Блеск и нищета РПЦ
Re: Блеск и нищета РПЦ
Ну логика в его словах есть
и правда тоже - Люди идут не к Богу
значит надо пользоваться моментом и стричь купюры, у нас же рыночные отношения
А что он не человек? Ему то же кушать хочется, ему тем более в двойне нужно питаться.
и правда тоже - Люди идут не к Богу
значит надо пользоваться моментом и стричь купюры, у нас же рыночные отношения
А что он не человек? Ему то же кушать хочется, ему тем более в двойне нужно питаться.
Жизнь монашеская без прикрас
Откровенное интервью «кремлёвского» монаха руководителю московского бюро Financial Times.

Тихон Шевкунов выглядит слишком элегантным и не очень вписывается в образ православного монаха, который ввел в западные представления Достоевский. Борода у него неряшливая, но лишь чуть-чуть; подбородок слишком резко очерчен; а шевелюра его густых и ниспадающих до плеч волос - слишком густая. Его выступления на телевидении слишком безупречны, чтобы соответствовать образу безумного, занимающегося самобичеванием отшельника из «Братьев Карамазовых». Отец Тихон - это наглядная картинка кинозвезды со свойственной ей самоуверенностью - и он даже чуть-чуть похож на Рассела Кроу.
Если монахи Достоевского сидят в своих неотапливаемых кельях, то Тихона назвать затворником никак нельзя. Когда я брал у него в декабре интервью, он только что вернулся из Китая и собирался в ближайшее время ехать в Латинскую Америку. Побеленные стены и похожие на луковицы купола Сретенского монастыря в центре Москвы, которым руководит Шевкунов, это вам не остров духовных размышлений, изолированный от современного мира.
Если вы позвоните в монастырь, то вам ответит оператор коммутатора. Нужен WiFi? Нет проблем. Зайдите в надворное строение, и вы увидите самое большое издательство Русской православной церкви. Зайдите в интернет, и там вас ждет созданный в 2000 году самый известный и пользующийся большой популярностью православный сайт Pravoslavie.ru.
«На горе Афон у них лишь недавно появилось электричество, а в Сретенском у всех монахов есть айпэды», - смеется друг Тихона Евгений Никифоров, возглавляющий православную радиостанцию «Радонеж», имея в виду греческий монастырь, по меркам православной веры являющийся золотым стандартом аскетизма и уединения. «Конечно, им нужны эти айпэды для проповеднической работы», - начинает он говорить серьезно, когда замечает, что я записываю его слова. ...
© перевод: Чарльз Кловер: «Путин и монах». inoСМИ.ru, 28/01/2013
© оригинал: Charles Clover: «Putin and the monk». The Financial Times, 25/01/2013

Тихон Шевкунов выглядит слишком элегантным и не очень вписывается в образ православного монаха, который ввел в западные представления Достоевский. Борода у него неряшливая, но лишь чуть-чуть; подбородок слишком резко очерчен; а шевелюра его густых и ниспадающих до плеч волос - слишком густая. Его выступления на телевидении слишком безупречны, чтобы соответствовать образу безумного, занимающегося самобичеванием отшельника из «Братьев Карамазовых». Отец Тихон - это наглядная картинка кинозвезды со свойственной ей самоуверенностью - и он даже чуть-чуть похож на Рассела Кроу.
Если монахи Достоевского сидят в своих неотапливаемых кельях, то Тихона назвать затворником никак нельзя. Когда я брал у него в декабре интервью, он только что вернулся из Китая и собирался в ближайшее время ехать в Латинскую Америку. Побеленные стены и похожие на луковицы купола Сретенского монастыря в центре Москвы, которым руководит Шевкунов, это вам не остров духовных размышлений, изолированный от современного мира.
Если вы позвоните в монастырь, то вам ответит оператор коммутатора. Нужен WiFi? Нет проблем. Зайдите в надворное строение, и вы увидите самое большое издательство Русской православной церкви. Зайдите в интернет, и там вас ждет созданный в 2000 году самый известный и пользующийся большой популярностью православный сайт Pravoslavie.ru.
«На горе Афон у них лишь недавно появилось электричество, а в Сретенском у всех монахов есть айпэды», - смеется друг Тихона Евгений Никифоров, возглавляющий православную радиостанцию «Радонеж», имея в виду греческий монастырь, по меркам православной веры являющийся золотым стандартом аскетизма и уединения. «Конечно, им нужны эти айпэды для проповеднической работы», - начинает он говорить серьезно, когда замечает, что я записываю его слова. ...
© перевод: Чарльз Кловер: «Путин и монах». inoСМИ.ru, 28/01/2013
© оригинал: Charles Clover: «Putin and the monk». The Financial Times, 25/01/2013
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Поборы церковного начальства
Священник взбунтовался против церковных поборов
...А его за это хотят лишить сана.

Отец Стефаний обвиняет руководство в коррупции...
Молитва стоит денег
Монахи с золотыми часами. Священники на "Мерседесах". Пресса об этом пишет взахлеб. Задается вопросом: откуда? Но церковь легко отбивает нападки. Дескать, мы чисты перед Богом, а золото и бриллианты - всего лишь подарки. Доказательств обратному - нет. Церковь, словно крепость, - неприступна для шпионов. Армия в черных сутанах долго хранила молчание. Пока… против жадности монахов не взбунтовался целый город.
А конкретнее - Жашков Черкасской области: там церковная война в разгаре. Развязал ее настоятель местного храма отец Стефаний (Домашовец). Он восстал против поборов руководства. Три года пытался решить проблему в лоне церкви. Не вышло - и он позвонил в газету. Готов резать правду-матку.
- Откуда у нашего отца Пантелеймона "Ауди-8" за 80 тысяч долларов? - вопрошает при личной встречи. - А я вам расскажу - всё продаётся.
- Что продаётся?
- Приход, например. Вот недавно один священник хотел поменять приход (перевестись в другую церковь - авт.), думаете, это бесплатно?
Говорят, "перевод" стоит 10 тысяч долларов. Нет денег? Оглянись вокруг - в храме должна быть хоть одна старинная икона. Она тоже отличная взятка.
- Если хочешь получить отпуск - плати, награду - опять плати, - распалился Домашовец.
- Какую награду?
- Ну как в мирской жизни ордена, так у нас есть награды "За заслуги перед церковью" и другие. Хочешь сам себя наградить - заплати несколько тысяч гривен - и пожалуйста. Такие порядки всегда были, но я молчал…
Пока не пришёл новый владыка - отец Пантелеймон, которого поставили главой в Уманской епархии. Владыка резко и беспочвенно взвинтил тарифы.
