Геродот: «История» (9)

«Иудейская война» (8)

«Иудейские древности» (21)

Предисловие (глав: 1)

Книга I (глав: 22)

Книга II (глав: 16)

Книга III (глав: 15)

Книга IV (глав: 8)

Книга V (глав: 11)

Книга VI (глав: 14)

Книга VII (глав: 15)

Книга VIII (глав: 15)

Книга IX (глав: 14)

Книга X (глав: 11)

Книга XI (глав: 8)

Книга XII (глав: 11)

Книга XIII (глав: 16)

Книга XIV (глав: 16)

Книга XV (глав: 11)

Книга XVI (глав: 11)

Книга XVII (глав: 13)

Книга XVIII (глав: 9)

Книга XIX (глав: 9)

Книга XX (глав: 11)

«Против Апиона», по книгам (2)

«Против Апиона», по главам (2)

Евсевий: «Церковная история» (10)

История России (1)

Марк Твен: «Простаки за границей» (4)

Иосиф Флавий: «Иудейские древности» (Φλαυίου Ἰωσήπου: «Ιουδαικη Αρχαιολογια»)
(~ 93)

Книга девятая

◄◄ | | Глава | | ►►

Глава седьмая

1 Рассказанного об Иуе пока довольно [1]. Когда дочь Ахава, Гофолия, узнала о смерти брата своего Иорама и сына своего Охозии, равно как о гибели всего царского рода, то она принялась усердно истреблять всех потомков Давида и с корнем уничтожать всю родню их, дабы ни один из них не смог когда-либо сделаться царём. Ей это, поскольку она сама была в этом уверена, и удалось, но всё-таки от её гонений спасся один сын Охозии, следующим образом избежавший смерти. У Охозии была родная сестра, по имени Иосавефа, бывшая замужем за первосвященником Иоадом [2]. Придя во дворец и найдя там среди трупов спрятавшихся годовалого младенца Иоаса (так звали ребёнка) с его кормилицею, Иосавефа взяла его вместе с кормилицей и спрятала их у себя, в своей собственной спальне. Затем она и муж её Иодай тайно воспитывали ребёнка в храме в продолжение тех шести лет, в течение которых царицею над Иерусалимом и двумя коленами была Гофолия.

2 На седьмой год Иодай сообщил об этом пяти сотникам и уговорил их к участию в свержении Гофолии с престола и возвращению последнего ребёнку. Взяв с этих людей для большей уверенности клятвенное обещание содействовать ему, первосвященник получил теперь твёрдую уверенность в том, что удастся свергнуть Гофолию. Затем те мужи, которых Иодай выбрал себе в сообщники при предполагавшемся перевороте, предприняли путешествие по всей стране, собирали вокруг себя всех священнослужителей, левитов и старейшин колен и в сопровождении их наконец вернулись в Иерусалим к первосвященнику. Последний в свою очередь потребовал от прибывших клятвенного обещания молчать о том, что они узнают от него, потому что то, что он им сообщит, нуждается одинаково в сохранении тайны, как и в их содействии. Когда присутствующие поклялись ему в этом и Иодай мог теперь действовать без риска, он представил им своего питомца из рода Давидова и сказал: «Вот вам царь из того дома, о котором, как вы сами знаете, Господь Бог предвещал, что он будет царствовать во все времена. Теперь я прошу, чтобы одна четвёртая часть из всех охраняла этого ребёнка в храме, другая четверть займёт все входы и выходы храма, третья четверть пусть займёт все входы в царский дворец, а все остальные пусть без оружия останутся внутри храма. Не давайте войти туда ни одному вооружённому, разве что это будет священнослужитель». Вместе с тем он приказал нескольким священникам и левитам окружить царя и охранять его наподобие телохранителей с обнажёнными мечами, немедленно убивать всякого, кто бы дерзнул войти в храм с оружием в руках, и безбоязненно охранять жизнь царя. Всё собрание охотно приняло предложение первосвященника и немедленно на деле выказало всю свою преданность ему. Между тем Иодай отпёр находившуюся при храме оружейную палату, сооружённую Давидом, и распределял между сотниками, священниками и левитами всё найденное им тут оружие, копья, колчаны и всякого рода другие боевые принадлежности и, вооружив их, выстроил вокруг храма тесною стеною, чтобы они могли преградить доступ туда всем посторонним. После этого привели мальчика, поставили его среди вооружённых и возложили на него царский венец, причём Иодай помазал его елеем и провозгласил его царём. Все же собравшиеся приветствовали его громкими радостными кликами и провозгласили многолетие [вновь избранному царю].

