![]() | ||
---|---|---|
«Против Апиона», по книгам (2) «Против Апиона», по главам (2) |
Иосиф Флавий: «О древности иудейского народа. Против Апиона» (Φλαυίου Ἰωσήπου: «Περι αρχαιοτητος Ιουδαιων κατα Απιωνος») Книга I. О древности иудейского народа Данные о древности иудейского народа у греческих писателей (Пифагора, Гермиппа, Феофраста, Геродота, Херила, Клеарха, Аристотеля, Гекатея и Агафархида) 1 [161] Теперь следует вознаградить и пытливость тех, кто не полагается на варварские источники и склонен доверять одним только эллинам. Я намерен указать из них тех, которые знают о нашем народе и в соответствующих местах своих сочинений упоминают о нас. Так Пифагор Самосский, один из самых древних, который мудростью и благочестием превзошёл, по общему признанию, всех прочих философов, без сомнения не только знал о нашем существовании, но и стал во многом подражать нашему образу жизни. От него, как известно, не осталось ни одного сочинения, но многие историки засвидетельствовали о нём. Из них наиболее известен Гермипп [1], взявший на себя труд составить его полное жизнеописание. Так вот, в первой книге этого сочинения о Пифагоре он сообщает, что «Пифагор, когда один его ученик по имени Каллифонт [2], родом из Кротона, умер, говорил, что душа его днём и ночью сопровождает его и что она повелевала ему не проходить по тому месту, где спотыкался осёл [3], воздерживаться от возбуждающей жажду [4] воды и избегать всякого злословия» [5]. К этим словам он прибавляет следующие: «Так он говорил и поступал, подражая верованиям евреев и фракийцев и усваивая их себе». Ведь и вправду говорят, что сей муж перенёс в свою философию многие из бытующих у евреев воззрений. И в городах наш народ издавна был небезызвестен, многие обычаи перекочевали в жизнь некоторых из них и в иных признавались достойными подражания. Об этом свидетельствует Феофраст [6] в сочинении «О законах». Он говорит, что тирские законы запрещают клясться иноземными клятвами, в числе которых он упоминает и о так называемой клятве Корбан [7]. Ни у кого не встречается такой клятвы, только у евреев. Это означает - что подтвердил бы какой-нибудь знаток еврейского языка - «приношение Богу». Да и Геродоту Галикарнасскому был небезызвестен наш народ, поскольку по некоторым его замечаниям можно заключить, что он упоминает о нём. Во второй своей книге, говоря об истории колхов, он пишет так [8]: «Из всех людей у одних только колхов, египтян и эфиопов издавна существует обряд обрезания. Что же касается финикиян и палестинских сирийцев, то они признают, что научились этому от египтян. Сирийцы, живущие по рекам Фермодонт [9] и Парфений [10], и их городские соседи макроны [11] говорят, что совсем недавно научились этому у колхов. Ведь это единственный народ, совершающий обрезание, и они, по всей видимости, делают то же самое, что и египтяне. А о самих египтянах и эфиопах - кто у кого перенял этот обычай, сказать не могу». Итак, Геродот упомянул, что палестинские сирийцы [12] совершают обрезание. Но из жителей Палестины одни только иудеи имеют такой обычай. Стало быть, он знал об этом и говорил о них. Также и Хирил [13], древнейший поэт, упомянул о нашем народе, что тот на стороне персидского царя Ксеркса участвовал в походе против Эллады. Перечисляя все племена, последним он помещает и наш народ, говоря: 2 После же них показался народ, удивительный видом, 3 Итак, всем, я думаю, ясно, что он упомянул о нас, поскольку и Салимские горы есть в стране, которую мы населяем, и так называемое Асфальтовое озеро. Ибо из всех сирийских озер оно самое большое и обширное. Таково упоминание о нас Хирила. А что не только самые малоизвестные из эллинов знали о евреях, но также восхищались теми из них, с кем приходилось им встречаться, и люди наиболее прославленные своей мудростью, несложно убедиться. Так Клеарх [15], который был учеником Аристотеля и не имел себе равных среди философов перипатетической школы, в первой книге «О сне» говорит, что его учитель Аристотель рассказывал о некоем муже еврейском. Он приводит такие слова, приписывая их самому Аристотелю. Написано так: «О многом можно было бы долго говорить, но сколь удивительного образа жизни и философии придерживался этот человек, рассказать было бы не бесполезно». «Будь уверен, Гиперохид, - сказал он, - тебе покажется, что я говорю о чём-то похожем на сон». Тогда Гиперохид с почтением молвил: «Но об этом как раз все и желают послушать». «Тогда, - сказал Аристотель, - чтобы не нарушить правил риторики и не смутить