Церковь и власть

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4336
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Церковь и власть

Сообщение FontCity » 04 фев 2013, 10:31

Этапы большого пути

Изображение
© Фото: ИТАР-ТАСС

Ну вот мы и дожили. Президент Владимир Путин в прошедшую пятницу встретился с участниками Архиерейского собора, который проходит в Москве с 2 по 5 февраля. Нет, нельзя сказать, что президент встречается с архиереями впервые - такое уже бывало, и не раз, президент даже отметил, что это превратилось в традицию. Новшеством стало другое - президент, пожалуй, впервые, почти слово в слово, повторил излюбленную мантру представителей патриархии: «Мы должны уйти от вульгарного, примитивного понимания светскости». Об этом многажды говорил патриарх Кирилл, подчеркивая, что «светское не значит атеистическое», протоиерей Всеволод Чаплин, предостерегавший от «утрированного понимания светскости». Вот наконец-то и президент выучил слова.

Ничто иное в его речи, правда, не указывало на готовность немедленно приступить к решительному преодолению «вульгарной светскости». Сферы деятельности, в которых государство ждет от церкви помощи, все те же: «поддержка семьи и материнства, воспитание и образование детей, молодёжная политика, решение социальных проблем, которых у нас ещё очень и очень много, укрепление патриотического духа Вооружённых Сил Российской Федерации». Так что можно бы считать, что в известной степени этот дополнительный «шаг навстречу» сделан из желания доставить патриарху удовольствие в годовщину интронизации - четыре года назад патриарх Кирилл вступил на первосвятительский престол.

Однако власть сама себя (и всех нас) загоняет в клерикальную ловушку. Рассорившись с городским образованным классом, «болотными хомячками», она вынуждена искать других союзников. Уже на встрече с архиереями в 2004 году Путин выражал надежду на содействие церкви «в укреплении общероссийского единства». Тогда же, к слову, припомнил, что вышел закон о передаче церкви земельных участков. Теперь, когда имеются более чем красноречивые знаки этого содействия и сам глава церкви не упускает случая объяснить народу, что «противящийся власти противится Господу», приходится отдавать не только «исторические долги».

Чего хочет патриархия? Если не государственной власти (той самой, которой нельзя противиться, но уж тут приходится смирить аппетиты - все-таки патриарх Кирилл не Хомейни да и Россия не Иран, во всяком случае, пока), то влияния, влияния и еще раз влияния - чем больше, тем лучше. Курс ОРКСЭ ввели - неплохо, но что-то мало его выбирают, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Не хотят? Ну, быть того не может! Это все или происки школьной администрации (лень заводить канитель со множеством учителей), или недопонимание со стороны родителей. И начинаются бесконечные объяснения, что изучать основы православия просто необходимо, для того «чтобы мы оставались единой страной и единым народом. Иначе не получится». Свобода выбора ставится под вопрос: «Для всех это обязательно. И люди должны это понять».

Церковный министр образования митрополит Меркурий на Рождественских чтениях пеняет епархиям, которые до сих пор не имеют православных гимназий, и призывает местные власти озаботиться их финансированием (по новому закону «Об образовании» теперь этот вопрос находится в ведении муниципалитетов). Мысль, что их нет, потому что, возможно, в них нет нужды, так как основы православия давным-давно преподают в провинции как региональный компонент, а теперь еще и в рамках курса ОРКСЭ, - не обсуждается.

И президент Путин виновато оправдывается: «Если мы уравняем государственные учреждения и негосударственные, в том числе в вопросах предоставления финансирования, тогда надо будет соответствующим образом влиять на создание сети этих организаций, поскольку мы не можем ее бесконтрольно расширять и при этом обещать финансирование».

Идет наступление на государство и по части теологии в светских вузах. Больше факультетов, больше кафедр - наделавшее такого шума открытие кафедры теологии в МИФИ было, на мой взгляд, чистым пиар-ходом в этой кампании: посмотрите, в каком заслуженном вузе мы открываем кафедру, а вы что же?! Между тем, число абитуриентов в духовные школы год от года сокращается. И неудивительно: если церковь всю мощь своего делания переносит в государственное поле, то зачем связывать свою жизнь с церковью?

Растут аппетиты патриархии и в бизнесе. В правительство внесен законопроект о закреплении статуса «религиозно-исторического» места за Соловками, Псковско-Печерским монастырем и еще десятком подобных территорий - надо же окончательно прибрать их к рукам. Хочешь на Соловки? - плати денежки церкви, а не светской туриндустрии. Опять же государственное финансирование под реставрацию будет отпущено.

Во многом под давлением церкви принимаются дискриминационные, непроработанные законы, которые открывают широкий простор для злоупотреблений: о защите детей от вредной информации, о противодействии пропаганде гомосексуализма, о защите религиозных чувств (последние два еще не приняты - депутаты задумались над формулировками). И все под торжественные разговоры о борьбе за духовно-нравственные ценности.

Скоро вся страна будет опутана общественными советами в защиту христианских ценностей, только человек человеку по-прежнему бревно: и скорая помощь вовремя не приедет, и хорошую оценку в школе все труднее получить без «доплаты» учителю. Так что вряд ли кураторы общественных советов из патриархии и сами ретивые общественники, пусть даже вознесенные на православный Олимп и прильнувшие к жирному телу госбюрократии, обеспечат власти то самое «общероссийское единство», которого она взыскует.

Православие для большинства росиян отнюдь не религиозная, а в первую очередь культурная или национальная идентичность, об это говорят все социологи, то есть идентичность коллективная, а не личная. А коллективная идентичность всегда строится на отторжении «других». Когда же «коллектив» заражен комплексом превосходства - у него в руках Истина, а все остальные пребывают в пагубном заблуждении, — отторжение грозит вылиться в агрессию. Что мы и видим постоянно на всевозможных православных пикетах и стояниях. Сомнительный путь к единству.