- Всё началось с его первого визита, - говорит отец Стефаний. - Он приехал в наш храм - провёл службу. На прощанье я, как положено, сунул ему в кармашек конверт с деньгами. В конверте было 1,5 тысячи гривен. Владыка тут же достал конверт и пересчитал наличку. Взбеленился - закатил сцену. Он кричал, дескать, что ты мне дал? Дают минимум 5 тысяч гривен! Я возражал, мол, подождите - у нас идёт ремонт храма. Тогда он начал просто оскорблять меня.
- Стоп. А зачем вы вообще давали ему деньги?
- Как же? - развёл руками отец Стефаний.
Оказывается, по-другому нельзя. За "спасибо" владыка не ездит в храмы с молитвой. Настоятели и рады бы отказаться от такого визита, да нельзя - существует график. Хочешь, не хочешь, а владыка приедет. Собирай деньги.
- Допустим, собрался он в Манькивку, - вспоминают священники Жашковского района. - А там деревня маленькая, бедная. Где священнику взять пять тысяч? В итоге ходили по хатам и верующих, и неверующих: просили скинуться, кто сколько может.

... и пишет жалобы митрополитам.
Ездить на "Ниве"? Да упаси боже!
Посетив один храм, владыка собирается в соседний. Каждую неделю - выездная служба. То есть, если верить злым языкам, ежемесячный доход составляет 20-30 тысяч гривен. И это, не считая тех денег, которые несут за приход, или награду. Плюс "надбавки". В смысле, по церковному уставу каждый храм должен отдавать в епархию десятину. Например, Домашовец перечислял 300 гривен. А теперь с него затребовали в три раза больше. И не только с него.
Казалось бы, не всё ли нам равно, как святоши делят деньги? Но на самом деле церковная коррупция в первую очередь бьёт по нашему карману.
- Цены на отпевание и крещение резко подскочили. То, что раньше стоило 100 гривен, теперь стоит 1000 гривен, - говорят прихожане храмов Жашкова. - И батюшек понять можно - им же надо как-то насобирать мзду владыке.
Послушать священников, их владыка - просто какое-то зло в рясе. Или наговоры? Как бы там ни было, едем в Умань к отцу Пантелеймону. Резиденция небольшая на территории местного храма. Сам владыка - монах (практически все руководящие посты в церкви занимают монахи), ещё нестарый, румяный мужчина. Говорит тихо, вяло, смиренно. Дескать, знаю, по какому вопросу - мне уже этот Домашовец в печёнках.
- Мы его сняли с благочинного (административная должность, такой священник курирует остальных в районе - авт.), - говорит владыка. - Он плохо вёл дела. При нём храмы стали переходить из Московского в Киевский патриархат. Потерял должность - и обозлился. Кричит на каждом углу: коррупция, коррупция…
- Значит, врёт? И нет у вас "Ауди-8"?
- Есть, - улыбнулся отец Пантелеймон и продолжил с теплотой в голосе: - Удлинённая на 20 сантиметров. Спецзаказ.
- Извините, но на какие средства? Какая у вас зарплата?
- Две тысячи гривен в месяц.
- ?
- Ну послушайте, понятно, что ни один священник на свою зарплату машину не купит. Так "Ауди" мне подарили, ещё когда я служил в Москве. Подарил прихожанин. И машины я не стесняюсь.
Отговорка хорошая, но и к ней можно придраться.
- Что если вам продать "Ауди" и купить вместо неё "Ниву", а оставшиеся деньги отдать в приюты? - задаю вопрос напрямую.
- "Ниву"? - удивился монах и потупил взор на свои отполированные ногти. - Ну и как вы себе это представляете? Приезжаю я, допустим, в Киев на "Ниве", - тут владыка невольно прыснул со смеха, - и как на меня посмотрит братия? Скажут: может, ты бы ещё на лошадях приехал…
- Не поймут?
- Не поймут. Всё-таки я епископ - это статус.
Слово за слово. Монах похвастал золотыми часами марки "Полёт" (в советские времена такие стоили 550 рублей - полугодовая зарплата инженера). Рассказал и о квартире в Москве. Он её сдаёт - и это неплохие деньги. Ну а что делать с квартирой, если подарили? Владыка досматривал старушку - и она отписала ему хоромы по доброте душевной.

Владыка Пантелеймон уверяет, что "Ауди-8" и квартиру в Москве ему подарили прихожане.
- Владыка, я не исключаю, что монахам делают дорогие подарки. Но говорят, большая часть из них - это подарок самому себе.
- Что?
- Говорят, каждый ваш визит в храм стоит денег…
- Такая традиция. И не я её придумал. Это не взятка, не коррупция - это благодарность. И даже не за то, что приехал, а за то, что буду молиться за настоятеля храма.
- Давайте уточним: эти деньги - конкретно дополнение к вашей зарплате?
- Да.
- Но вы монах! Принимая сан - вы отрекаетесь от земных благ.
Отец Пантелеймон устало прикрыл глаза, дескать, хорош ломать комедию - не маленькая.
"Конверт" - не коррупция
Хладнокровие Владыки удивляет. Любой чиновник на его месте уже бы заёрзал: обвинения в коррупции, скандал в регионе. А тут… Как с гуся вода.
- Нужно понимать, что церковь живёт по средневековому уставу, - говорит известный религиовед Юрий Черноморец. - Тогда не было такого понятия, как коррупция - оно появилось лишь в 19 веке.
Но устав менять не стали. Он "законсервирован" с 7 века нашей эры. Там есть такое понятие как "продажа сана" - и это запрещено. Другие виды коррупции были не очень популярны в 7 веке и потому не нашли своего отражения в уставе. Проще говоря, требуя конверт, тот же Владыка рискует своей душой, но не карьерой. В лучшем случае его могут лишь одёрнуть: имей совесть - умерь поборы.
- Я подумал, правды можно добиться, - решил отец Стефаний и сел за перо.
Наш герой писал всем. Дошёл даже до патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Однако бюрократия не дала сбой. Все письма методично спустили вниз - и они легли на стол отца Пантелеймона с пометкой "разобраться". Владыка сам с собой "разобрался" и вынес вердикт: не виновен, оправдать. Ну, а Домашовца запретил к служению. Потому как дерзок. Теперь отец Стефаний читает молитвы в своём храме фактически незаконно. Тем временем прихожане разбегаются. Одни перешли к баптистам, другие к свидетелям Иеговы. Оставшиеся бьют поклоны.
