![]() | ||
---|---|---|
«Против Апиона», по книгам (2) «Против Апиона», по главам (2) |
Иосиф Флавий: «О древности иудейского народа. Против Апиона» (Φλαυίου Ἰωσήπου: «Περι αρχαιοτητος Ιουδαιων κατα Απιωνος») Книга II. Против Апиона Низменный характер греческих богов 1 [242] Всё это естественно приводит здравомыслящих людей в возмущение или просто вызывает смех, раз среди богов одни, оказывается, безбородые мальчуганы, другие - умудрённые сединой старцы [1], а из прочих каждому поручено заниматься своим делом - один кует [2], другая ткет [3], кто-то воюет с людьми [4], а иные играют на кифаре или не прочь пострелять из лука [5]. И наконец - случающиеся между ними распри и препирательства из-за людей, причём дело доходит до того, что они не только друг другу причиняют вред, но и от людей получают раны и потом от этого мучаются и страдают [6]. Но что поистине возмутительнее всего, - как можно чуть ли не всем божествам, - и богам, и богиням, - приписывать необузданное любовное влечение и постоянные соития [с людьми]? К тому же сам первенствующий среди них благородный отец преспокойно взирает на то, как соблазнённых и забеременевших от него женщин заключают в темницу или топят в море [7]. Детей своих он также не в состоянии избавить от тяготеющего над ними проклятия и без слёз пережить их утрату. Забавно, однако, и всё остальное, что из этого следует - боги на небе настолько бессовестны в своём любовании развратом, что некоторые из них даже признаются в своей зависти к тем, кто в нём запутался [8]. Впрочем, чего же ещё от них ожидать, если даже почтеннейший царь не смог сдержать своей страсти к жене хотя бы до того, как войдёт с нею в спальню [9]? А те боги, которые якобы были в услужении у людей - одни строили за плату дома [10], другие нанимались пастухами [11], а иных даже заключали в медную темницу наподобие преступников [12], - кто из здравомыслящих людей сможет не возмутиться теми, кто это придумал, и не осудить величайшую глупость всего того, о чём здесь говорилось? И страх, и робость, и даже бешенство и коварство, и каких только ещё самых гнусных страстей не приписали они природе и облику божества. А богам, имеющим добрую славу, целые города по их научению приносили жертвы. Именно потому они оказались в крайне затруднительном положении, когда одних богов им следовало почитать дарователями всевозможных благ, а других величать губителями. Потому-то их, как самых отъявленных негодяев из людей, они осыпают дарами и подношениями, убеждённые в том, что их не постигнет очередное ниспосланное ими несчастие, если за это заплатить. [1] Ср. Cic. De nat. deor. I. 30 (83): Iovem semper barbatum, Apollinem semper imbirbem. [2] Гефест. [3] Афина. [4] Apec. [5] Аполлон и Артемида. [6] Hom. Il. V. 335 ff; 375 ff. [7] Зевс и его смертные возлюбленные Даная, Ио, Лето, Семела. [8] Hom. Odyss. 8, 266-368. [9] Hom. Il. XIV. 312 ff. [10] Посейдон и Аполлон (Hom. Il. XXI. 442 ff; Apollod. XXI. 448 ff). [11] Феб (Hom. Il XXI. 448). [12] Титаны. |
SAPE |
© The FontCity, ltd, 2011