Но главное даже не это. Официальная церковь все больше превращается в ведомство православного вероисповедания, первой и главной обязанностью которого было насаждение верноподданических чувств. У какой-то части церковного и нецерковного народа это, может, и не вызывает протеста - были «советские», стали «православные». Однако те, для кого духовная свобода - одна их главных христианских ценностей, никогда не смирятся с таким положением вещей. А это значит, что попытки объединить «православных» вокруг госкормушки будут раз за разом наталкиваться на сопротивление самой деятельной и ответственной части церковного народа. И ронять авторитет церкви в глазах «большого» гражданского общества.

© СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК, «Ежедневный журнал», 4 ФЕВРАЛЯ 2013 г.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4336
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Церковь закрывается

Сообщение FontCity » 12 фев 2013, 20:12

Церковь закрывается

Изображение
© Фото: ИТАР-ТАСС / Валерий Шарифулин

Перед Днём народного единства патриарх Кирилл сделал два важных, но трудно стыкуемых друг с другом заявления: что церковь «будет находиться в диалоге с любой властью» и что «идеи солидарности и заботы об общем», как и 400 лет назад, «призваны стать скрепой нашего общества».

В первом своём выступлении, которое было посвящено абсолютно несостоятельным, по мнению первоиерарха, обвинениям «в сращивании» церкви с государством, патриарх помянул Основы социальной концепции РПЦ. В документе нигде не сказано, отметил он, что церковь намерена сращиваться с государством, где постановления Синода или Архиерейского собора на эту тему? Какие же основания для подобных обвинений?

Между тем, писавшаяся в течение «лихих 90-х» социальная концепция шла даже дальше: в неё было включено положение о том, что в случае, если власть принуждает православных верующих «к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении». Тогда власть сильно переволновалась из-за этого положения, иерархов вызывали на ковёр, требовали объяснений - концепция, напомним, была доработана как раз к началу путинского правления. Теперь о «душевредных деяниях» и «неповиновении» не вспоминают - церковь готова сотрудничать с любой властью.

Что патриарх понимает под сотрудничеством, мы знаем - после протестных событий конца 2011 - начала 2012 он не упускает случая показать это. А вот что патриарх понимает под солидарностью, не очень понятно. С одной стороны, он возглавил церемонию закладки памятника патриарху Гермогену - вдохновителю народного ополчения 1612 года, благородно возвысившему свой голос «против беззакония», как сказал глава церкви в интервью ИТАР-ТАСС. С другой - все попытки бороться с «беззаконием» здесь и сейчас не находят его одобрения. Священника Дмитрия Свердлова, например, пошедшего наблюдателем на парламентские выборы в декабре 2011-го и написавшего потом о творившихся на его глазах беззакониях, очень скоро сняли с должности настоятеля храма и отправили третьим священником в другой. Игумена Тимофея (Подобедова), виновника ДТП на Садовом кольце, в котором пострадали ещё две машины, тоже сняли с должности настоятеля и даже запретили в служении до выяснения обстоятельств дела, но суд, отобрав у игумена права, тем не менее виновным в ДТП его не признал. И это после того как полиция установила, что именно он выбрал не ту скорость и в результате не справился с управлением. И что же патриарх? Разговоры о недостатках священников заставляют нас отвернуть свой взгляд от Креста Господня, вдохновенно проповедовал он в очередном «Слове пастыря», вселяют в нас заблуждение, что «Крест ничего не принёс миру и что Церковь, которая призвана проповедовать о Кресте миру, не соответствует этой проповеди…» Игумен Тимофей от несения Креста, надо понимать, освобождён...

Официальная церковь всё время пытается усидеть на двух стульях. Почему патриарх считает важным сотрудничество с властью? Потому, поясняет он, что «церковь несёт ответственность за нравственное состояние своего народа» и готова «через сотрудничество с властью в том числе служить этим высоким целям». Бедный, бедный Ватикан! Как он-то, несчастный, поддерживает нравственность пасомых по всему миру народов? С каждым пиночетом не закорешишься - а настоящий Пиночет, кстати, очень старался выстроить государственную идеологию, опирающуюся на традиционные, в том числе католические, ценности, но не получил в этом поддержки Католической церкви; вскоре после его прихода к власти она начала финансировать институты гражданского общества, в том числе правозащитные организации.

Не то у нас. Путин ругает правозащитников - и церковные ньюсмейкеры ему вторят, в недрах патриархии разрабатывается своя церковная, в пику традиционной, концепция прав человека. Но это уже пройденный этап, самые яростные нападки на правозащитников пришлись на середину 2000-х, законченные к 2008 году «Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека» пылятся с тех пор где-то на полках никем не востребованные. Теперь в главных «врагах» ходит оппозиция, «сеющая смуту». Вслед за властью представители церковного истеблишмента старательно пытаются доказать, что оппозиция - это «не народ», это отщепенцы, «небескорыстно» мечтающие о развале России. Ругают «либеральную прессу», склонную к критиканству, и раз за разом повторяют о необходимости для церкви выработать свою «положительную повестку дня». Ту, которую, надо полагать, поддерживает «народ». В очередной раз эту тему подняли на пятом фестивале православных СМИ «Вера и слово», который проходил в конце октября.

На фестивале было произнесено много верных слов: о частой неготовности церковной среды к открытому обсуждению проблем и их диагностике; о том, что церкви стоит искать опору не в лице властей предержащих, а в лице городской и сельской интеллигенции. Но ведь всё это чревато: начнёшь открыто обсуждать проблемы - и вот уже невольно присоединился к «сеющей смуту» оппозиции, диалог с властью может оказаться под угрозой...