- Мы идём в храм за тем, чтобы получить мир в сердце. Но где там? Они ведь даже между собой помириться не могут, - сетуют люди.
Так и есть. Не могут. Владыка готов простить дерзкого батюшку, если тот покается. Но отец Стефаний против. Покаяться - значит согласиться на все поборы. А не покаяться - лишиться сана (то есть, не просто запретят читать молитвы, но и обяжут снять сутану - авт.). Что дальше делать - непонятно. Церковное начальство самоустранилось. И народ пошёл к местной власти. Мол, помогите отстоять отца Стефания.
- В городе ощущается тревога, громада раскололась, но что мы можем сделать? - задаётся вопросом руководитель делами районной рады Жашковского района Наталья Цымбол. - Церковь отделена от государства.
Это правда. И разделяет нас, похоже, больше чем казалось. Допустим, те же поборы. По нашим меркам - это аморально, по церковным - нормально. Мы хотя бы пытаемся бороться, церковь не считает нужным. Тех, кто мутит воду, вроде отца Стефания, обвиняют в расколе. Но, с другой стороны, нужны и такие священники, иначе поводыри и паства со временем просто перестанут понимать друг друга.
КОМПЕТЕНТНО
Религиовед Юрий ЧЕРНОМОРЕЦ:
- Не стоит всех священников судить скопом. На дорогих иномарках ездит 1/20 часть духовенства. И это сразу замечают. Но не редки случаи, когда батюшки действительно продают свои машины и отдают деньги в приходы. Так было в Николаевской области. Но ясно, что сам батюшка об этом кричать не будет, и такие случаи обществу не известны. Кроме того, если епископ видит, что какой-то священник стал жить совсем богато - на машине, в шелках и мехах, то пытается его "раскулачить" немного. Мол, если у тебя такие богатые покровители - возьми на попечение священника из такой-то деревни - ему там совсем жить не на что.
В ТЕМУ
А как в Киевском патриархате
Проблем хватает. Но есть и свои герои. Например, отец Юрий Велигурский из Ровно. На его счету - разрушенная карьера двоих епископов. Он их уличил в содомии. Епископов перевели из Ровно в далекую глубинку. Дальше отец Юрий обратил свой взор на семинаристов. Обнаружил: без денег студента не сделают священником и не дадут прихода. Отца Юрия поддержали коллеги. Создали "могучую кучку": три священника и три мирянина. Потребовали аудиенцию у своего начальства - на тот момент митрополита Евсевия. Но тот их не услышал. Мирян предали анафеме, священники лишились прихода. В том числе и отец Юрий.
- Но я не потерял веру - и это главное, - рассуждает отец Юрий. - Плюс на моём примере другие научились сражаться.
Теперь священника, что борется за правду, не так просто лишить прихода. Достаточно пригрозить: "Мы с громадой меняем конфессию" (то есть переходим из одного патриархата в другой). Церковное руководство придёт в ужас. Что может быть хуже и постыдней, чем отдать приход конкуренту? Так что диссиденты от церкви, похоже, уже освоили элементарные боевые приёмы - глядишь, и отстоят церковь.
МНЕНИЯ
Пресс-секретарь предстоятеля Украинской православной церкви Московского патриархата Георгий Коваленко:
- Все разговоры о симонии - о так называемой коррупции в нашей церкви - не более чем сотрясание воздуха. Пересудов много, а доказательств мало. У нас нет в церкви ни милиции, ни налоговой. Что касается запрета на дорогие подарки, то в советских автобусах была табличка: "Совесть - лучший контролёр". Если нет внутреннего контроля, то никакие указы не будут иметь силы.
Глава информационного управления УПЦ Киевского патриархата отец Евстратий Зоря:
- В Церковный суд были обращения по поводу симонии. В том числе и от священников из Ровно. Но разбирательство показало, что их обвинения не имеют оснований. Что касается того, на каких автомобилях ездят епископы, то эта тема уже порядком надоела. Когда вы говорите о "Мерседесах", мы вспоминаем о революции 1917 года. Тогда имущество церкви забрали и отдали бедным, и что - меньше стало бедных?
КСТАТИ
За чей счет живет духовенство
Италия
Финансами духовенства занимается специальный церковный фонд Fondo clero. Он выплачивает пенсию священникам и зарплаты. Минимальная ставка в пересчёте на наши деньги - 9554 гривны. Максимальная - 14 888 гривен (средняя зарплата в Италии в 2012 году равнялась 24 тысячам гривен). Деньги на жалование священникам поступают в виде налогов. Это специальный церковный налог - он составляет 8 процентов сверх подоходного. Платить или нет - дело добровольное. Если платишь - молодец, а если не платишь - сгоришь в аду со всеми потрохами.
Бельгия
Зарплату платит государство. В зависимости от сана святые отцы в пересчёте на наши деньги получают от 17 тысяч до 50 тысяч гривен. Притом средняя зарплата в Бельгии за 2012 году составляла 18-20 тысяч гривен.
Россия
РПЦ зарабатывает на пожертвованиях, но это всего 10-15 процентов от общих доходов. Остальные деньги приносит бизнес. Церковь - юридическое лицо. Инвестируют в РПЦ имеет не только в свой свечной заводик, но и ещё в несколько других, в том числе по производству минеральной воды. Полученные от бизнеса деньги тратятся на восстановление храмов. А вот зарплата священников зависит лишь от доходности его прихода. В деревне эти суммы по российским меркам смехотворны - порядка 1-2 тысяч гривен, а вот в Москве настоятель храма получает от 5 тысяч гривен. Средняя зарплата в России за 2012 год составляла 6-7 тысяч гривен.
Украина
Православные церкви Украины своего бизнеса не имеют. Наши церкви находятся в прямой конкуренции между собой и боятся "оппоненту" дать повод для пересудов.
В целом финансовая система церкви весьма туманна. Официально храм живёт за счёт трёх финансовых вливаний: доход от продажи свечей, пожертвования - так называемый "кружечный сбор" - и плата за требы. Священник ведёт бухгалтерию (правда, вписать плату за отпевание или не вписать - дело сугубо добровольное, проверить невозможно). Подбив итоги, десятину отсылает в епархию, а та - в Киев. Из того, что осталось, забирает себе половину, остальное - на ремонт храма. Как велика эта "половина" - большой вопрос. Официально от 800 до 2000 гривен (естественно, речь не идёт о главных киевских храмах).
© Евгения СУПРЫЧЕВА: «Священник взбунтовался против церковных поборов»
© Фото: Антон ТЕРЕЩЕНКО
℗ «Комсомольская правда в Украине», 22.02.2013
...А его за это хотят лишить сана.

