Пастор донецкой церкви «Ассамблея Божья» Сергей Косяк, которая входит в состав ЦХВЕУ, рассказал в интервью корреспонденту новостного агентства InVictory News о столкновениях сторонников пророссийских и проукраинских митингов в Донецке 13 марта, а также о настроениях жителей города.
Сергей Косяк находился как раз в эпицентре событий вечером 13 марта. Он помогал вытаскивать раненых.
В результате стычек пострадали минимум 50 человек, двое погибли. Ещё один человек находится в тяжёлом состоянии, ему сделали операцию. Состояние ещё двух человек - крайне тяжёлое.

Сергей Косяк на молитве за Украину. Фото Леся Скубко / Facebook
Вы были в центре событий, расскажите, с чего все началось?
Со стороны митингующих не было никакой агрессии. Люди стояли, выступали с трибуны и говорили о том, что Донецк и Крым - это одна страна. Не было сказано ни одного плохого слова в сторону россиян. Со стороны пророссийского митинга, по нашим данным, были представители российских национальных организаций, которые несут неофашисткую агрессивную политику. Некоторые из них запрещены даже в России.
В течение трёх месяцев местная власть зомбировала людей, что наступают «бандеровцы», «фашисты». И эту идею подхватили пророссийские организации: «Русский блок» и другие.
С участниками пророссийского митинга вышли жители Донецка. Все были крайне агрессивно настроены. В сторону участников митинга за единство Украины бросали яйца, петарды, пустые бутылки от водки. На стороне пророссийских сил стоял устойчивый запах перегара.
Когда закончился митинг, была организована самооборона, чтобы защитить участников проукраинского митинга. Они стали живым щитом, чтобы не допустить столкновений.

Молитва за Украину в Донецке. Фото Сергей Косяк / Facebook
Что делала милиция?
Пророссийские люди, которые были изначально настроены на провокации, ждали конца митинга. Затем они двинулись вперёд. Милиция сделала вид, что защищает. На самом деле от неё защиты особо не было. Милиция разрешала бить, но не давала убивать.
Милиции было много?
Нет. И, похоже, они не имели чётких указаний или, наоборот, имели указания не вмешиваться. Скорее всего, второе, потому что милиции в Донецке достаточно, чтобы обеспечить защиту. К тому же не было задержано ни одного человека. Потом, как будто бы четверых арестовали.
Эти 50 человек (самооборона) - действительно герои, потому что они выдержали натиск 500 агрессивно настроенных людей.
Вначале я отошёл в сторону, но когда начали избивать людей, когда начали падать поверженные защитники Майдана, когда я увидел, что уже лежит 5-6 человек на асфальте и один из них с проломленным черепом, я лично уже ворвался в толпу и крикнул им: я священник, хватит, вы убили человека! Они остановились.
Вас не тронули?
Это, неверное, ангел вступился, потому что люди были озверевшими.
Пострадавших начали оттаскивать с проезжей части. Я остался с одним человеком, у него был проломлен череп, из раны пульсировала кровь, и он не подавал признаков жизни. Когда попросили подъехать находившуюся недалеко скорую, то врачи побоялись подъезжать. Трусость врачей меня также удивила, как и бездействие милиции. Мы вшестером отволокли пострадавшего к скорой, где я уже встретил журналистов «1+1».
Затем я вернулся назад. Там происходило полное безумие. Из тех 50 человек самообороны осталось человек 30. Они забежали в милицейский автобус, чтобы скрыться. «Пророссийские люди» начали бить стёкла в автобусе, пробили колёса и бросали внутрь камни и дымовые шашки.
В воздухе витал стойкий запах черёмухи (слезоточивый газ - от действия газа - прим.ред.).
После этого самоборона выбежала из автобусов. Их обступили и заставили становиться на колени с криками «Россия!». Это уже мне рассказывал один из свидетелей, который был в этом автобусе, паренёк из церкви «Слово жизни». Тут милиция их защитила, она сделал живой коридор, чтобы они могли убежать. Эти 30 человек, сломя голову, побежали от площади Ленина к проспекту Ильича. За ними гнались. Одного догнали, отволокли на площадь обратно и пытались устроить самосуд. Раздели его, унижали, ставили на колени. Там милиция этого человека уже защитила.
Здесь в ситуацию я уже не вмешивался. Я отвёз братьев и сестёр на ежедневную молитву, которая проходит недалеко от центра. Затем я вернулся обратно на площадь Ленина. Было много камней, мусора, крови на асфальте. Милиция ходила и фотографировала это всё. Я пошёл туда, где стояли участники пророссийского митинга. У них там своего рода палаточный городок. Они все упивались своей победой.
Затем я увидел, что какие-то телеканалы снимают группу ребят, один из них с перебинтованной головой. Я подошёл посмотреть. Один парень говорил, что они вышли мирно отстоять свои интересы, а участники проукраинского митинга начали вести себя агрессивно, бросать петарды, бить их прутьями и даже применять травматическое оружие. Я спросил: какой канал? Мне ответили, что «ТРК Москва».

