![]() | ||
---|---|---|
«Против Апиона», по книгам (2) «Против Апиона», по главам (2) |
Иосиф Флавий: «О древности иудейского народа. Против Апиона» (Φλαυίου Ἰωσήπου: «Περι αρχαιοτητος Ιουδαιων κατα Απιωνος») Книга I. О древности иудейского народа Несоответствие данных Херемона сведениям Манефона 1 [293] Так говорит Херемон. Именно поэтому я и считаю, что из сказанного лживость обоих [1] очевидна. Ибо если существует какая-то истина, то невозможно говорить о ней настолько противоречиво. Ложные сведения они сообщают потому, что пишут не согласно другим источникам, а что им самим в голову придёт. Так, Манефон утверждает, что первоначальной причиной изгнания прокажённых было желание царя созерцать богов, Херемон же указывает свою причину, - что это якобы видение Изиды. Первый говорит, что царю посоветовал изгнать прокажённых Аменофис, второй - что им был Фритифант. Также и об их численности они почти полностью согласны друг с другом - один называет восемьдесят тысяч, другой - двести пятьдесят. К тому же Манефон сперва отправляет прокажённых в каменоломни, затем отдает им город Аварис, в котором их поселяет, потом заставляет ополчиться на всех прочих египтян с их обычаями, и только после этого, по его словам, они просят помощи у жителей Иерусалима, а Херемон - что, удаляясь из Египта, они повстречали в Пелузий триста восемьдесят тысяч человек, брошенных Аменофисом, что, соединившись с ними, они напали на Египет и что Аменофис бежал в Эфиопию. Но поистине самое непонятное то, что сочинитель истории о прокажённых и о видении Изиды ни словом не обмолвился о том, откуда взялось это многотысячное войско - то ли они египтяне по происхождению, то ли пришли из какой-то другой страны, - и не потрудился растолковать, по какой причине царь не пожелал пустить их в Египет. 2 Вместе с Моисеем Херемон также упоминает имя Иосифа, как будто тот был изгнан с ним в одно время, - а он на самом деле умер задолго до Моисея и старше его на четыре поколения, что составляет около ста семидесяти лет. К тому же Рамесс, сын Аменофиса, если верить Манефону, юношей вместе с отцом выступает на войну и затем вместе с ним бежит в Эфиопию, этот же говорит, что он родился уже после смерти отца [2] в какой-то пещере, и после этого выигрывает сражение и прогоняет евреев числом около двухсот тысяч в Сирию. Удивительная беспечность! Поначалу он ни словом не обмолвился о том, кто такие эти триста восемьдесят тысяч человек, и куда подевались те четыреста тридцать, - в сражении ли пали или перешли на сторону Рамесса. И затем самое странное, - что у него невозможно понять, кого он называет евреями, или кто у него имеется в виду под этим именем, то ли двести пятьдесят тысяч прокажённых, то ли те триста восемьдесят тысяч собравшихся в Пелузий. Впрочем, было бы излишним продолжать изобличать тех, кто изобличил себя сам, ибо то, что сказано другими, всегда менее убедительно. [1] To есть Манефона и Херемона. [2] Явное противоречие с тем, что сказано у Херемона. |
SAPE |
© The FontCity, ltd, 2011