Отец Стефаний обвиняет руководство в коррупции...
Молитва стоит денег
Монахи с золотыми часами. Священники на "Мерседесах". Пресса об этом пишет взахлеб. Задается вопросом: откуда? Но церковь легко отбивает нападки. Дескать, мы чисты перед Богом, а золото и бриллианты - всего лишь подарки. Доказательств обратному - нет. Церковь, словно крепость, - неприступна для шпионов. Армия в черных сутанах долго хранила молчание. Пока… против жадности монахов не взбунтовался целый город.
А конкретнее - Жашков Черкасской области: там церковная война в разгаре. Развязал ее настоятель местного храма отец Стефаний (Домашовец). Он восстал против поборов руководства. Три года пытался решить проблему в лоне церкви. Не вышло - и он позвонил в газету. Готов резать правду-матку.
- Откуда у нашего отца Пантелеймона "Ауди-8" за 80 тысяч долларов? - вопрошает при личной встречи. - А я вам расскажу - всё продаётся.
- Что продаётся?
- Приход, например. Вот недавно один священник хотел поменять приход (перевестись в другую церковь - авт.), думаете, это бесплатно?
Говорят, "перевод" стоит 10 тысяч долларов. Нет денег? Оглянись вокруг - в храме должна быть хоть одна старинная икона. Она тоже отличная взятка.
- Если хочешь получить отпуск - плати, награду - опять плати, - распалился Домашовец.
- Какую награду?
- Ну как в мирской жизни ордена, так у нас есть награды "За заслуги перед церковью" и другие. Хочешь сам себя наградить - заплати несколько тысяч гривен - и пожалуйста. Такие порядки всегда были, но я молчал…
Пока не пришёл новый владыка - отец Пантелеймон, которого поставили главой в Уманской епархии. Владыка резко и беспочвенно взвинтил тарифы.
- Всё началось с его первого визита, - говорит отец Стефаний. - Он приехал в наш храм - провёл службу. На прощанье я, как положено, сунул ему в кармашек конверт с деньгами. В конверте было 1,5 тысячи гривен. Владыка тут же достал конверт и пересчитал наличку. Взбеленился - закатил сцену. Он кричал, дескать, что ты мне дал? Дают минимум 5 тысяч гривен! Я возражал, мол, подождите - у нас идёт ремонт храма. Тогда он начал просто оскорблять меня.
- Стоп. А зачем вы вообще давали ему деньги?
- Как же? - развёл руками отец Стефаний.
Оказывается, по-другому нельзя. За "спасибо" владыка не ездит в храмы с молитвой. Настоятели и рады бы отказаться от такого визита, да нельзя - существует график. Хочешь, не хочешь, а владыка приедет. Собирай деньги.
- Допустим, собрался он в Манькивку, - вспоминают священники Жашковского района. - А там деревня маленькая, бедная. Где священнику взять пять тысяч? В итоге ходили по хатам и верующих, и неверующих: просили скинуться, кто сколько может.

... и пишет жалобы митрополитам.
Ездить на "Ниве"? Да упаси боже!
Посетив один храм, владыка собирается в соседний. Каждую неделю - выездная служба. То есть, если верить злым языкам, ежемесячный доход составляет 20-30 тысяч гривен. И это, не считая тех денег, которые несут за приход, или награду. Плюс "надбавки". В смысле, по церковному уставу каждый храм должен отдавать в епархию десятину. Например, Домашовец перечислял 300 гривен. А теперь с него затребовали в три раза больше. И не только с него.
Казалось бы, не всё ли нам равно, как святоши делят деньги? Но на самом деле церковная коррупция в первую очередь бьёт по нашему карману.
- Цены на отпевание и крещение резко подскочили. То, что раньше стоило 100 гривен, теперь стоит 1000 гривен, - говорят прихожане храмов Жашкова. - И батюшек понять можно - им же надо как-то насобирать мзду владыке.
Послушать священников, их владыка - просто какое-то зло в рясе. Или наговоры? Как бы там ни было, едем в Умань к отцу Пантелеймону. Резиденция небольшая на территории местного храма. Сам владыка - монах (практически все руководящие посты в церкви занимают монахи), ещё нестарый, румяный мужчина. Говорит тихо, вяло, смиренно. Дескать, знаю, по какому вопросу - мне уже этот Домашовец в печёнках.
- Мы его сняли с благочинного (административная должность, такой священник курирует остальных в районе - авт.), - говорит владыка. - Он плохо вёл дела. При нём храмы стали переходить из Московского в Киевский патриархат. Потерял должность - и обозлился. Кричит на каждом углу: коррупция, коррупция…
- Значит, врёт? И нет у вас "Ауди-8"?
- Есть, - улыбнулся отец Пантелеймон и продолжил с теплотой в голосе: - Удлинённая на 20 сантиметров. Спецзаказ.
- Извините, но на какие средства? Какая у вас зарплата?
- Две тысячи гривен в месяц.
- ?
- Ну послушайте, понятно, что ни один священник на свою зарплату машину не купит. Так "Ауди" мне подарили, ещё когда я служил в Москве. Подарил прихожанин. И машины я не стесняюсь.
Отговорка хорошая, но и к ней можно придраться.
- Что если вам продать "Ауди" и купить вместо неё "Ниву", а оставшиеся деньги отдать в приюты? - задаю вопрос напрямую.
- "Ниву"? - удивился монах и потупил взор на свои отполированные ногти. - Ну и как вы себе это представляете? Приезжаю я, допустим, в Киев на "Ниве", - тут владыка невольно прыснул со смеха, - и как на меня посмотрит братия? Скажут: может, ты бы ещё на лошадях приехал…
- Не поймут?
- Не поймут. Всё-таки я епископ - это статус.
Слово за слово. Монах похвастал золотыми часами марки "Полёт" (в советские времена такие стоили 550 рублей - полугодовая зарплата инженера). Рассказал и о квартире в Москве. Он её сдаёт - и это неплохие деньги. Ну а что делать с квартирой, если подарили? Владыка досматривал старушку - и она отписала ему хоромы по доброте душевной.

Владыка Пантелеймон уверяет, что "Ауди-8" и квартиру в Москве ему подарили прихожане.
- Владыка, я не исключаю, что монахам делают дорогие подарки. Но говорят, большая часть из них - это подарок самому себе.
- Что?
- Говорят, каждый ваш визит в храм стоит денег…
- Такая традиция. И не я её придумал. Это не взятка, не коррупция - это благодарность. И даже не за то, что приехал, а за то, что буду молиться за настоятеля храма.