Вот всё-таки даже люди церкви не могут до сих пор избавиться от советского менталитета...

Ещё один признак неизжитой (или возрождаемой) советскости: намереваясь выработать актуальную повестку дня для всего общества, организаторы фестиваля ... не озаботились широкой аккредитацией на фестиваль СМИ, причём не только светских, но и православных. ... И это ещё одно свидетельство того, что церковное руководство, любящее поговорить о церкви как о мощной гражданской силе, не ощущает её органичной частью общества, ещё один шаг в сторону превращения патриархии в идеологический отдел ЦК, от чего глава церкви так старательно открещивается.

© СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК, «Ежедневный журнал», 8 ноября 2012 г.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4336
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Хроника сращивания церкви и власти

Сообщение FontCity » 17 май 2013, 22:43

Общественное движение «РОССИЯ ДЛЯ ВСЕХ», Независимый Совет по Правам Человека, Институт свободы совести и Московская Хельсинкская группа представляют книгу Сергея Бурьянова «Проблемы реализации свободы совести и светскости государства в Российской Федерации».

В книге аргументированно показано, что один из самых серьёзных конфликтов, развернувшихся в российском обществе, спровоцирован использованием религии в политических целях.

Событиями, которые кардинально изменили ситуацию с соблюдением свободы совести в Российской Федерации, стал суд над феминистками из группы Pussy Riot, а затем лоббирование в Государственной Думе законопроектов, связанных с «чувствами верующих».

Уже более полутора десятка лет эксперты, правоведы и религиоведы, наблюдают за поступательным сращиванием государства и религиозных объединений. Книга Сергея Бурьянова является хроникой этого процесса за истекший 2012 год.

КОГО И ОТ ЧЕГО ЗАЩИЩАЕТ «ЗАКОН О ЧУВСТВАХ ВЕРУЮЩИХ»?

Независимый пресс-центр (ул. Пречистенка, дом 17/9) 16 мая 2013 года

Участники пресс-конференции:

• АЛЕКСЕЕВА ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА, председатель Московской Хельсинкской группы;
• БАГДАСАРОВ РОМАН ВЛАДИМИРОВИЧ, научный редактор книги, редактор интернет-портала РОССИЯДЛЯВСЕХ.РФ;
• БОНДАРЕНКО ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ, основатель общественного движения «РОССИЯ ДЛЯ ВСЕХ»;
• БУРЬЯНОВ СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ, к.ю.н., сопредседатель Совета Института свободы совести;
• ЛАТЫПОВ РУСТЕМ ФАРИДОВИЧ, мусульманский религиозный деятель, бывший политический заключённый.
• САМУЦЕВИЧ ЕКАТЕРИНА СТАНИСЛАВОВНА, участница феминистской панк-группы «Pussy Riot»;
• ЯКУНИН ГЛЕБ ПАВЛОВИЧ, правозащитник, священник Апостольской православной церкви.

Для контакта: Наталья Пелевина, 915 437 64 87

© Россия для всех
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4336
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Церковь и власть - мнение Владимира Познера

Сообщение FontCity » 19 май 2013, 10:39

• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 980
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Трон и алтарь

Сообщение Holy Scripture » 22 май 2013, 16:38

Союз трона и алтаря: православные страны, XXI век

Изображение

17 мая Тбилиси был шокирован нападением на митинг в защиту прав секс-меньшинств. Во главе толпы, избивавшей участников акции, были православные священники. Хотя церковная иерархия осудила акты насилия, в результате которых пострадали 17 человек, патриарх Грузинский Илия II еще за день до митинга призвал власти запретить его – поскольку, по его мнению, такая акция – "оскорбление грузинских традиций".

В ряде стран Восточной Европы – среди них Грузия, Россия, Сербия и Молдавия – идут, везде по-своему, процессы модернизации, в ходе которой заметных успехов добиваются движения в защиту прав женщин, этнических и сексуальных меньшинств. Но есть у этих стран и другая общая черта: во всех случаях православные церкви нередко выступают в роли тормоза, консервативной силы, которая рассматривает любое новшество как инспирированную извне угрозу священным национальным традициям.



Заза Давитая – один из тех, кто откликнулся на призыв консервативных священников и участвовал в разгоне митинга в защиту прав секс-меньшинств. "Мы против акций, которые противоречат грузинской морали и традициям. Их участники получают финансовую поддержку от некоторых зарубежных организаций, которые хотят, чтобы здесь проходили демонстрации, направленные против моральных традиций Грузии", – считает Заза.

Похожая, хоть и чуть менее драматичная ситуация возникла ранее в этом месяце в сербской столице – Белграде. Около трех тысяч человек собрались там 10 мая, чтобы выразить протест против недавнего соглашения о нормализации отношений между Сербией и Косово, заключенного при посредничестве ЕС. Националистически настроенные сербы рассматривают Косово как неотъемлемую часть своей страны. Демонстрацию организовали два консервативных православных епископа, хотя сербский патриарх Ириней дистанцировался от этой акции.

Изображение
Сербские верующие во время паломничества в Иерусалим

Один из ее организаторов, епископ Атанасие, заявил демонстрантам, что нынешний премьер-министр Сербии Ивица Дачич может разделить судьбу бывшего премьера, сторонника сближения с Европой Зорана Джинджича, убитого в 2003 году радикальными националистами, выступавшими против его реформ. "Премьер-министр говорил о том, что он сторонник политики реализма, но лишь в светской Сербии. Ему не нужна небесная Сербия. К несчастью, это то же, что говорил и Джинджич. И мы знаем, чем он кончил. Но пусть судит Бог. Светская Сербия без Сербии небесной – невозможна", – сказал епископ Атанасие. После этого он произнес заупокойную молитву за Дачича и его правительство – поступок шокирующий, поскольку речь идет о живых людях.

