф Флавий присоединился к нему и во время осады Иерусалима несколько раз обращался к защитникам города с предложением сложить оружие; во время одного из таких обращений к повстанцам он был ранен. После взятия Иерусалима Тит разрешил Иосифу Флавию спасти из руин города, что тот пожелает, и Иосиф Флавий спас свиток Торы. Взамен конфискованного римлянами имения неподалеку от Иерусалима Иосиф Флавий получил от Тита земли в Изреельской долине. После окончания войны Иосиф Флавий поселился в Риме, где ему было даровано римское гражданство, пожаловано денежное содержание и предоставлено право жить при дворе императора; он больше никогда не посещал родины. Отношения Иосифа Флавия с евреями были крайне напряжёнными: ненавидя Иосифа Флавия за предательство во время восстания, евреи пользовались всяким удобным случаем, чтобы навредить ему и подорвать его положение при дворе. Историческое сочинение «Иудейская война» (полное название «История Иудейской войны против римлян») было, как видно, платой Иосифа Флавия императору за свою свободу и благосостояние. Книга была написана в двух версиях - арамейской и греческой; арамейский вариант сочинения не сохранился. Во введении к своему сочинению Иосиф Флавий заявляет, что он беспристрастно описал войну евреев против римлян; очевидно, что Иосиф Флавий стремился следовать историографической концепции Полибия, согласно которой исторический труд должен иметь строго фактологический характер. Однако Иосиф Флавий далеко не всегда придерживался декларируемых им принципов: будучи в зависимости от династии Флавиев, автор, движимый личными интересами, зачастую скрывает факты или фальсифицирует их. О собственных предосудительных поступках Иосиф Флавий пишет в неопределённых выражениях или вовсе обходит их молчанием; в книге нет и намека на неудачи автора как военачальника, но, напротив, содержится необоснованная похвальба. В его изображении римские методы ведения войны выглядят безупречными; проводится мысль, что римляне стремились избежать излишнего кровопролития и жестокости и спасти евреев, однако их усилия оказались безуспешными. По утверждению Иосифа Флавия, еврейский народ не желал войны, навязанной ему разбойниками-повстанцами. Антиеврейски настроенный римский историк Тацит пишет, однако, о тотальной антиримской войне, в которой принимали участие даже женщины. Чтобы доказать, что антиримское восстание было делом рук весьма ограниченных кругов и тем самым оправдать еврейский народ в целом в глазах римлян, Иосиф Флавий сознательно искажает размеры мессианского движения в стране и его роль как вдохновителя восстания. Несмотря на недостатки, «Иудейская война» является ценным историческим документом: Иосиф Флавий пишет на основе собственных наблюдений и сведений, полученных от перебежчиков, а также использует римские военные донесения. Неоспоримы и художественные достоинства книги. Второе значительное произведение Иосифа Флавия - «Иудейские древности» - написано по-гречески. Столкнувшись с враждебностью язычников по отношению к евреям, Иосиф Флавий пришел к заключению, что единственным источником ненависти является незнание ими религии Израиля. Полагая, что отношение к евреям изменится, если разъяснить смысл иудаизма, Иосиф Флавий берется преподать урок еврейской истории и объяснить язычникам их заблуждения. Название «Иудейские древности», несомненно, является аллюзией на сочинение историка эпохи Августа Дионисия Галикарнасского «Римские древности»; вместе с тем само название книги обнаруживает цель Иосифа Флавия - опровергнуть утверждения клеветников и доказать древность еврейского народа. В изложении библейских событий, построенном в соответствии с эстетическими нормами эллинистической литературы, Иосиф Флавий пользуется греческим текстом Септуагинты в версии, значительно отличающейся от существующей ныне. Библейские рассказы Иосиф Флавий сопровождает аггадическими толкованиями, причём некоторые из них сохранились только у него. В «Иудейских древностях» затрагивается также и галахическая проблематика; 4-я книга сочинения содержит отличные от существующей Галахи решения, которые, по-видимому, принадлежат либо забытой с течением времени, либо отвергнутой галахической традиции. Отсутствие в «Иудейских древностях» упоминаний о книгах пророков объясняется, по-видимому, тем, что сочинение предназначалось главным образом эллинистическому читателю-нееврею, которому дух еврейского пророчества был чужд и непонятен. Описание эпохи персидского владычества в Эрец-Исраэль показывает, что