- Давайте уточним: эти деньги - конкретно дополнение к вашей зарплате?
- Да.
- Но вы монах! Принимая сан - вы отрекаетесь от земных благ.
Отец Пантелеймон устало прикрыл глаза, дескать, хорош ломать комедию - не маленькая.
"Конверт" - не коррупция
Хладнокровие Владыки удивляет. Любой чиновник на его месте уже бы заёрзал: обвинения в коррупции, скандал в регионе. А тут… Как с гуся вода.
- Нужно понимать, что церковь живёт по средневековому уставу, - говорит известный религиовед Юрий Черноморец. - Тогда не было такого понятия, как коррупция - оно появилось лишь в 19 веке.
Но устав менять не стали. Он "законсервирован" с 7 века нашей эры. Там есть такое понятие как "продажа сана" - и это запрещено. Другие виды коррупции были не очень популярны в 7 веке и потому не нашли своего отражения в уставе. Проще говоря, требуя конверт, тот же Владыка рискует своей душой, но не карьерой. В лучшем случае его могут лишь одёрнуть: имей совесть - умерь поборы.
- Я подумал, правды можно добиться, - решил отец Стефаний и сел за перо.
Наш герой писал всем. Дошёл даже до патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Однако бюрократия не дала сбой. Все письма методично спустили вниз - и они легли на стол отца Пантелеймона с пометкой "разобраться". Владыка сам с собой "разобрался" и вынес вердикт: не виновен, оправдать. Ну, а Домашовца запретил к служению. Потому как дерзок. Теперь отец Стефаний читает молитвы в своём храме фактически незаконно. Тем временем прихожане разбегаются. Одни перешли к баптистам, другие к свидетелям Иеговы. Оставшиеся бьют поклоны.
- Мы идём в храм за тем, чтобы получить мир в сердце. Но где там? Они ведь даже между собой помириться не могут, - сетуют люди.
Так и есть. Не могут. Владыка готов простить дерзкого батюшку, если тот покается. Но отец Стефаний против. Покаяться - значит согласиться на все поборы. А не покаяться - лишиться сана (то есть, не просто запретят читать молитвы, но и обяжут снять сутану - авт.). Что дальше делать - непонятно. Церковное начальство самоустранилось. И народ пошёл к местной власти. Мол, помогите отстоять отца Стефания.
- В городе ощущается тревога, громада раскололась, но что мы можем сделать? - задаётся вопросом руководитель делами районной рады Жашковского района Наталья Цымбол. - Церковь отделена от государства.
Это правда. И разделяет нас, похоже, больше чем казалось. Допустим, те же поборы. По нашим меркам - это аморально, по церковным - нормально. Мы хотя бы пытаемся бороться, церковь не считает нужным. Тех, кто мутит воду, вроде отца Стефания, обвиняют в расколе. Но, с другой стороны, нужны и такие священники, иначе поводыри и паства со временем просто перестанут понимать друг друга.
КОМПЕТЕНТНО
Религиовед Юрий ЧЕРНОМОРЕЦ:
- Не стоит всех священников судить скопом. На дорогих иномарках ездит 1/20 часть духовенства. И это сразу замечают. Но не редки случаи, когда батюшки действительно продают свои машины и отдают деньги в приходы. Так было в Николаевской области. Но ясно, что сам батюшка об этом кричать не будет, и такие случаи обществу не известны. Кроме того, если епископ видит, что какой-то священник стал жить совсем богато - на машине, в шелках и мехах, то пытается его "раскулачить" немного. Мол, если у тебя такие богатые покровители - возьми на попечение священника из такой-то деревни - ему там совсем жить не на что.
В ТЕМУ
А как в Киевском патриархате
Проблем хватает. Но есть и свои герои. Например, отец Юрий Велигурский из Ровно. На его счету - разрушенная карьера двоих епископов. Он их уличил в содомии. Епископов перевели из Ровно в далекую глубинку. Дальше отец Юрий обратил свой взор на семинаристов. Обнаружил: без денег студента не сделают священником и не дадут прихода. Отца Юрия поддержали коллеги. Создали "могучую кучку": три священника и три мирянина. Потребовали аудиенцию у своего начальства - на тот момент митрополита Евсевия. Но тот их не услышал. Мирян предали анафеме, священники лишились прихода. В том числе и отец Юрий.
- Но я не потерял веру - и это главное, - рассуждает отец Юрий. - Плюс на моём примере другие научились сражаться.
Теперь священника, что борется за правду, не так просто лишить прихода. Достаточно пригрозить: "Мы с громадой меняем конфессию" (то есть переходим из одного патриархата в другой). Церковное руководство придёт в ужас. Что может быть хуже и постыдней, чем отдать приход конкуренту? Так что диссиденты от церкви, похоже, уже освоили элементарные боевые приёмы - глядишь, и отстоят церковь.
МНЕНИЯ
Пресс-секретарь предстоятеля Украинской православной церкви Московского патриархата Георгий Коваленко:
- Все разговоры о симонии - о так называемой коррупции в нашей церкви - не более чем сотрясание воздуха. Пересудов много, а доказательств мало. У нас нет в церкви ни милиции, ни налоговой. Что касается запрета на дорогие подарки, то в советских автобусах была табличка: "Совесть - лучший контролёр". Если нет внутреннего контроля, то никакие указы не будут иметь силы.
Глава информационного управления УПЦ Киевского патриархата отец Евстратий Зоря:
- В Церковный суд были обращения по поводу симонии. В том числе и от священников из Ровно. Но разбирательство показало, что их обвинения не имеют оснований. Что касается того, на каких автомобилях ездят епископы, то эта тема уже порядком надоела. Когда вы говорите о "Мерседесах", мы вспоминаем о революции 1917 года. Тогда имущество церкви забрали и отдали бедным, и что - меньше стало бедных?
КСТАТИ
За чей счет живет духовенство
Италия
Финансами духовенства занимается специальный церковный фонд Fondo clero. Он выплачивает пенсию священникам и зарплаты. Минимальная ставка в пересчёте на наши деньги - 9554 гривны. Максимальная - 14 888 гривен (средняя зарплата в Италии в 2012 году равнялась 24 тысячам гривен). Деньги на жалование священникам поступают в виде налогов. Это специальный церковный налог - он составляет 8 процентов сверх подоходного. Платить или нет - дело добровольное. Если платишь - молодец, а если не платишь - сгоришь в аду со всеми потрохами.
Бельгия
Зарплату платит государство. В зависимости от сана святые отцы в пересчёте на наши деньги получают от 17 тысяч до 50 тысяч гривен. Притом средняя зарплата в Бельгии за 2012 году составляла 18-20 тысяч гривен.