В Молдавии консервативные священнослужители ведут борьбу против усилий по интеграции страны в Европейский союз. Последний пример – недавний закон о запрете дискриминации по признаку сексуальной ориентации. Один из представителей церковной иерархии назвал его попыткой "содомизации" Молдавии.

Джеральдин Фейген – московский корреспондент информационного агентства Forum 18, специализирующегося на религиозной тематике. Она автор книги "Верить в России: религиозная политика после коммунизма". По словам журналистки, опирающийся на религиозные традиции национализм, хотя и считался в XIX веке еретическим течением, – очень заметное явление в православных культурах. "Во многих случаях православные церкви были церквями конкретной этнической группы, что в итоге способствовало возникновению национальных государств", – отмечает Джеральдин Фейген в интервью Радио Свобода. По ее мнению, "во многих частях православного мира существует устоявшееся представление о том, что национальная безопасность глубоко, даже мистически связана с необходимостью оставаться православным народом".

Тбилисский религиовед Бека Миндиашвили отмечает, что в проповедях многих православных священнослужителей звучат антизападные мотивы. Эти люди критикуют Запад за то, что он якобы "прокладывает путь Антихристу", поскольку отказывается от национальных традиций. Безусловно, исторически большинство организованных религий стремилось защищать то, что они считали фундаментальными традиционными ценностями, от напора модернизации. Но ни одна другая религиозная конфессия в Европе не делает это столь агрессивно, как православное христианство.

Более того, в отличие от секулярного Запада, православные церкви традиционно выстраивают тесные отношения с автократическими режимами – до тех пор, пока те хотя бы формально заявляют о своей приверженности православию. В России фундаментом сотрудничества между церковью и государством стал разделяемый ими обоими взгляд на остальной мир как на враждебный и полный дурных намерений по отношению к России. В апреле, когда президент Владимир Путин выступил с обвинениями в адрес ведущих некоммерческих организаций страны как "иностранных агентов", патриарх Кирилл заявил о том, что феминизм "очень опасен". Женщина, по его словам, – прежде всего "хранительница домашнего очага, центр жизни семьи". "И если разрушается эта чрезвычайно важная функция женщины, то вслед за этим разрушается все – и семья, и в широком смысле – родина", – считает патриарх.

Изображение
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вместе с президентом России Владимиром Путиным

Джеральдин Фейген утверждает, что в случаях, когда власти заходят слишком далеко по пути авторитаризма, тесные связи церкви с ними могут подорвать ее авторитет и доверие к ней. По словам Фейген, это происходит, например, в Белоруссии. Напротив, сосуществование со светскими демократическими правительствами – нечто новое для православных церквей региона. Политический аналитик из Кишинева Игорь Ботан говорит, что достижение определенного баланса в этой области – характерная черта современной политической жизни Молдавии: "В нашей стране, по конституции – сугубо светском государстве, церковь регулярно выражает свою позицию по разным вопросам в посланиях верующим. С другой стороны, государство оказывает на церковь определенное давление, стремясь к тому, чтобы церковь оставалась вне политики. И в определенной мере церковь старается делать это".

В отличие от Сербии и Грузии, где местные православные церкви культурно связаны с русской церковью, но не подчинены ей канонически, в Молдавии церковь находится в подчинении Московского патриархата и тем самым пребывает под его сильным влиянием. Как говорит Игорь Ботан, "мне кажется, что Молдавская православная церковь готова поддержать отход от курса на европейскую интеграцию потому, что она подчинена Русской православной церкви, которая не так давно заявила, что Республика Молдова – часть так называемого русского мира".

Правительства Грузии и Сербии отбивают атаки консервативных элементов в православных церквях. Премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили заявил недавно, что секс-меньшинства в Грузии имеют свои права и общество "постепенно привыкнет" к этому. Сербский премьер Дачич сказал, что заявления, сделанные православными иерархами на демонстрации в Белграде 10 мая, "совершенно неуместны", и отметил, что эти священнослужители "вели себя так, словно живут во времена инквизиции". По словам Дачича, он "иногда спрашивает себя, чем провинился Господь, коль скоро он представлен на земле такими людьми".

Борьба между светскими правительствами и консервативным православным духовенством на востоке Европы может оказаться долгой. Но примеры Греции, Кипра, Румынии и Болгарии показывают, что православие и европейская интеграция вполне совместимы.

Изображение
Патриарх Варфоломей (слева) во время встречи в Ватикане с Папой Римским Франциском

По словам Джеральдин Фейген из агентства Forum 18, из нынешних православных лидеров в наибольшей мере разделяет так называемые западные ценности – в частности свободу вероисповедания – патриарх Константинопольский Варфоломей. Как отмечает Фейген, "вряд ли это связано с географическим положением – скорее с тем, что Варфоломей является лидером православного меньшинства в Турции, находящегося в непростой ситуации. Кажется, это причина того, что он понимает, что такое угнетение".

© Роберт Коалсон, Радио "Свобода", 22.05.2013 16:04

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4336
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Церковь и государство

Сообщение FontCity » 03 июн 2013, 21:26

Религия и европейские правовые ценности

В Институте Европы РАН состоялась III Международная научно-практическая конференция «Религиозный фактор в социально-политической жизни современной России: религия и право в государственной политике», организаторами которой выступили Центр по изучению проблем религии и общества Института Европы и Гильдия экспертов по религии и праву. В конференции приняли участие представители религиозных организаций, исследователи, эксперты в области религии и права.