учителей красноречия, я расскажу вначале о его происхождении». «Говори, - сказал Гиперохид, - что считаешь нужным». «Тот самый человек был евреем и происходил из Килы Сирийской, а тамошние жители ведут свой род от индийских философов. Говорят, у индусов философы зовутся каланами [16], а у сирийцев - иудеями, поскольку имя своё они получили по месту, ибо место, которое они населяют, называется Иудея. Имя же их города весьма мудреное, называется он Иерусалим. Этот человек пользовался гостеприимством у многих и, поскольку, приходя из отдалённых своих мест, посещал прибрежные города, был греком не только по языку, но и по духу. В то время мы жили в Азии [17], и он, путешествуя в тех же местах, что и мы, повстречался с нами и с некоторыми другими из схоластиков, испытывая их мудрость. И поскольку прежде он был дружен со многими из людей образованных, то в беседах с ними сообщал не только свои собственные суждения». Об этом рассказывал у Клеарха Аристотель и кроме того с восхищением говорил о величайшей строгости иудейского мужа в жизни и о его благоразумии. Желающие могут узнать больше из самой книги, я же ограничиваюсь самым существенным и стараюсь не приводить лишнего. Клеарх, упомянув о нас, сделал для этого отступление. Ибо цель его сочинения иная. Зато Гекатей Абдерский [18], современник царя Александра и приближённый Птолемея Лага [19], который был философом и вместе с тем человеком весьма сведущим в делах практической жизни, не между прочим упомянул о евреях, но посвятил им целую книгу, из которой я хочу сделать извлечения касательно наиболее существенного. Вначале я уточню время. Он упоминает о битве при Газе между Птолемеем и Деметрием, которая, по свидетельству Кастора [20], произошла через одиннадцать лет после смерти Александра, в сто семнадцатую олимпиаду. Указывая эту олимпиаду, он говорит: «Тогда Птолемей Лаг победил в битве при Газе Деметрия Антигона, прозванного Полиоркетом». Что Александр умер в сто четырнадцатую олимпиаду, это признают все. Из этого следует, что в его время и при царствовании Александра процветал наш народ [21]. Гекатей между тем говорит следующее: «После битвы при Газе Птолемей распространил своё владычество и на сирийские области, и многие люди, прослышав о доброте и человеколюбии Птолемея, пожелали последовать за ним в Египет и посвятить себя служению государству. Среди них, - говорит он, - был иудейский первосвященник Езекия [22], в возрасте шестидесяти шести лет, человек, пользующийся почтением у единоплеменников, одарённый величайшим умом, наделённый даром красноречия и как никто другой опытный в ведении государственных дел; впрочем, - говорит он, - первосвященников иудейских, которые получают десятину от доходов и управляют общественными делами, общим числом у евреев более тысячи пятисот». И снова, упоминая о вышеназванном муже, он говорит: «Этот человек, достигнув такого почёта и приблизившись к нам, привлек к себе некоторых из своих соотечественников и убедил их во всех преимуществах жизни там; им было основано целое поселение, жизнь которого определялась законами» [23]. Затем Гекатей снова рассказывает о том, как мы относимся к законам, - что предпочитаем многие страдания, лишь бы не преступить их, и принимаем это как благо. «Вот потому-то, - говорит он, - хотя соседи и захожие иноземцы распускают о них дурные слухи, и нередко персидские цари и сатрапы их притесняют, невозможно заставить их изменить своему образу мыслей, всякое мучение и самые жестокие из смертей они ради этого принимают с готовностью, лишь бы не поступиться верой предков». К тому же приводится немало свидетельств их твердости в исполнении законов. «Однажды Александр, - говорит он, - прибыл в Вавилон и пожелал восстановить разрушенный храм Бела [24]. Всем без исключения воинам он приказал насыпать землю, и одни только евреи не подчинились. Их жестоко избивали и подвергали суровым пыткам, до тех пор пока царь не простил их и не оставил в покое. А когда войско вступило в их собственную страну, - говорит он, - и воздвигло храмы и алтари, они разрушили их и за одни сооружения заплатили денежный штраф, а за другие были прощены». При этом он замечает, что за подобные деяния по справедливости можно восхищаться евреями. Упоминает он и о том, что наш народ весьма многочисленный. «Многие тысячи наших соотечественников, - говорит он, - персы [25] сперва увели в Вавилон, а затем, уже после смерти Александра возникших там смут, переселили в Египет и Финикию». Он же свидетельствует о красоте и