лишь немногие из дошедших до населения источников были известны Иосифу Флавию. Не имея почти никаких сведений о периоде владычества Птолемеев, Иосиф Флавий пытается восполнить этот пробел при помощи Аристея послания и истории о сборщике налогов Иосефе бен Товии. Основным источником по эпохе Хасмонеев Иосифу Флавию служит 1-я Маккавеев книга. Существуют, однако, указания, что в изложении истории хасмонейского дома до смерти Саломеи-Александры (или, возможно, только до конца царствования Александра Янная) Иосиф Флавий пользовался также обширным историческим сочинением (несохранившимся), написанным на иврите и переведённым впоследствии на греческий язык. Будучи поклонником Рима, Иосиф Флавий включил в свое сочинение ряд документов, свидетельствующих о благожелательном отношении римских властей к еврейским общинам диаспоры в противоположность ненависти со стороны греков и эллинизированного населения империи. Перу Иосифа Флавия принадлежат также два небольших сочинения - «Жизнь» и «Против Апиона, или О древности еврейского народа». «Жизнь» представляет собой автобиографию, написанную в ответ на нападки Юста Тивериадского, обвинившего Иосифа Флавия в злоупотреблении властью в бытность командующим в Галилее. «Против Апиона» является ответом на антиеврейские инсинуации антисемитов; первая часть книги имеет полемический характер, а вторая раскрывает высокие ценности иудаизма и показывает его этическое превосходство над эллинистическим язычеством. Существуют две противоположные оценки евреями личности Иосифа Флавия. Одни считают, что Иосиф Флавий был предателем, покинувшим свой народ в беде и перешедшим в стан врага, апологетом Рима, фальсифицировавшим историческую правду и ложно описывавшим события, свидетелем которых он был. По мнению других, в основе поведения Иосифа Флавия лежала фарисейская вера в будущее еврейского народа, который выживет, только подчинившись Риму; и лишь для того, чтобы посвятить себя высшему служению своему народу, Иосиф Флавий прибег к позорному спасению. Имя Иосифа Флавия не упоминается ни в Талмуде, ни в мидрашах, его произведения многие века не были известны в еврейской среде. Однако смутные предания о жизни Иосифа Флавия и его исторических трудах породили в средние века легенду о Иосефе бен Горионе, воине и писателе периода Второго храма, которому приписывалось авторство анонимного произведения X в. «Сефер Иосейфон», где многое заимствовано из «Иудейских древностей» и «Иудейской войны» Иосифа Флавия. Заслуга сохранения трудов Иосифа Флавия принадлежит христианской церкви, которую привлекало главным образом так называемое Флавианское свидетельство о сверхъестественной природе Иисуса («Иудейские древности», книга 18:63–64; многие учёные считают это поздней вставкой). Стараниями церкви в VI в. были полностью переведены на латинский язык «Иудейские древности» и «Против Апиона»; латинский пересказ «Иудейской войны» получил название «Хегесипп» (или «Гегесипп», IV в.). Сочинения Иосифа Флавия являются основным источником сведений о периоде Второго храма, источником первостепенной важности, без которого воссоздание исторической картины этой эпохи было бы невозможно. Первое печатное издание текста сочинений Иосифа Флавия на греческом языке вышло в свет в 1544 г. в Базеле; первое научное издание текста, подготовленное Б. Низе, вышло в Берлине в 1887 г. Сочинения Иосифа Флавия переведены на основные европейские языки. Древнерусский вольный перевод XI в. «Иудейской войны» оказал влияние на русскую воинскую повесть («Слово о полку Игореве» и др.; см. Н. Мещерский, «История «Иудейской войны» Иосифа Флавия в древнерусском переводе /исследование и текст/». М.-Л., 1958). Другие переводы «Иудейской войны» на русский язык издавались в 1786–87 гг. и в 1900 г.; объявленный в 1967 г. издательством АН СССР выпуск перевода Г. Стратановского не осуществлён. Научный перевод «Иудейской войны» с греческого на иврит вышел в 1923 г., частичный перевод «Иудейских древностей» - в 1940–46 гг. Среди ряда литературных произведений, посвящённых Иосифу Флавию, особенно популярна трилогия Л. Фейхтвангера: «Иудейская война» (1932), «Сыновья» (1935), «Настанет день» (1942). © Электронная еврейская энциклопедия Предисловие автора. (глав в книге: 1) Первая книга. (глав в книге: 33) Вторая книга. (глав в книге: 22) Третья книга. (глав в книге: 9) Четвёртая книга. (глав в книге: 11) Пятая книга. (глав в книге: 13) Шестая книга. (глав в книге: 10) Седьмая книга. (глав в книге: 11) |
SAPE |
© The FontCity, ltd, 2011