Открыли конференцию руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН профессор, доктор исторических наук Анатолий Красиков и ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин. Красиков особое внимание уделил европейской идентичности России. Роман Лункин в своем выступлении отметил растущее религиозное многообразие в России, а также возрастание роли религии в политической сфере, что также является общеевропейской тенденцией. В отсутствие элементарных знаний о вере и будучи мало связанными реальными общинными узами со своими «традиционными религиями», граждане требуют от них естественных простых вещей - справедливости, милосердия, правды, честности и нестяжания, активного участия в жизни людей - в социальном служении, в отстаивании интересов общества, в демократических процессах, в национальном становлении и т.д. Этот гражданский призыв рано или поздно будет услышан и властью, и руководством православия и ислама, которые под влиянием нового поколения священнослужителей уже ищут пути и межрелигиозного диалога, и потенциала внутренних реформ.

Радикально вразрез с развитием общества идет политика, построенная на запретах, поскольку она не отвечает на запросы верующих граждан, которые хотят быть более активными, в том числе политически. Запреты не создают почвы для социализации религии (включения церквей и общин в гражданское общество), а вместо обсуждения острых вопросов предлагают наказания (к примеру, за оскорбления религиозных чувств), признания литературы экстремистской, вытеснение других христианских конфессий из публичной социальной сферы. Общество, отметил Роман Лункин, используя с подачи власти религиозную тематику в патриотическо-репрессивных целях, остается и будет оставаться в реальности безрелигиозным, однако антидемократические требования православных иерархов раскалывают общество.

Изображение
© Фото Владимир Астапкович, ИТАР-ТАСС

Антон Игнатенко, заместитель начальника Управления по связям с религиозными организациями Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы, поставил проблему применения международных норм в законодательстве РФ и повышения правовой культуры и грамотности. По словам Игнатенко, надо более корректно относится к критике представителей органов власти, которых часто обвиняют голословно, например, в поддержке «традиционных» религий, хотя такого понятия в законодательстве вообще нет. По словам Игнатенко, в своей практике он вообще не пользуется понятием «традиционные религии».

От лица соорганизаторов конференции выступила адвокат Инна Загребина, председатель правления Гильдии экспертов по религии и праву. Ее доклад был посвящен конкретным примерам нарушений прав верующих во время последних прокурорских проверок религиозных объединений. Прежде всего церкви познакомились со своими местными прокурорами, сказала она. Абсурдные требования и штрафы в первую очередь касались протестантских церквей. Инна Загребина привела примеры проверок баптистских общин Ростовской области, Краснодарского края. По ее словам, зачастую сотрудники прокуратуры демонстрируют «правовой нигилизм» и даже правовую безграмотность - представители религиозных организаций вынуждены сами информировать проверяющих о нюансах законодательства. Претензии прокуратуры редко бывают обоснованными: например, в городе Матвеев-Курган Ростовской области деятельность местной организации евангельских христиан-баптистов была приостановлена на 90 дней из-за паутины в туалете и плохо покрашенных труб. Инна Загребина считает, что проверки должны быть строго регламентированы.

Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что Русская православная церковь не возражает против проверок со стороны государства. По словам отца Всеволода Чаплина, «Мы не против обоснованных и соответствующих закону проверок - нам нечего скрывать. Мы понимаем, что государство усиливает контроль за сферой НКО и, в том числе, за сферой деятельности религиозных объединений». В Русской церкви ведут диалог с органами власти относительно практики этих проверок - и с Генпрокуратурой, и с Минюстом, и с налоговыми органами. В ходе этого диалога в Церкви ставят такие вопросы, как наличие оснований, например, для проверок со стороны прокуратуры в связи с исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности, отметил священник.

Как полагает отец Всеволод, государство не только имеет право, но и должно внимательно изучать то, что происходит в сфере религиозно-общественных процессов, оно не может бездействовать, если возникают процессы, идеи, которые явным образом угрожают общественному спокойствию, нравственности и даже могут привести к пролитию крови.

При этом, продолжил он, очень важно, чтобы правильная тенденция противостояния экстремизму, терроризму, безнравственным явлениям не приводила к антирелигиозной истерии, к попыткам сказать, что любая религиозность - это вредное и опасное явление. Священник констатировал, что в разных кругах, в том числе в государственных, сегодня есть люди, которые пытаются объявить верующих «неблагонадежной группой». В условиях, когда повышаются требования к прозрачности деятельности религиозных организаций, усложняется вся сфера нормативных актов, касающихся банковских, финансовых операций, не получится жить так, как жили, в частности, многие православные приходы в 1990-е годы или в советское время, когда многие решения принимались на неформальном или полуформальном уровне. Отец Всеволод Чаплин подчеркнул: «Рано или поздно религиозным общинам придется усложнять бумажную работу, в том числе связанную с отчетностью перед органами государственной власти. Если бы мы жили на Западе, нам бы пришлось заполнять в пять-шесть раз больше бумаг. Наверное, то же самое придется делать в России рано или поздно, нравится нам это или нет».

Помимо этого, отец Всеволод отметил необходимость гармоничных отношений светской и духовной власти, государства и религиозных объединений. По его словам, это западная цивилизация построена на напряжении, конфликте между властью и религией, с тех пор как Католическая церковь претендовала на светскую власть. Теперь же этот конфликт искусственно переносится на российскую почву, тогда как в рамках нашей православной цивилизации этот конфликт не необходим - должна быть гармония, взаимодействие без сращивания друг с другом. Как отметил отец Всеволод, «последнее время мы ведем переговоры с органами власти очень долго, и вы бы знали, сколько мы спорим. Но должен быть дух неконфронтации, неразобщенности, нормальный для православия, ислама, он также характерен и для Китая.