обширности страны, которую мы населяем. «Тремя миллионами арур, - говорит он, - лучшей и плодороднейшей земли владеют они, ибо такова площадь, которую занимает Иудея». А кроме того и о том, что с древнейших времён мы живём именно в Иерусалиме, городе величайшем и прекраснейшем, он говорит в таких словах: «Есть у евреев множество крепостей и селений по всей стране [26], город же укреплённый один - более пятисот стадий в окружности [27], в котором живут около ста двадцати тысяч человек. Там в самом центре города есть каменная обводная стена [28] длиной около пяти плетров, шириной в сто локтей, с двумя воротами. Внутри располагается четырёхугольный жертвенник, сложенный не из обтёсанных камней, а из простых булыжников [29], каждая боковая сторона длиной в двадцать локтей, а высотой десять локтей [30]. Рядом с ним большое здание, где стоит жертвенник [31] и светильник, и тот и другой из золота, весом два таланта. На них днём и ночью горит неугасаемый огонь. Нет ни изображений, ни приношений, нет вообще никакой растительности, как-то: священных рощ или чего-то подобного [32]. Дни и ночи там находятся священники [33], совершающие какие-то священнодействия. В храме они совершенно воздерживаются от употребления вина» [34]. Он свидетельствует, что мы участвовали в походах царя Александра, а затем и его преемников. Рассказ же о том, что произошло с одним иудейским мужем в присутствии самого писателя, я хотел бы привести. Он говорит так: «Когда я отправился к Красному морю, то в числе других сопровождавших нас еврейских всадников был некто по имени Мосоллам, человек сильный духом и телом, и по общему признанию лучший стрелок среди эллинов и варваров. Когда один прорицатель, гадавший по птичьему полету, предложил посреди пути остановиться, этот человек спросил у него, почему они встали. Указав ему на птицу, прорицатель ответил, что если она останется на том же месте, то всем следует остановиться, если же она поднимется и полетит вперед, следует продолжать свой путь, а если повернёт назад, то нужно возвратиться. Тогда, молча натянув свой лук, он пустил стрелу, попал прямо в птицу и убил её. Когда же прорицатель и все остальные в негодовании стали осыпать его проклятиями, он отвечал: «К чему безумствовать, если несчастная птица теперь у вас в руках? Каких разумных советов можно было от нее ожидать, если она не позаботилась даже о том, чтобы саму себя уберечь от гибели? Ведь если бы она могла предвидеть будущее, она не прилетела бы к этому месту, побоявшись, что в нее пустит стрелу Мосоллам-еврей». Однако довольно о свидетельствах Гекатея, поскольку желающие узнать больше без труда найдут и саму эту книгу. Я же поспешу назвать также имя Агатархида [35], который упомянул о нас, подшучивая, как ему самому кажется, над нашей простодушностью. 4 Он рассказывает историю Стратоники [36], говоря о том, как она оставила своего мужа Деметрия и пришла из Македонии в Сирию; когда же Селевк, занимаясь в то время созданием войска в Вавилоне, не пожелал жениться на ней, чего ей очень хотелось, она подняла восстание в Антиохии. А затем, когда царь вернулся и осадил город, она бежала в Селевкию и имела возможность тотчас отплыть, но, поверив неблагоприятному сновидению, решила остаться, была схвачена и казнена». Предварительно рассказав об этом, Агатархид смеется над суеверием Стратоники и в качестве примера упоминает в нескольких словах о нас. Вот как он пишет : «Так называемые евреи, населяющие самый неприступный из городов, который местные жители называют Иерусалимом, имеют обыкновение в седьмой день не заниматься ничем; они не носят оружия в это время, не прикасаются к земледельческим работам, не заботятся ни о каких других обязанностях, а только с поднятыми руками с утра до вечера молятся в храме. Когда в город со своим войском входил Птолемей Лаг, эти люди вместо того, чтобы защищать город, соблюдали свой безумный обычай. При этом отечество их обрело жестокого деспота, а в законе обнаружилось включённое в него никуда не годное предписание. 5 Этот случай, кроме них самих, всех остальных научил тому, что не следует обращать внимания на сновидения и на прочие сохранённые обычаем предрассудки, которые должны уступать место здравому размышлению о том, что происходит». 