Геродот: «История» (9)

«Иудейская война» (8)

«Иудейские древности» (21)

«Против Апиона», по книгам (2)

«Против Апиона», по главам (2)

Книга I (глав: 35)

Книга II (глав: 41)

Евсевий: «Церковная история» (10)

История России (1)

Марк Твен: «Простаки за границей» (4)

Иосиф Флавий: «О древности иудейского народа. Против Апиона» (Φλαυίου Ἰωσήπου: «Περι αρχαιοτητος Ιουδαιων κατα Απιωνος»)
(~ 95)

Книга II. Против Апиона

◄◄ | | Глава | | ►►

Сообщение Апиона о поклонении ослиной голове в Иерусалиме

1 [79] Удивляют меня и те, которые стали его подстрекателями в этом деле, я имею в виду Посидония [1] и Аполлония Молона, ибо они тоже обвиняют нас в том, что мы не почитаем тех же богов, что остальные. Они также лгут и выдумывают не соответствующие истине небылицы о нашем храме, не считая при этом, что поступают скверно. Между тем весьма постыдно для всякого свободного человека из каких угодно соображений лгать, тем более что столь знаменитая святыня, как наш храм, всем хорошо известна. Апион осмелился утверждать, что в этом святилище «евреи поместили ослиную голову, воздавали ей почести и удостаивали её всяческого поклонения [2]. Голова пропала тогда, - уверяет он, - когда Антиох Епифан [3] разорял храм и обнаружил, что она сделана из чистого золота и стоит немалых денег» [4]. Итак, сперва ему в ответ я замечу, что даже если бы у нас и было что-то подобное, то египтянин ни в коем случае не мог бы поставить нам это в вину, поскольку ослы ничуть не хуже кошек [5], козлов и прочих животных, которые почитаются у них богами. Затем, как же он не заметил, что его невероятная ложь разоблачается теми сведениями, которые он сам же и сообщает? Ведь мы всегда руководствуемся одними и теми же законами, которым мы безгранично преданы. И когда наш город, также как и другие города, потрясали различные беды, когда Антиох Пий [6], Помпеи Магн [7], Лициний Красе [8] или в последний раз Цезарь Тит [9] в победоносной войне овладевали храмом, они ничего подобного там не находили, но только строжайшее благочестие, чего мы не можем сказать относительно других храмов. Впрочем, Антиох разграбил храм без всякого сколько-нибудь благовидного предлога; он пошёл на это из-за нехватки денег, хотя и не был нашим врагом [10]. И когда он напал на нас - своих союзников и друзей - ничего достойного осмеяния он там не обнаружил. Многие уважаемые историки также свидетельствуют об этом - Полибий Мегаполитанский [11], Страбон Каппадокийский [12], Николай Дамасский [13], Тимаген [14], летописец Кастор [15] и Аполлодор [16]. Все они говорят, что Антиох нарушил свой договор с евреями из-за нехватки денег, потому-то он и разграбил храм, богатый золотом и серебром. Всё это должен был принять во внимание Апион, если бы у него самого не было соображения осла и бесстыдства собаки [17], которую они боготворят. Ведь никаких иных оснований для этой лжи у него нет. Мы не поклоняемся и не воздаем ослам никаких почестей, в отличие от египтян с их крокодилами и змеями. Тех, кого ужалит змея или схватит крокодил, они почитают счастливцами, угодными богу. У нас же, как и у других благоразумных людей, ослы перевозят навьюченную на них поклажу. И если они заходят на поля и начинают жевать или не слушаются приказаний, то их при этом изрядно бьют - ведь они служат нам во многих делах, в том числе и в земледелии. Апион то ли сам был слишком невежественным, чтобы складно лгать, то ли, что более вероятно, собрав какие-то разрозненные сведения, оказался не в состоянии представить их в законченном виде, - раз ни один из его выпадов против нас не достигает цели.


[1] Посидоний из Апамеи, ок. 135-51, известный стоик, философ и историк, друг Помпея и Цицерона.

[2] Ср. Тас. Hist. V. 3 f.

[3] См. тж. Antiquit. XII. 4.

[4] Впервые упоминание о культе осла встречается у Посидония, затем у Аполлония Молона, Аниона, Плутарха, Диодора Сицилийского, Тацита и некоего Демокрита (в Суде). Осёл был первым атрибутом главного божества гиксосов и пользовался у них большим почётом. У евреев (Исх. 13:13; 34:20) считался животным нечистым.

[5] Слово furonibus непонятно. Дан перевод как у Thackeray'a.

[6] Niese считает, что это Антиох VII Благочестивый (Pius). Вероятно, у Иосифа было всё же θεος по причине путания с Антиохом II (Dius или Theos) - Antiquit. XIII. 218.

[7] Известна его ненависть к евреям. Под его влиянием и Посидоний, вероятно, издал свои памфлеты.

[8] В 54-53 г. был наместником в Сирии и разграбил Иерусалимский Храм (Antiquit. XIV. 105 ff).

[9] Тит окончательно завладел имуществом храма в 70 г.

[10] Деньги понадобились Антиоху Епифану в его борьбе с Египтом.

[11] Полибий, 214-122 г., был автором дошедшей в отрывках всеобщей истории в 40 книгах. Иосиф имеет в виду к. XXVI. 10.

[12] Страбон, 66 до н.э. - 24 н.э., известный географ и автор недошедшей истории: Иосиф часто ссылается на него в сочинении «О древностях».

[13] Жил во времена императора Августа, был приближённым царя Ирода Великого, занимая при нём должность историографа. Часто цитируемый Иосифом его исторический труд состоял из 144 книг, которые дошли в отрывках.

[14] Историк I в. до н.э., труды которого Иосиф знал по цитатам у Страбона.

[15] См. прим. 163 первой книги сочинения.

[16] Жил во II в. до н.э. Автор исторического сочинения «Хроника» в стихах и работы по греческой мифологии.

[17] Со времён Гомера бесстыдство собаки вошло в пословицу (Il. I. 159; VI. 344; VIII. 299).


SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Форум

© The FontCity, ltd, 2011