Россия
РПЦ зарабатывает на пожертвованиях, но это всего 10-15 процентов от общих доходов. Остальные деньги приносит бизнес. Церковь - юридическое лицо. Инвестируют в РПЦ имеет не только в свой свечной заводик, но и ещё в несколько других, в том числе по производству минеральной воды. Полученные от бизнеса деньги тратятся на восстановление храмов. А вот зарплата священников зависит лишь от доходности его прихода. В деревне эти суммы по российским меркам смехотворны - порядка 1-2 тысяч гривен, а вот в Москве настоятель храма получает от 5 тысяч гривен. Средняя зарплата в России за 2012 год составляла 6-7 тысяч гривен.
Украина
Православные церкви Украины своего бизнеса не имеют. Наши церкви находятся в прямой конкуренции между собой и боятся "оппоненту" дать повод для пересудов.
В целом финансовая система церкви весьма туманна. Официально храм живёт за счёт трёх финансовых вливаний: доход от продажи свечей, пожертвования - так называемый "кружечный сбор" - и плата за требы. Священник ведёт бухгалтерию (правда, вписать плату за отпевание или не вписать - дело сугубо добровольное, проверить невозможно). Подбив итоги, десятину отсылает в епархию, а та - в Киев. Из того, что осталось, забирает себе половину, остальное - на ремонт храма. Как велика эта "половина" - большой вопрос. Официально от 800 до 2000 гривен (естественно, речь не идёт о главных киевских храмах).
© Евгения СУПРЫЧЕВА: «Священник взбунтовался против церковных поборов»
© Фото: Антон ТЕРЕЩЕНКО
℗ «Комсомольская правда в Украине», 22.02.2013
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Re: Блеск и нищета РПЦ
Промысел божий?
У скромного муромского священника в Москве угнали премиальный внедорожник

Сегодня стало известно, что какие-то богохульники с особым цинизмом нарушили восьмую заповедь - «Не укради»! Они увели от московского подъезда муромского епископа внедорожник марки Lexus GX.
Надо признать, конечно, нарушением этого предначертания на регулярной основе в России занимаются многие десятки тысяч крещеных - все равно после исповеди-покаяния все грехи «погашаются». Но на этот раз охальникам явно никакая исповедь не поможет! Они подняли свой антиграббер и отмычку на святое: угнали у епископа Муромского Нила нажитый непосильными трудами во славу Господа скромный и непритязательный автомобильчик Lexus GX460!
Согласно сообщениям информагентств, в полицейский околоток района Марьина Роща обратился смиренный священнослужитель и написал заявление об угоне сей колесницы от дома номер 69 на Сущевском Валу. В полицейских материалах указано, что финансовый урон вследствие сего недружелюбного по отношению к высокопоставленному деятелю Русской православной церкви акта составил 1,5 млн. рублей. Для справки: новая машина этой модели стоит в салоне от 3,15 млн. рублей.
Вообще даже как-то странно слышать, что столь серьезный церковный деятель обратился в полицию с заявлением об угоне! А как же библейское «Бог дал, Бог и взял»? Тем более что наверняка священнослужитель не у токарного станка заработал себе на Lexus! Либо кто-то из авторитетных прихожан «подогнал», либо на средства, пожертвованные бабульками, святая церковь обеспечила святого отца люксовым внедорожником.
С другой стороны, на месте епископа Нила угон вполне можно считать настоящим божьим промыслом! Ведь в самом конце прошлого года его непосредственный, так сказать, босс - патриарх Кирилл - русским языком попросил православных священнослужителей не выпендриваться и не злить россиян, раскатывая на дорогих иномарках.
Тогда на епархиальном собрании Москвы он изрек следующее: «Давайте подумаем о том, чтобы ездить на таких транспортных средствах, которые недоброжелатели не будут использовать в качестве повода для дискредитации духовенства». Правда, после этого он немедленно оговорился, что сам раскатывает на бронированном Mercedes с охраной не на свои кровные, а задарма - как охраняемое государством лицо. Тогда же, согласно сообщениям информагентств, он призвал духовенство к умеренности, чтобы снять с церкви обвинение в стремлении к роскоши. При этом подчиненные патриарха никаких ценных указаний от него касательно ношения тех или иных марок и моделей наручных часов не получили.
Но сегодняшний инцидент с люксовым внедорожником отца Нила продемонстрировал, что предновогодняя проповедь патриарха явно пролетела мимо ушей его подчиненных. Зато, судя по всему, запала в душу каким-то безвестным верующим с развитыми криминальными навыками, которые взвалили на себя тяжкий крест избавления отдельных представителей православного духовенства от дискредитирующих их перед паствой атрибутов мирской роскоши.
© Максим Строкер, «Автовзгляд», 13 марта 2013 в 13:42
У скромного муромского священника в Москве угнали премиальный внедорожник

Сегодня стало известно, что какие-то богохульники с особым цинизмом нарушили восьмую заповедь - «Не укради»! Они увели от московского подъезда муромского епископа внедорожник марки Lexus GX.
Надо признать, конечно, нарушением этого предначертания на регулярной основе в России занимаются многие десятки тысяч крещеных - все равно после исповеди-покаяния все грехи «погашаются». Но на этот раз охальникам явно никакая исповедь не поможет! Они подняли свой антиграббер и отмычку на святое: угнали у епископа Муромского Нила нажитый непосильными трудами во славу Господа скромный и непритязательный автомобильчик Lexus GX460!
Согласно сообщениям информагентств, в полицейский околоток района Марьина Роща обратился смиренный священнослужитель и написал заявление об угоне сей колесницы от дома номер 69 на Сущевском Валу. В полицейских материалах указано, что финансовый урон вследствие сего недружелюбного по отношению к высокопоставленному деятелю Русской православной церкви акта составил 1,5 млн. рублей. Для справки: новая машина этой модели стоит в салоне от 3,15 млн. рублей.
Вообще даже как-то странно слышать, что столь серьезный церковный деятель обратился в полицию с заявлением об угоне! А как же библейское «Бог дал, Бог и взял»? Тем более что наверняка священнослужитель не у токарного станка заработал себе на Lexus! Либо кто-то из авторитетных прихожан «подогнал», либо на средства, пожертвованные бабульками, святая церковь обеспечила святого отца люксовым внедорожником.
С другой стороны, на месте епископа Нила угон вполне можно считать настоящим божьим промыслом! Ведь в самом конце прошлого года его непосредственный, так сказать, босс - патриарх Кирилл - русским языком попросил православных священнослужителей не выпендриваться и не злить россиян, раскатывая на дорогих иномарках.