По мнению директора центра «СОВА» и члена Совета по правам человека при президенте РФ Александра Верховского, основные угрозы для свободы совести в России связаны с проблематикой противодействия экстремизму - как со сложившейся практикой применения антиэкстремистского законодательства, так и с готовящимися законопроектами в этой области. Один из наиболее спорных законопроектов - о защите чувств верующих, разработчики которого продемонстрировали многократно упоминавшийся на конференции правовой нигилизм. Несмотря на доработку, законопроект в его нынешнем виде представляет собой «странный компромисс» и продолжает репрессивную линию «религиозной розни».

Другая опасность - усиление репрессивных мер по отношению к радикальным организациям. Угрожающей докладчик назвал динамику применения репрессивных мер по отношению к мусульманским организациям, хотя и в отношении других, например, Свидетелей Иеговы, чрезмерные репрессивные меры применяются достаточно часто. Избыточное давление на религиозных радикалов, считает Верховский, вызывает новый рост их активности, что в свою очередь вынуждает государство еще больше усиливать репрессии, и эта тенденция очень опасна.

Андрей Себенцов, эксперт в области государственно-конфессиональных отношений, заявил, что ответственность за оскорбление религиозных чувств необходима как наказание за «оскорбление лица». Яркий пример, зачем это нужно - случаи, подобные сожжению Корана в США, которые вызывают убийства и беспорядки.

Со специальным докладом выступил Кол Дурэм (W. Cole Durham, Jr.), директор Международного центра исследований религии и права, Университет Брингэма Янга (США), который представил книгу «Будущее религиозной свободы: глобальные вызовы» (The Future of Religious Freedom: Global Challenge. Edited by Allen D. Hertzke. Oxford University Press). Докладчик отметил, что в США также проводятся похожие проверки органов власти, правда, они не касаются религиозных организаций и связаны с налогами, которые вызывают дискуссии о непропорциональном применении проверок по отношению к различным группам. Проблему диффамации в обществе и в СМИ активно продвигает в США мусульманская община. На деле защита чувств, а не людей, оказывается опасной, поскольку навлекает репрессии на всех несогласных и на религиозные меньшинства. Именно поэтому ООН отстраняется от принятия резолюций по этой тематике, чтобы достичь общего понимания этого вопроса. По словам Кола Дурэма, на основании исследований Пью Форума (Forum on Religion and public life) за последние годы количество ограничений свободы совести в разных странах мира значительно выросло, на первых местах стоят Индия, Китая, а также Россия. Вопрос в том, почему это происходит и какие формы принимает. Желание увеличить контроль за религиознйо сферой безусловно приводит к противоположным результатам. Под предлогом защиты безопасности происходит разрушение иных прав общества и т.д. По словам Кола Дурэма, религиозная свобода в реальности оказывается благоприятной и для религиозного большинства. Роль государства в этом процессе - не убрать плюрализм, а сделать так, чтобы конкурирующие группы относились друг ко другу с уважением.

И.о. руководителя аппарата Комитета Госдумы РФ по общественным организациям и религиозным объединениям Степан Медведко объявил в своем докладе о начале нового этапа в отношения церквей и власти: «Застой закончен, время симулякров, формы без содержания закончено. В качестве приоритета и стратегии - неизбирательное применение прав человека. По словам Медведко, на Западе сложилась такая система, когда права верующих принижаются по сравнению с правами нерелигиозного массового большинства, тогда как защита верующих - важная часть государственной политики. В этой сфере Россия сейчас идет сейчас впереди мирового сообщества. Традиционные религии - это объективная реальность, но не все должно регулироваться государством и их статус необязательно прописывать.

После краткого обзора законодательных инициатив, в том числе поправок к закону о свободе совести, Медведко подчеркнул, что все эти инициативы исходят отнюдь не от РПЦ, большинство из них - запрос региональных законодателей.

В современной ситуации, подчеркнул Медведко, законодатели также заинтересованы в поддержании религиоведения в системе социальных наук. Дело в том, что нынешнее религиоведения разделилось на две крайности: первая - это правозащитная деятельность, гражданская активность, но никак не научно-исследовательская работа. Вторая крайность - теология, которая также является формой подмены религиоведения. Уменьшается число научных центров, этот процесс становится все более необратимым. Медведко отметил, что Минобрнауки должно поддержать развитие религиоведения.

Политическая позиция РПЦ и ее будущие последствия стали предметом анализа Сергея Филатова, ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН, руководителя проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России». По его словам, социальная доктрина РПЦ утверждает в качестве идеального строя монархию, но это мечты, не имеющие отношения к действительности. В концепции также говорится, что Церковь может существовать и при демократии. После выборов 2011 года руководство РПЦ вполне допускало разномыслие - осуждение оппозиции было неопределенным, спикеры патриархии даже говорили, что церковные силы готовы помочь в расследовании фальсификаций на выборах. В какой-то момент ситуация была плюралистичной в политической сфере - например, у отца Всеволода Чаплина и у патриарха могло было быть одно мнение, а отец Дмитрий Свердлов и отец Георгий Митрофанов могли быть за Болотную. Однако к весне 2013 года позиция РПЦ стала жестко антидемократичной, и осуждение оппозиции спровоцировало антиклерикальные настроения. Хотя до этого диссиденты-белоленточники относились к РПЦ вполне благоприятно.

По словам Сергея Филатова, убеждение экспертов в том, что РПЦ в очередной раз поддерживает политический режим - это огрубление действительности. Позиция руководства РПЦ заключается в последовательном отрицании демократии, разделения властей, многопартийности, многоконфессиональности. Легитимность режима РПЦ не интересует - главное, чтобы он был авторитарным. Положение РПЦ в обществе напоминает исторический маятник: Церковь была смятена революцией из-за союза с архаичным царским режимом, после падения советского строя Церковь получила заслуженное уважение. Поддерживая авторитарные тенденции сейчас, Церковь неминуемо дождется в свой адрес новой волны антиклерикализма - атмосфера враждебности и запреты могут сильно ограничить влияние и авторитет Церкви.

