Геродот: «История» (9)

«Иудейская война» (8)

«Иудейские древности» (21)

«Против Апиона», по книгам (2)

«Против Апиона», по главам (2)

Книга I (глав: 35)

Книга II (глав: 41)

Евсевий: «Церковная история» (10)

История России (1)

Марк Твен: «Простаки за границей» (4)

Иосиф Флавий: «О древности иудейского народа. Против Апиона» (Φλαυίου Ἰωσήπου: «Περι αρχαιοτητος Ιουδαιων κατα Απιωνος»)
(~ 95)

Книга II. Против Апиона

◄◄ | | Глава | | ►►

Упрёк Апиона евреям в их постоянном рабстве

1 [125] Между тем можно только удивляться и всему тому, что от своего большого ума Апион напридумывал вслед за тем. По его словам, доказательством того, что законы, по которым мы живём, несправедливы, и что Бога мы почитаем не так, как подобает, служит то, что мы ни над кем не властвуем, но сами постоянно находимся в рабстве то у одного, то у другого народа, и что с нашим городом постоянно случаются какие-нибудь несчастия, - их-то собственный город [1] [т.е. Александрия], понятное дело, с незапамятных времён славился своим могуществом и не покорился даже римлянам, хотя, впрочем, можно было бы и не злоупотреблять великодушием последних. Ибо нет такого человека, который не подтвердил бы, что всё сказанное Апионом в полной мере относится к нему самому. Ведь очень немногим народам удавалось длительное время удерживать своё господство; изменившиеся обстоятельства заставляли их снова покоряться другим. Даже весьма многочисленный народ зачастую подпадал чьей-нибудь власти. И выходит, одни только египтяне, благодаря тому что боги, как он утверждает, бежали в их страну и спаслись там, превратившись в животных [2], обрели этот исключительный дар - не служить никому из покорителей Азии или Европы, - а уж египтянам-то, как известно, за целую вечность не удалось прожить на свободе ни единого дня, и даже не столько благодаря своим собственным правителям. Ибо как с ними поступали персы [3], разорявшие их города, разрушавшие храмы и убивавшие тех, кого они почитают богами, - и это случилось не однажды, но повторялось много раз, - об этом я умолчу, поскольку негоже уподобляться Апиону в его бесцеремонности, который, кстати сказать, не помнит о судьбе ни афинян, ни лакедемонян, из которых одних считают самыми мужественными, а других самыми благочестивыми все без исключения эллины. Не буду упоминать ни о царях, знаменитых своим благочестием, из которых самые прославленные [4] каких только несчастий не пережили за свою жизнь, - ни о пожарах, уничтоживших афинский акрополь [5], эфесский [6] и дельфийский [7] храмы и множество других, - и никто при этом не обвинял пострадавших, а только виновников. И тут нашёлся наш новоявленный обвинитель Апион, который позабыл обо всех несчастиях, постигших его родной Египет. Просто его ослепил Сесострис [8], баснословный египетский царь. О наших же царях Давиде и Соломоне, которые подчинили себе многие народы, нам бы не хотелось говорить. Потому оставим их в стороне, хотя, впрочем, об общеизвестном Апион также не знает - что когда персы и их преемники македоняне господствовали над Азией, египтяне были ими покорены и во всём уподобились рабам, мы же сохраняли свободу и к тому же в продолжение почти ста двадцати лет [9], вплоть до времени Помпея Магна, властвовали над соседними городами. И когда все цари были повсеместно римлянами побеждены, одни только наши единоплеменники за свою преданность оставались их неизменными друзьями и союзниками.


[1] То есть Александрия.

[2] По сообщению Плутарха (De Iside, 72), египетские боги бежали от гнева Тифона и спаслись, превратившись в животных.

[3] Персидские цари составляли XXVII династию от Камбиза до Дария Нота. Самыми жестокими царями были Камбиз, Артаксеркс I, Дарий II Нот.

[4] Принято чтение G. Giangrande, «Emendations to Josephus Flavius» Clas. Quart. 12 (1962) p. 115: ων εν ακροις (= πρωτοις) ονοματα вместо ων ενα Κροισον. Niese также ставит это место под сомнение.

[5] Сожжение Акрополя Ксерксом в 480 г. См. Herod. VIII. 53.

[6] Храм Артемиды, по преданию, сожжён Геростратом в ночь рождения Александра Великого.

[7] Несколько раз горел в 548-547 гг.

[8] См. Herod. II. 111.

[9] Время несколько преувеличено: от освобождения Иерусалима от сирийцев Иудою Маккавеем (165 г.) до прихода Помпея в 63 г. прошло 102 года. В это время Иудея была свободна и даже подчинила себе Идумею.


SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Форум

© The FontCity, ltd, 2011