Тогда на епархиальном собрании Москвы он изрек следующее: «Давайте подумаем о том, чтобы ездить на таких транспортных средствах, которые недоброжелатели не будут использовать в качестве повода для дискредитации духовенства». Правда, после этого он немедленно оговорился, что сам раскатывает на бронированном Mercedes с охраной не на свои кровные, а задарма - как охраняемое государством лицо. Тогда же, согласно сообщениям информагентств, он призвал духовенство к умеренности, чтобы снять с церкви обвинение в стремлении к роскоши. При этом подчиненные патриарха никаких ценных указаний от него касательно ношения тех или иных марок и моделей наручных часов не получили.
Но сегодняшний инцидент с люксовым внедорожником отца Нила продемонстрировал, что предновогодняя проповедь патриарха явно пролетела мимо ушей его подчиненных. Зато, судя по всему, запала в душу каким-то безвестным верующим с развитыми криминальными навыками, которые взвалили на себя тяжкий крест избавления отдельных представителей православного духовенства от дискредитирующих их перед паствой атрибутов мирской роскоши.
© Максим Строкер, «Автовзгляд», 13 марта 2013 в 13:42
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
На чужой каравай рот не разевай!
«Смотрите, написано в разделе "Ваигаш" (Берешит 47:14): "И собрал Йосеф все серебро по всей стране Египта и по всей стране Кенаана, и внес Йосеф все серебро в дом фараона".
Что означают слова "в дом фараона"? Рамбан пишет: "Йосеф был доверительным лицом фараона. Тем не менее, не сделал у себя казны [банка, сокровищницы для хранения собранных денег]. Но всё отдал фараону, который ему всецело доверял [т.е. в принципе, мог бы и не отдавать]. И купил фараону на эти деньги землю в стране [опять-таки не себе!]. И этим понравился народу больше прежнего".
Не буду говорить, что современные начальники так не поступают. Ибо не знаком с современными начальниками. Но прекрасно понимаю тех, кто сокрушается по поводу корысти нынешних правителей и людей, стоящих, извините, рядом с денежными потоками.
Так вот, Тора строжайше запрещает!
Предположим, я еду в Америку собирать деньги для ешивы, которой сам же и руковожу. Сколько я могу взять себе из добытых средств? Вопрос не праздный. Пять процентов, половину? Все знают, что это особая специальность - шнорники, добытчики, те, кто умеет уговорить состоятельных лиц пожертвовать на заведения Торы. Извините, но джойнты и сохнуты из этого целую индустрию сделали - и нельзя сказать, что заняты они незаконными действиями. Б-же упаси! Они действительно помогают еврейскому народу (насколько мне известно).
Но мы говорим про начальников. Не владельцев фирм или частных банков. А тех, кого наняли, пригласили - как и остальных работников - но с большей ответственностью и на больший оклад.
Им брать себе ничего нельзя!
Как это делал Йосеф. Как это веками делают еврейские мудрецы, учителя и праведники.
** **
Еще два слова про Йосефа позволите? В Мидраше говорится, что он по всей стране и по всей, практически, загранице собрал серебра объем на три башни, каждая из которых была равновеликим кубом с ребром в 100 локтей. А своим детям от этого серебра не дал и пяти шекелей.
А вот еще один, на этот раз малоизвестный факт.
Йосеф научился праведному отношению к чужому имуществу, которым сам же и распоряжался, у своего отца Яакова. Написано, что однажды Яаков позвал Рахель и Лею в поле на разговор. Все поясняют: чтобы обезопасить себя от подслушивающих. Мол, "и у стен есть уши". Отлично! А вот рав-гаон Ицхак Зильберштейн дает совершенно иное объяснение. Оказывается, наш праотец так сделал потому, что работал в поле - и не мог отлучиться от стада. Ибо взялся работать на Лавана и не хотел у него ничего украсть - ни овцы, ни минуты времени!
** **
Теперь о наших временах. То же самое говорят о раби Йосефе Шломо Канемане (раввине из Понивежа). Он был главой ешивы - и никогда ничего не брал из ешивных денег или из того, что входило в ее хозяйство.
Когда он был еще холостым и жил при ешиве "Понивеж", он и его коллега (машгиах) раби Аба Гросбард - оба питались на кухне ешивы. Не в столовой, а прямо на кухне - чтобы не смущать учеников. И при этом за все платили полную цену - ни на грош не взяв ничего, кроме оплаченной еды.
До сих пор в секретариате иерусалимской ешивы хранятся счета той оплаты - с подписями и полным перечнем взятого: "порция картофельного пюре, стакан чая, два куска хлеба" и т.п.
Вы слышали такое про сегодняшних директоров, начальников, мэров или премьер-министров крупных стран?
Понятно, что у любого человека в заначке спрятана презумпция невиновности, - но когда пишут, что супруга градоначальника входит в десятку самых богатых людей одной из европейских стран, разве мы удивляемся? А ведь это и есть тема Торы, которая звучит так: не только не воруй, но и удались максимально далеко от любого подозрения в этой области.
Директор школы не может брать пирожки для своего дома в школьном буфете, который (я про буфет) ему не принадлежит. Он даже не может покупать эти пирожки! - чтобы никто не подумал, будто взял их, воспользовавшись своим служебным положением.»
© раввин Реувен Пятигорский: «Чужим не пользуемся»
Что означают слова "в дом фараона"? Рамбан пишет: "Йосеф был доверительным лицом фараона. Тем не менее, не сделал у себя казны [банка, сокровищницы для хранения собранных денег]. Но всё отдал фараону, который ему всецело доверял [т.е. в принципе, мог бы и не отдавать]. И купил фараону на эти деньги землю в стране [опять-таки не себе!]. И этим понравился народу больше прежнего".
Не буду говорить, что современные начальники так не поступают. Ибо не знаком с современными начальниками. Но прекрасно понимаю тех, кто сокрушается по поводу корысти нынешних правителей и людей, стоящих, извините, рядом с денежными потоками.
Так вот, Тора строжайше запрещает!
Предположим, я еду в Америку собирать деньги для ешивы, которой сам же и руковожу. Сколько я могу взять себе из добытых средств? Вопрос не праздный. Пять процентов, половину? Все знают, что это особая специальность - шнорники, добытчики, те, кто умеет уговорить состоятельных лиц пожертвовать на заведения Торы. Извините, но джойнты и сохнуты из этого целую индустрию сделали - и нельзя сказать, что заняты они незаконными действиями. Б-же упаси! Они действительно помогают еврейскому народу (насколько мне известно).