Как отметил Сергей Филатов, проповедь деспотизма и рабства, характерная для позиции РПЦ, опасна и для общества, и для демократического движения. Но эта позиция опасна и для существующей власти - Путин и его окружение понимают свою миссию в постепенном, хотя и «своеобразном» развитии страны по пути к демократии, а не к азиатской деспотии. Симбиоз с догматической идеологией РПЦ, враждебной Конституции, выявляет в чиновниках лицемеров, грозит резким противостоянием в обществе. Как показывает история церквей в разных странах мира, подчеркнул Филатов, принятие демократических ценностей в РПЦ - это вопрос времени. Справедливая и необходимая борьба против пропаганды авторитаризма со стороны РПЦ будет усиливать антиправославные, антиклерикальные настроения. Но борьба с церковью и религией, с одной стороны, и с неандертальскими представлениями русского духовенства, с другой, - это разные вещи. Чем крепче будет понимание этого у российских сторонников демократии, тем успешнее они добьются своих целей.

С докладами на конференции также выступили Вероника Языкова, Ольга Шиманская, Олег Киселев, Михаил Козлов и др.

В завершение конференции международный эксперт Кол Дурэм поделился своими впечатлениями от услышанных дискуссий. Он отметил, что его беспокоит проблема проведения разного рода экспертиз в России и использование их против верующих. По части защиты религиозных чувств и ценностей в законодательстве Кол Дурэм является давним оппонентом отца Всеволода Чаплина на ежегодных совещаниях ОБСЕ. Должностные лица, по словам Дурэма, должны проявлять нейтралитет. На международном уровне миссионерскую деятельность защищает не только право на свободу совести, но и право на свободу слова. Радикализация религиозных движений в большинстве случаев оказывается следствием давления государства, а не внутреннего развития самой религии. Право на свободу религии и убеждений не говорит о том, что ограничений вообще не должно быть, это право говорит о том, что они должны быть разумными.

© РОМАН ЛУНКИН: «Религия и европейские правовые ценности». Ежедневный журнал, 4 ИЮНЯ 2013 г.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4336
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Туркам надоело. Россия пока терпит.

Сообщение FontCity » 06 июн 2013, 15:57

Ислам споткнулся в Турции и... шлет привет РПЦ

Стихийные народные волнения, охватившие сегодня уже почти всю Турцию, изначально возникли из протестов против строительства мечети на месте городского парка Гези в Стамбуле.

В числе требований протестующих на первом месте стоит прекращение насильственной клерикализации светского общества, которую планомерно и по всем направлениям осуществляет нынешнее правительство Реджепа Эрдогана. Есть и другие лозунги - антиамериканского и антикоррупционного характера. Вчера народ разгромил офисы правящей партии "Справедливости и развития" - партии турецких жуликов и воров. А сегодня ночью чуть не взял штурмом резиденцию Премьера. Число пострадавших в полицейских побоищах уже перевалило за 3 000 человек, 26 раненых находятся в тяжелом состоянии. Антиправительственные акции протеста проходят уже в 67 из 81 турецких провинций. 3 июня протестующих поддержала конфедерация профсоюзов служащих, которая состоит из 240 тыс. человек. Госслужащие пообещали устроить забастовку 4 и 5 июня против "ползучей исламизации".

Изображение

Но самое примечательное в этих событиях это их освещение в российских СМИ. По большому счету оно отсутствует вовсе, но и те капли, которые все же сообщаются, отредактированы так, чтобы у зрителей даже не возникло подозрения, что главным объектом протестов является насильственная клерикализация общества и сращивание религии с государством.

Ни разу не упоминалось, что причиной планировавшегося сноса городского парка Гези является именно строительство мечети на площади Таксим, но вскользь говорится лишь о строительстве некого бизнес-центра, хотя по плану он был бы лишь второстепенным дополнением инфраструктуры религиозного комплекса. Извращается и сам характер изначальных протестов. Говорится, что они были направлены против сноса городского парка, хотя на самом деле они были направлены не на защиту деревьев, но именно против строительства еще одной мечети в городе, и организовали их не "зеленые" маргиналы-экологи, но именно представители светской, основной части турецкого общества - от студентов, преподавателей и ученых и до простых жителей Стамбула, которые и в страшном сне не могли себе представить, что их дочерям вскоре придется носить паранджу, а сыновьям вместо физики, химии, биологии и литературы изучать суры корана. Российский зритель должен в турецких событиях видеть лишь очередную инспирированную США "цветную революцию", хотя эта тема для Турции совсем не актуальна. Гораздо более весомым фактором сегодня являются планы массового строительства мечетей в турецких городах, включая их главные площади - как в Стамбуле на площади Таксим!

Потому российские зрители и недоумевают - как так банальные протесты против вырубки деревьев могли привести к разгрому всех офисов правящей партии консервативных исламистов, штурму резиденции Премьера и требованиям отставки правительства! ...

Сам характер российской редактуры четко показывает, что Кремль, разумеется, владея реальной внутрироссийской статистикой и зная настроения в нашем обществе, находит для себя реальную опасность именно в аналоги по линии клерикализации общества. А это значит, что и РПЦ через турецкие события получило вполне жирную и недвусмысленную "черную метку".

Характерно и заявление Пескова, что Путин знает о беспорядках в Турции, но комментировать не будет.

