![]() | ||
---|---|---|
«Против Апиона», по книгам (2) «Против Апиона», по главам (2) |
Иосиф Флавий: «Иудейские древности» (Φλαυίου Ἰωσήπου: «Ιουδαικη Αρχαιολογια») Книга девятая Глава четырнадцатая 1 Когда ассирийскому царю Салманасару было объявлено, что израильский царь Осия отправил тайное посольство к египетскому фараону Сою [1] с предложением вступить с ним в союз против Салманасара, последний сильно разгневался и пошёл войною на Самарию, на восьмом году правления Осии. Но так как царь Осия оказал ему сопротивление, то Салманасар подверг Самарию осаде и лишь по истечении трёх лет взял город приступом (это произошло, значит, на девятый год царствования Осии и седьмой год правления царя Езекии над иерусалимцами) [2]. При этом Салманасар окончательно уничтожил царство Израильское, а весь народ переселил в Мидию и Персию [3]. В числе прочих военнопленных в руки его попался также живьём и царь Осия. В Самарию и страну Израильскую Салманасар перевёл на жительство другие племена, а именно хуфейцев, называвшихся так по области Хуф, имя которой производится от персидской реки того же названия [4]. 2 Между тем царь ассирийский пошёл войною также на всю Сирию и Финикию, так что имя его встречается в тирийских летописях. Нападение своё на город Тир он совершил в то время, как там правил царь Елулей. Об этом имеется также свидетельство Менандра, который был летописцем и перевёл тирийские хроники на греческий язык. Он [между прочим] пишет следующее: 3 Между тем переселённые в Самарию хуфейцы (этим именем они пользуются до сих пор вследствие прибытия своего из страны, носящей название Хуфы, находящейся в Персии, где имеется и река того же имени) принесли с собою в Самарию культ пяти отдельных божеств по числу племён и стали почитать их по своему собственному ритуалу. Этим они возбудили против себя сильнейший гнев Всевышнего Бога. Последний поразил их чумою [5], которая истребляла их во множестве, и так как они нигде не могли найти средства против этого бедствия, то им, на основании одного пророчества, пришлось прибегнуть к почитанию Всевышнего, который один только мог спасти их. Ввиду этого они отправили к ассирийскому царю посольство с просьбою прислать им из числа взятых во время войны в плен израильтян нескольких священников. Когда царь исполнил их просьбу, хуфейцы научились у последних настоящему богопочитанию и стали ревностно молиться Предвечному, после чего немедленно избавились от чумы. Этих обычаев хуфейцы, как они называются по-еврейски, тогда как на греческом языке они носят имя самарян, держатся ещё и поныне. Впрочем, они отличаются большим непостоянством: когда они видят, что дела иудеев идут хорошо, они называют себя их ближайшими соплеменниками и указывают на своё родство с иудеями по совместному с последними происхождению от Иосифа; если же видят, что дела иудеев пошатнулись, то уверяют, будто у них нет решительно никаких отношений к иудеям, ничего с ними ни по характеру, ни по происхождению, потому что они-де сами являются чужеземными переселенцами. Но об этих хуфейцах нам придётся ещё при случае поговорить подробнее [6]. [1] Сой, Сох, по Библии (4 Цар. 17:4), Сигор, т.е. Шабака (греч. Сабакон) - кушитский царь, завоевал Египет и явился основателем XXV (кушитской) династии; правил в Египте в 726-718 гг. до н.э. [2] Действительно, Салманасар V в течение трёх последних лет своего правления осаждал Самарию, но до конца жизни не успел её взять. Это сделал, как следует из летописи его сына и наследника Саргона Ассирийского (722-705 гг. до н.э.), именно последний: «В начале моего царствования я осаждал и взял, с помощью бога Шамаша, даровавшего мне победу над моими врагами, город Самарию. 27 280 жителей я увёл. Я взял 50 колесниц... Я взял и увёл [пленных [3] См. выше; это совершено уже в правление Саргона, хотя Мидия попала в сферу влияния ассирийцев ещё в середине VIII в. до н.э. [4] Кроме мидян в их числе были представители кутийско-касситского населения. Ещё арабские географы упоминали о реке Куга, ныне пересохшей, русло которой расположено к югу от Каспийского моря. (перев.) [5] Из Четвертой книги Царств (17:25) видно, что кара, постигшая их, была не чума, а что они стали добычей львов. (перев.) [6] В основу рассказанного в этой главе положена Четвёртая книга Царств (18:9-12 и 17:24-41). |
SAPE |
© The FontCity, ltd, 2011