![]() | ||
---|---|---|
«Против Апиона», по книгам (2) «Против Апиона», по главам (2) |
Евсевий Памфил (Кесарийский): «Церковная история» (Εύσέβιος, επισκοπος Καισαρειας της Παλαιστινης: «Έκκλησιαστικης ἰστορίας») Книга шестая 1 Возобновляя разговор о тех, кто ослаб во время гонения, Дионисий весьма кстати всё это привёл. Дело в том, что, превозносясь над ними в гордыне своей, Новат, священник Римской Церкви, заявил, что для них вовсе нет надежды на спасение, даже если они выполнят всё, что требуется при искреннем обращении и честном исповедании грехов. Он стал главой особой ереси, последователи которой в надмении ума называли себя «чистыми» (катарами). 2 По его поводу в Риме собрался очень большой собор: шестьдесят епископов, гораздо больше священников и диаконов; в остальных церковных округах местные пастыри - каждый - обдумывали, как поступить. Всеми принято решение: считать чуждыми Церкви Новата и превозносящихся вместе с ним, предпочитавших братоненавистническое и бесчеловечное мнение этого человека. Несчастных же, попавших в беду братьев лечить целительным покаянием. 3 До нас дошли письма Корнилия, епископа Римского, к Фабию, епископу Антиохийскому, со сведениями о римском соборе и постановлениях, принятых в Италии, Африке и тех краях; есть и письма от Киприана и его африканских соепископов, написанные по-латыни, из коих явствует, что и они согласны с необходимостью подавать помощь соблазнённым и считают справедливым отлучение от Церкви ересиарха и тех, кто пошёл за ним. 4 К этим письмам присоединено другое письмо Корнилия о том, что было угодно собору, и ещё другое - о поведении Новата. Ничто не мешает привести из него выдержки, дабы познакомить моих читателей с тем, что его касается. 5 Корнилий, описывая Фабию поведение Новата, пишет так: 6 Максим, священник у нас, и Урбан, дважды пожавшие урожай доброй славы за своё исповедание, Сидоний и Келерин, человек, который все пытки по милости Божией перенёс, укрепил силой веры слабую плоть и победил противника своим мужеством, - все эти люди, хорошо поняв Новата и воочию видя его злобность, двоедушие, клятвопреступничество, лживость, его неумение жить с людьми и его волчью дружбу, вернулись в Святую Церковь и перед множеством епископов, священников и мирян раскрыли все его уловки и злые дела, давно им замышленные; они скорбели и каялись, что, поверив этому лукавому и злонравному животному, на короткое время покинули Церковь». 7 Немного дальше он говорит: «Непонятную перемену, возлюбленный брат, увидели мы в нём вскоре: этот блистательней человек, страшными клятвами заверявший, что он вовсе не домогается епископства, вдруг является епископом, как «бог из машины» в театре. 8 Этот толкователь догматов, этот поборник церковной науки, решив ухватить и похитить епископство, которое не было ему дано свыше, нашёл себе двух помощников, отчаявшихся в своём спасении, и отправил их в какой-то глухой уголок Италии обмануть ловкой выдумкой тамошних трёх епископов - людей необразованных и простодушных, уверить их и настоять на том, будто они должны поскорее ехать в Рим и там, при посредничестве этих людей, уладить все несогласия с другими епископами. 9 Когда прибыли эти, как мы уже сказали, простецы, ничего не понимающие в кознях и хитростях обманщиков, их заперли люди, сходные с теми, кто доставил им столько хлопот. В десятом часу, когда они напились, их, совершенно охмелевших, Новат силой заставил через возложение рук дать ему мнимое, ложное епископство, вытребованное хитростью и мошенничеством и ему не положенное. 10 Один из этих епископов немного спустя вернулся в Церковь, со слезами всенародно исповедал свой грех, и мы приняли его в общину, но как мирянина; за него просил весь присутствовавший тут народ. Что касается остальных епископов, то мы рукоположили им преемников и послали в те места, где они были. 11 Этот страж Евангелия разве не понимает, что в Церкви кафолической должен быть один епископ? В ней имеется - он не мог этого не знать - 46 священников, 7 диаконов, 7 иподиаконов, 42 аколуфа (послушника), 52 человека заклинателей и чтецов и привратников, больше полутора тысяч вдов и калек, которых питает благодать Христова. 12 Даже такое множество, столь необходимое в Церкви, - число, по Божиему Промыслу, обильное и всё умножающееся, вместе с неисчислимым количеством мирян, не отвратило его от этого неразумного, безнадежного поступка и не вернуло в Церковь». 13 И далее, между прочим, добавляет следующее: 14 Начало его вере положил сатана, который вошёл в него и жил в нём достаточно долго. Помогли ему заклинатели, а когда он тяжко заболел, то его, считая почти умирающим, крестили - если можно сказать про такого человека, что он крещеный, - окропив водой на той же постели, где он лежал. 15 Он выздоровел, но над ним не было совершено остальное, что требуется по церковным правилам: он не был запечатлен епископом. Не получив этого, могли он получить Духа Святого?» 16 Немного далее он продолжает: «Из трусости и жизнелюбия он во время гонения отрёкся от того, что был священником. Диаконы просили и убеждали его выйти из комнаты, где он заперся, и помочь братьям, насколько священнику и полагается и возможно помочь в опасности братьям, но он решительно отвернулся от увещавших его диаконов и ушёл в гневе, сказав, что он больше не хочет быть священником: он увлечён другой философией» 17 Немного дальше он добавляет следующее: «Итак, эта знаменитость покинула Церковь Божию, в которой он после того, как уверовал, был почтен священническим саном по милости епископа, через возложение рук введшего Новата в круг священников. Возражал весь клир и многие миряне, ибо крещённому по болезни окроплением в кровати, как был окрещен Новат, не дозволено быть членом клира, но епископ просил разрешения рукоположить только его одного». 18 И затем он описывает самое тяжкое из преступлений этого человека: 19 И несчастный человек приобщался не раньше, чем взяв на себя клятву, и вместо того, чтобы, взяв хлеб, произнести «Аминь», говорил: «Я не перейду к Корнилию». 20 Между прочим, говорит он и следующее: «Знай, что он покинут и одинок, ибо братья ежедневно покидают его и возвращаются в Церковь. И Моисей, блаженный мученик, недавно произнесший у нас своё прекрасное, дивное исповедание, будучи ещё в этом мире и видя его дерзость и безумие, отлучил его вместе с пятью пресвитерами, которые вместе с ним откололись от Церкви». 21 И в конце письма он приводит список епископов, приходивших в Рим и осудивших глупость Новата; он называет их имена и округ, которым кто управлял; 22 упоминает тех, кого не было в Риме, но кто письменно подтвердил своё согласие с мнением вышеупомянутых, называет тут же и города, которыми они ведали и откуда писали. Вот о чём уведомил Корнилий Фабия, епископа Антиохийского. |
SAPE |
© The FontCity, ltd, 2011