Пастор показывает металический прут одного из нападавших
Какие вообще настроения у людей в Донецке?
Люди поделились на два лагеря. Одни видят Украину независимой. Другие, ненавидят тебя. Ненависть… такое чувство, что нечистый дух какой-то вошёл в сердца людей. Это не просто убеждение, что нужно идти в Россию. Это какой-то комок ненавистных эмоций.
Каких из них больше, а каких меньше?
Что бы там ни говорили, я думаю, что в Донецке больше людей, которые видят Украину самостоятельной и независимой. Просто те, которые за присоединение к России, более крикливые и агрессивные. Поэтому они создают шумиху. Но все здравомыслящие люди, а таких, я считаю, в Донецке большинство, понимают, что выдуманные бандеровцы - это игра грязных политиков.
Как в христианских кругах относятся к ситуации в стране?
Христиане, как и по всей Украине, молятся. Кто-то открыто заявляет о своей позиции, кто-то нет. В церквях мы стараемся эту тему не поднимать, потому что есть люди разных убеждений. Но на молитве мы чётко говорим о единстве и молимся за Украину. Большинство в протестантских церквях придерживаются курса на сохранение целостности Украины.
Как вы считаете, пасторам / христианам нужно в качестве миротворцев находиться в эпицентре противостояний или лучше молиться в стороне?
Я, как пастор церкви, не призывал бы туда идти, потому что я поставлю людей под угрозу. Но оставаться в стороне тоже нельзя. Я думаю, что работа пасторов должна быть больше направлена на тех людей, которые находятся на площади Ленина под российскими флагами, проповедовать им об Иисусе Христе. Но, как гражданин, человек имеет право быть на подобном митинге. Я знаю многих служителей, которые были на этом (проукраинском) митинге, потому что это их гражданская позиция. Но мы, как церковь, организованно выходим на молитвенный Майдан. Это религиозный формат.
Я пошёл, потому что не мог остаться в стороне, когда убивали людей. Мы между собой на молитве договорились, что в случае каких-то столкновений священники будут выходить в качестве миротворцев. Но это личная позиция священника, и мы не будем призывать церковь так делать.
Вы говорили о том, что пасторам нужно работать больше с пророссийски настроенными людьми. Кто-то пытается это делать?
Пытаются. Сегодня мы с отцом Николаем, римо-католиком решили тоже туда наведаться, собрать евангелия, подарочные календари и просто молиться за них. Были попытки наших верующих братьев. Диалог какой-то вроде бы получается, но если бы там стояли идейные люди, то они прислушивались бы. А там стоят люди за деньги. Они может всей душой и сердцем согласны, что Иисус - Господь, но им заплатили деньги, чтобы они били остальных.

© Христианский мегапортал InVictory.com, 16 Мар 2014