6 Агатархиду этот случай кажется смехотворным, но непредвзятым исследователям - весьма достойным похвалы, если самой свободе и спасению отечества люди предпочли верность обычаям и исконному благочестию. [1] Гермипп из Смирны, жил в III в., автор жизнеописаний философов, в том числе и Пифагора. [2] О нём ничего не известно. [3] Ср. Antiquit. II. 80. Возможно, намёк на басню о почитании осла. [4] Всё, что не относится к λιτον υδωρ пифагорейцев. У евреев подобного предписания не существует. [5] Ср. Исх. 22:28; Лев. 19:14, 16. [6] Ученик Аристотеля, ум. в 287 г. В особенности известен своими сочинениями по ботанике. [7] קרב Лев. 1:2; 2:5. Ps. 40:7 и др. В Септуагинте δωρα. См. Zeitlin S «Korban». Jew. Quart. Rev. 53 (1962-63) p. 160-163. [8] Herod. II. 104. Cp. Antiquit. VIII. 262. [9] Река в Каппадокии, впадает в Чёрное море. [10] Река в Пафлагонии, также впадает в Чёрное море. [11] Народ, живший около Чёрного моря, известен также под именем макрокефалов. [12] Иосиф представляет дело так, будто Геродот говорит о евреях. В сочинении последнего нигде не встречаются прямые указания относительно евреев и населяемой ими стране. Однако, если Геродот имел в виду филистимлян, которые не знали обрезания, он ошибался. Потому Иосиф, по всей видимости, прав в своём рассуждении. [13] Родом с о. Самос, современник и друг Геродота (Stiab. VII. 9 303). Известен как автор исторического эпоса о греко-персидских войнах. [14] Dornseiff F. Echtheitsfragen Antik-Griechicher Literatur. Berl., 1939, S. 67, считает, что отрывок подлинный, однако, маловероятно, что имеются в виду евреи. У позднейших писателей зачастую Ιερουσολυμα употребляется в сокращённой форме Σολυμα, что явилось причиной сопоставления упоминаемых у Гомера солимов, жителей Малой Азии (Od. 5. 283), с евреями (ср. Тас. Hist. V, 2). Также описание воинов не может быть отнесено к евреям, которым запрещалось коротко стричься (Лев. 19:27, Иер. 9:26). Возможно, в приведённой цитате имеются в виду эфиопы (ср. Herod. VII. 70). [15] Родом из города Солы на Кипре, автор многих несохранившихся сочинений. О подлинности приведённого отрывка см. Schuhl P.-M. «Sur un fragment de Clearque. Les premiers rapports entre savants grecs et juifs». Rev. hist. rel. 147 (1955) p. 124-126; а также Lewy H. «Aristotle and the Jewish Sage According to Clearchus of Soli». Harv. Theol. Rev. 31 (1938) p. 205-235. [16] Каланом звали гимнософиста, который последовал из Индии за Александром и сжег себя заживо навиду у его армии (Plut. Alex. 65 etc.). [17] В Мизии, ок. 347-344 г. [18] Гекатей из фракийского города Абдеры, известен как автор нескольких исторических сочинений, в том числе одного по истории Египта. Ему также приписывали сочинение «Об иудеях», в подлинности которого сомневались уже в древности (Orig. Contra Celsum I. 15). Однако, вопрос не имеет однозначного решения. Вполне вероятно, что некоторые отрывки (в том числе и те, которыми воспользовался Иосиф) подлинны. См. Lewy H. «Hecataios von Abdera περι Ιουδαιων». Zeitschr. neutest. Wiss. 31 (1932) S. 117-132, Dornseiff Fr. Echtheitsfragen... Berl. 1939, S. 56-57; Schaller B. «Hecataios von Abdera uber die Juden. Zur Frage der Echtheit und der Datierung». Zeitschr. neutest. Wiss. 54 (1963) S. 15-31. [19] Птолемей I Сотер, основатель династии, умер в 283 г. [20] Кастор с о. Родос, историк и хронограф, жил во II в. [21] Александр Великий умер в 323 г. Битва при Газе произошла в 312 г. [22] Об этом первосвященнике ничего не известно. Thackeray считает, что слово αρχιερευς, употреблённое без артикля, может и не означать первосвященника по официальному статусу. В то время первосвященником был Ония (ср. Antiquit. XI. 347). [23] Смысл этой фразы не вполне ясен. Дан один из возможных переводов. [24] Ср. Arrian. Exp. Alex. VII. 17; Strab. XVI. 1. 5, 738. [25] Здесь, очевидно, персы смешиваются с вавилонянами. [26] Только в Галилее во время Иосифа было 204 города и деревни (Vita 235). [27] Преувеличение, поскольку окружность города составляла всего лишь 33 стадии. [28] Речь идёт о стене, окружавшей храмовую гору, которая лежала в восточной части города. [29] Исх. 20:25, Второзак. 27:6. [30] Если это показание верно, тогда жертвенник второго Храма был таких же размеров, что и Храма Соломона (2 Паралип. 4:1; тж. Езд. 3:3). [31] Кадильный жертвенник, предназначенный для воскурений (Исх.30:1). [32] Второзак. 16:21. [33] Имеется в виду храмовая стража, состоявшая из священников. [34] Лев. 10:9, Иезек. 44:21. [35] Агатархид родом из Книда, II в., автор исторических сочинений, в том числе «Истории диадохов». RE I (3) 739-740 (Schwartz). [36] Стратоника, дочь Антиоха I (Сотера) и жена Деметрия II Македонского. См. Strab. 16, 749, тж. биографию Деметрия Плутарха. |
SAPE |
© The FontCity, ltd, 2011