Изображение

Зато Центральный Комитет Коммунистической Партии Турции комментирует события:

«Уход сил полиции с площади Таксим, с того место, где люди несколько дней подряд оказывали сопротивление, не может рассматриваться ни как признак проявления доброй воли со стороны правительства, ни как повод для праздника на нашей улице.
Наш народ победил полицейский террор. Нам нельзя останавливаться на этом. Чиновники, которые душили весь город слезоточивым газом, офицеры полиции, которые продолжали атаковать протестующих, даже при отступлении с площади Таксим, должны быть призваны к ответу. Более того, нам следует еще усилить борьбу, чтобы призвать к ответу за их действия и операции за последние 11 лет все правительство. С этой точки зрения лозунг: «Тайип - в отставку!», который сейчас скандируют на улицах по всей Турции, имеет смысл и является вполне актуальным.
Это - голоса людей, протестующих против жестокости полиции, которая встречается в Турции повсеместно, а особенно в Анкаре.
Эти голоса опровергнут противоречивые заявления правительства, касающиеся будущего парка Гези в районе Таксим, и проложат путь к освобождению не только района Таксим, но всей нашей страны.
Сегодня улицы должны заполниться морем людей. Коммунистическая Партия Турции приглашает всех жителей Стамбула принять участие в акциях протеста на площади Таксим и в массовых протестах, проходящих в других городах.
Поднявшийся народ должен добраться и до врагов общества.

Коммунистическая Партия Турции, Центральный Комитет»


Изображение

Понятно, что никакой "цветной революцией" в Турции и не пахнет, поскольку сам проамериканский режим Эрдогана - это и была "цветная революция", растянутая во времени. Этим же объясняется и глухое молчание мировых СМИ, аналогичное молчанию СМИ российских.


© Сельский интеллигент stariy_khren, личный блог в Живом журнале, 4 июня, 8:14
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 980
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Вот оно, вульгарное примитивное понимание светскости

Сообщение Holy Scripture » 09 июн 2013, 16:03

Около 100 человек вышли в Томске на митинг за светское государство и против преподавания религии в школе

Около 100 человек собрались 9 июня в центре Томска на митинг "За светское государство", сообщает РИА "Новости" со ссылкой на представителя регионального УМВД. По оценке организаторов, на площади Новособорной собрались около 200 человек. О предстоящем митинге сообщила в сети "ВКонтакте" инициативная группа. Сообщалось, что митинг организован "группой горожан, не связанных ни с одной из политических партий", и официально согласован властями.

Изображение

"По нашим оценкам, участников митинга было около 200 человек. Митинг был не против религий, а за светское государство. Выступили 27 человек - представители разных конфессий и атеисты. Все они подошли непосредственно на митинге, неподготовленные. На митинге присутствовал представитель Русской православной церкви, но он отказался выступать", - рассказал РИА "Новости" организатор митинга Алексей Мурашов. Он подчеркнул, что в основном митингующие призвали к "недопущению сращивания церкви и государства". "В многоконфессиональном государстве любое формальное и неформальное сращивание церкви и государства является тяжелым основанием для межрелигиозных конфликтов, которые могут привести к печальным последствиям для людей. Начинаются расколы в семьях, в коллективах", - пояснил собеседник агентства свою позицию.

© Портал «Кредо», 09 июня 2013, 16:39

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4336
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Никогда не бойся говорить правду прямо в глаза

Сообщение FontCity » 16 июн 2013, 19:32

• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4336
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Власть делегирует свои полномочия церкви

Сообщение FontCity » 17 июн 2013, 16:22

Путин: надо пустить церковь в решение соцпроблем

РПЦ и другие традиционные религии должны получить возможности для полноценного служения в таких сферах, как поддержка семьи и материнства, воспитание детей и молодежи, решение социальных проблем и укрепление патриотического духа вооруженных сил, заявил президент РФ Владимир Путин на встрече с участниками Архиерейского собора РПЦ.

«Сохранять светский характер нашего государства, не допуская огосударствления церковной жизни, мы должны уйти от вульгарного, примитивного понимания светскости», - сказал Путин. Ответом на потребность людей в нравственной опоре, в мудром духовном наставничестве и поддержке должны стать возможности доступа РПЦ и других традиционных религий к «полноценному служению в таких важнейших сферах, как поддержка семьи и материнства, воспитание и образование детей, молодежная политика, решение социальных проблем, которых очень и очень много, укрепление патриотического духа вооруженных сил».

Изображение

Глава государства отметил, что необходимо извлекать уроки из драматических событий начала ХХ века, «когда во многом именно с размывания духовных и национальных основ, настоящей травли РПЦ и других наших традиционных конфессий начиналось разрушение единой страны, ее срыв в революции и потрясения, братоубийственные конфликты и войны».

Президент подчеркнул, что он рассчитывает на продолжение партнерства с РПЦ в укреплении согласия в российском обществе, ее нравственного стержня. «При этом традиционные ценности, религиозные чувства верующих, также как права, свободы, достоинство людей, должны быть защищены и силой общественного мнения, и силой закона», - подчеркнул президент.

Он отметил усилия РПЦ по налаживанию плодотворного диалога в рамках межрелигиозного совета России. «Для нашего общества, для нашей страны национальное согласие, межрелигиозная гармония - это без всякого преувеличения вопрос исторического значения», - добавил Путин. По его словам, РПЦ сплачивает многомиллионный русский мир.

Ранее глава государства поздравил патриарха Кирилла с годовщиной вступления на первосвятительский престол и пожелал Архиерейскому собору плодотворных трудов. Патриарх Кирилл вступил на первосвятительский престол 1 февраля 2009 года, церемония проходила в храме Христа Спасителя. День интронизации предстоятеля по традиции ежегодно отмечается всей Церковью как большой праздник. Архиерейский собор будет заседать в Москве 2-5 февраля

© Фонтанка.ру, 01.02.2013 17:34
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Церковь и гражданское общество»