На всякий случай сразу хочу предупредить: данный текст носит гипотетический характер, выводы его сугубо вероятностны, и отношение к данному вопросу никоим образом не влияет на принципиальные теологические положения – о Боге, о человеке, о спасении во Христе.
В шестой главе книги Исаии, в видении Превознесенного Престола, пророк видит неких особенных существ, שְׂרָפִים («серафим»). «У каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал, и взывали они друг ко другу…» (Исаия 6:2-3). Далее говорится о наличии как минимум у одного из «серафим» руки и способности обращаться к человеку (6:6-7). Что же за существа виделись пророку?

При переводе Ветхого Завета на греческий язык в III в. до н.э. еврейское слово «серафим» (множественное число от «сараф») было оставлено в этом тексте в оригинальном виде. Так оно вошло в греческий, затем – в латинский, и далее перекочевало во многие другие языки. Появилось даже множественное (от множественного!) число «серафимы», и сложилось благочестивое толкование, что они – некий особенный чин в ангельской иерархии. Хотя при этом следует принимать во внимание, что
1) ни разу в Писании «серафим» не названы ангелами;
2) ангелы, согласно значению самого слова, суть «посылаемые с вестью» («служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» – Евреям 1:14);
3) ангелы в Писании обычно идентифицируются как «мужи» и нигде в Библии не имеют крыльев;
4) «серафим» никуда никем не посылались – они «взывали они друг ко другу».
Но, к удивлению многих читателей Писания, шестая глава Исаии – не единственное место, где в оригинале упомянуты «серафим». Вот, что пишет авторитетный эксперт по древним библейским текстам М.П. Кулаков:
«Серафим – мн. ч. от евр. сараф – палящий, огненный. В других местах ВЗ это слово относится к ядовитым (огненным – серафим) змеям (Числ 21:6; Втор 8:15). Возможно, они названы там «жгущими» из-за их ядовитых укусов, которые вызывали у жертвы жар. Также может быть, что существа, которых видел Исайя, походили на змей своим стремительным передвижением. Дважды в этой книге серафимы описываются как летающие (14:29; 30:6)».
Не исключено, что понимание «сараф» как «огненный», «пламенный» – поздняя трактовка. Она может основываться на образном определении протуберанцев огня как «змей пламени» (подобно русскому «языки пламени»). И, хотя толкователи упорно придерживаются идеи, что «сараф» значит «огненный», в Писании везде, кроме Исаии 6, «серафим» переведено как особая категория змей. Причем, у того же Исаии – это летучие змеи (в некоторых переводах, включая Синодальный, в 14:29 это даже летучие драконы!). В Исаия 34:15 также упомянуты «летучие змеи» (евр. «киппозе»), которые гнездятся, кладут яйца, выводят потомство и заботятся о нем.
Впервые «сараф» и «серафим» упоминаются в Торе: «И послал Господь на народ ядовитых змеев («серафим нахашим»), которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев («нахаш»). И помолился Моисей о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе змея («сараф») и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея («нахаш») и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Числа 21:6-9). Во Второзаконии 8:15 также говорится о «пустыне великой и страшной, где змеи («сараф»), василиски, скорпионы».


Античные историки Геродот (V в. до н.э.), Иосиф Флавий (I в. н.э.) и Гай Юлий Солин (III в. н.э.) рассказывают о небольших «крылатых змеях» обитающих в ладановых рощах от Аравии до Египта. «По форме эти гады подобны речной змее, но крылья их не пернаты, а как у летучих мышей» (Геродот). «Яд их настолько скор, что смерть приходит прежде, чем почувствуешь боль» (Солин). Описывается также, что когда работники намеревались собирать ладан, они сперва обкуривали деревья едким дымом, сгоняя с них ядовитых крылатых змеев. Естественными же врагами этих змей были ибисы (разновидность аиста).
Чарльз Оуэн в «Эссе о естественной истории змей» (1742 г.) пишет: «Среди змей встречаются такие, которые снабжены крыльями. Геродот, который видел этих змей, говорит, что у них было большое сходство с теми, что греки и латины называли гидрой. Их крылья составлены не из перьев, как у птиц, а скорее похожи на крылья летучих мышей. Они любят сладкие запахи и нередки на деревьях, производящих благовония. Такими были те огненные змеи, которые произвели великое поражение в лагере Израиля ... Медный Змей, которого Моисей вознес на шесте, наверняка был изображением летучего змея, Сарафа, это более чем очевидно» (Owen, Charles, An Essay Towards a Natural History of Serpents, 1742, pp. 191-193.).
Похоже, что «сараф» – вымершая к нашему времени рептилия, летучая разновидность змеи («нахаш»). И потому там, где из контекста ясно, что речь идет именно о «серафим», эти слова могут быть использованы взаимозаменяемо, как в Числах 21:8-9. Нечто подобное (огненным?) змеям с шестью крыльями, руками, ногами, лицом и способностью говорить мог описывать пророк. Поскольку же говорящий змей в книге Бытия 3 впоследствии стал «ходить на чреве» своем (3:14), не исключена вероятность, что до этого он передвигался иным способом и, возможно, был подобен существам из видения Исаии.
Иллюстрации - Нехуштан (медный змей, изготовленный Моисеем): манускрипт XII в. (Bibliothèque Nationale de France BNF Latin 12054) и медная гравюра XIX в. (Serpents in the Wilderness -1864 J.P. Migne, Editeur)
© Sergei Golovin, Вчера в 10:22 · Город Киев, Ukraine