3 Услыхав неожиданно такой шум и все эти возгласы, Гофолия страшно перепугалась, бросилась с отрядом своих собственных телохранителей из дворца и прибежала к храму. Священники, сообразно приказанию первосвященника, впустили её в храм, а последовавший за нею вооружённый отряд был остановлен и задержан выстроенными кругом храма священнослужителями. Когда Гофолия увидела ребёнка стоящим у алтаря, с царскою короною на голове, то она с громким криком разодрала свои одежды и повелела убить того, кто злоумышляет против неё и старается отнять у неё власть. Между тем, однако, Иодай подозвал сотников и приказал им отвести Гофолию в долину Кедрон и там убить, так как он не желал осквернять храм убиением грешницы. Вместе с тем он отдал распоряжение убивать всякого, кто вздумал бы заступиться за неё. Сообразно этому повелению те, которым была поручена казнь Гофолии, схватили её, потащили её к так называемым Царским воротам мулов [3] и тут убили её.

4 Приведя таким образом план свой относительно Гофолии в исполнение, Иодай созвал народ и воинов в храм и тут потребовал от них присяги на верность царю, которому они от всей души должны содействовать во всех начинаниях на дальнейшее укрепление его власти. Затем первосвященник потребовал от самого царя уверения, что он всегда будет почитать Господа Бога и никогда не станет нарушать законы Моисеевы. После этого народ ворвался в капище Ваалово, которое Гофолия и муж её Иорам соорудили на позор истинного Господа Бога, чтобы почтить память царя Ахава, разрушили его до основания и убили главного жреца этого храма Маафана. Заботу же о храме Предвечного и охрану этого святилища Иодай, сообразно распоряжению царя Давида, поручил священнослужителям и левитам, велел им дважды в день приносить жертвы всесожжения, а также совершать, сообразно установленному ритуалу, воскурения. Вместе с тем он назначил нескольких левитов привратниками у входов в святилище, дабы ни один ритуально нечистый человек не мог незаметно пробраться в храм.

5 Установив всё это в точности, первосвященник в сопровождении сотников, начальствующих лиц и всего народа повёл Иоаса из храма во дворец, и, когда он сел на трон, народ ещё раз приветствовал его. Затем начался в продолжение многих дней целый ряд торжеств. Весь город радовался смерти Гофолии.
Когда Иоас сел на царство, ему было семь лет; мать его звали Савиею, и происходила она из Вирсавии. Он строго соблюдал законы и не нарушал истинного богопочитания в течение всего того времени, как был в живых Иодай. Достигнув соответственного возраста, он, по указанию первосвященника, взял себе двух жён, от которых впоследствии имел детей как мужского, так и женского пола.
Вот всё, что мы могли рассказать о царе Иоасе, о том, как он избежал преследований Гофолии и о том, как сделался царём [4].


[1] В Библии не сохранилось упоминаний о последствиях «сирийского» похода ассирийского царя Салманасара III (858-824 гг. до н.э.) на 18-м году его правления, в 846 г. до н.э., когда Иуй вместе с царями соседних государств сдался на милость победителя. Во втором ряду знаменитого «чёрного обелиска» Салманасара III изображён коленопреклонённый Иуй пред ликом царя-победителя в сцене приношения дани. В сопроводительной надписи значится: «Дань от Иахуа, сына Хумри, т.е.- Иуя, сына Амврия (ассир. Омри): серебро, золото, золотые сосуды, вёдра с золотом, свинец... дерево - я получил». Правда, как известно, Иуй, будучи самозванцем и узурпатором, не был сыном и даже родственником Амврия и беспощадно расправился с его потомками. Рельефное изображение Иуя и его свиты - древнейшее из известных изображений израильтян.

[2] В дальнейшем, как и в Библии, этот первосвященник носит имя Иодай. (перев.)

[3] Над ними, на страшной высоте, возвышался сам храм (см. «Иуд. война». VI, 3, 2). Недалеко были Конские ворота. О них упоминается у Неемии (3:28).

[4] Эта глава написана на материале Четвертой книги Царств (11:1-12:3) и Второй книги Паралипоменон (22:10-12; 23-24:3)


SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Форум

© The FontCity, ltd, 2011