Но мы говорим про начальников. Не владельцев фирм или частных банков. А тех, кого наняли, пригласили - как и остальных работников - но с большей ответственностью и на больший оклад.
Им брать себе ничего нельзя!
Как это делал Йосеф. Как это веками делают еврейские мудрецы, учителя и праведники.
** **
Еще два слова про Йосефа позволите? В Мидраше говорится, что он по всей стране и по всей, практически, загранице собрал серебра объем на три башни, каждая из которых была равновеликим кубом с ребром в 100 локтей. А своим детям от этого серебра не дал и пяти шекелей.
А вот еще один, на этот раз малоизвестный факт.
Йосеф научился праведному отношению к чужому имуществу, которым сам же и распоряжался, у своего отца Яакова. Написано, что однажды Яаков позвал Рахель и Лею в поле на разговор. Все поясняют: чтобы обезопасить себя от подслушивающих. Мол, "и у стен есть уши". Отлично! А вот рав-гаон Ицхак Зильберштейн дает совершенно иное объяснение. Оказывается, наш праотец так сделал потому, что работал в поле - и не мог отлучиться от стада. Ибо взялся работать на Лавана и не хотел у него ничего украсть - ни овцы, ни минуты времени!
** **
Теперь о наших временах. То же самое говорят о раби Йосефе Шломо Канемане (раввине из Понивежа). Он был главой ешивы - и никогда ничего не брал из ешивных денег или из того, что входило в ее хозяйство.
Когда он был еще холостым и жил при ешиве "Понивеж", он и его коллега (машгиах) раби Аба Гросбард - оба питались на кухне ешивы. Не в столовой, а прямо на кухне - чтобы не смущать учеников. И при этом за все платили полную цену - ни на грош не взяв ничего, кроме оплаченной еды.
До сих пор в секретариате иерусалимской ешивы хранятся счета той оплаты - с подписями и полным перечнем взятого: "порция картофельного пюре, стакан чая, два куска хлеба" и т.п.
Вы слышали такое про сегодняшних директоров, начальников, мэров или премьер-министров крупных стран?
Понятно, что у любого человека в заначке спрятана презумпция невиновности, - но когда пишут, что супруга градоначальника входит в десятку самых богатых людей одной из европейских стран, разве мы удивляемся? А ведь это и есть тема Торы, которая звучит так: не только не воруй, но и удались максимально далеко от любого подозрения в этой области.
Директор школы не может брать пирожки для своего дома в школьном буфете, который (я про буфет) ему не принадлежит. Он даже не может покупать эти пирожки! - чтобы никто не подумал, будто взял их, воспользовавшись своим служебным положением.»
© раввин Реувен Пятигорский: «Чужим не пользуемся»
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
-
- Администратор
- Сообщения: 1240
- Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51
Цена вопроса
Борьба

Обыкновенный пастор прибыл в небольшой городок, чтобы служить в одной из местных церквей. Спустя несколько дней после своего приезда, он поехал из дома по делам в центр города на городском автобусе. Расплатившись с водителем, и уже сев, он обнаружил, что водитель дал ему лишних 25 центов сдачи.
В его мыслях началась борьба. Одна половина его говорила: "Верни эти 25 центов. Это плохой поступок, утаить их у себя". Но другая половина возражала: "Да, ладно, это всего лишь 25 центов. Разве это повод для беспокойства? У автобусной компании огромные обороты средств, им и дела нет до такой мелочи. Считай эти 25 центов благословением от Господа, и езжай себе спокойно дальше".
Когда пришло время пастору выходить, он протянул водителю 25 центов и сказал: "Вы сдали мне лишнего".
С улыбкой на лице водитель ответил: "Вы ведь новый пастор, не так ли? Я тут размышлял, не начать ли мне ходить в вашу церковь. Поэтому я и решил посмотреть, как вы поступите, если я дам вам лишнюю сдачу".
Когда пастор вышел из автобуса, он буквально схватился, чтобы не упасть, за первый фонарный столб и промолвил: "О Бог, я чуть было не продал Твоего Сына за четвертак".
Источник: Международная церковь Филадельфия

Обыкновенный пастор прибыл в небольшой городок, чтобы служить в одной из местных церквей. Спустя несколько дней после своего приезда, он поехал из дома по делам в центр города на городском автобусе. Расплатившись с водителем, и уже сев, он обнаружил, что водитель дал ему лишних 25 центов сдачи.
В его мыслях началась борьба. Одна половина его говорила: "Верни эти 25 центов. Это плохой поступок, утаить их у себя". Но другая половина возражала: "Да, ладно, это всего лишь 25 центов. Разве это повод для беспокойства? У автобусной компании огромные обороты средств, им и дела нет до такой мелочи. Считай эти 25 центов благословением от Господа, и езжай себе спокойно дальше".
Когда пришло время пастору выходить, он протянул водителю 25 центов и сказал: "Вы сдали мне лишнего".
С улыбкой на лице водитель ответил: "Вы ведь новый пастор, не так ли? Я тут размышлял, не начать ли мне ходить в вашу церковь. Поэтому я и решил посмотреть, как вы поступите, если я дам вам лишнюю сдачу".
Когда пастор вышел из автобуса, он буквально схватился, чтобы не упасть, за первый фонарный столб и промолвил: "О Бог, я чуть было не продал Твоего Сына за четвертак".
Источник: Международная церковь Филадельфия
Дорого яичко ...

• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Одна судьба одного попа
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Доходы растут, несмотря на кризис
Доходы РПЦ в прошлом году выросли до 4,6 млрд рублей
Выручка РПЦ от проведения религиозных обрядов, продажи литературы и символики увеличилась за 3 года в 3 раза

© Фото: ИЗВЕСТИЯ / Владимир Суворов
Доходы религиозных организаций от «совершения обрядов и церемоний», а также от «продажи религиозной литературы и предметов религиозного назначения» составили в прошлом году 4,6 млрд рублей. Такие данные зафиксировала официальная статистика Федеральной налоговой службы (есть в распоряжении «Известий»). Это почти в 3 раза больше, чем 3 года назад: на начало 2011 года аналогичные доходы составили только 1,47 млрд рублей.
Самым «набожным» городом России стал Санкт-Петербург, в храмах которого прихожане потратили почти 2,9 млрд рублей. На втором месте - Москва с выручкой местных храмов и церквей в размере 800 млн рублей. На третьем - Вологодская область (327 млн рублей). В традиционно мусульманских северо-кавказских регионах России официальная статистика не зафиксировала таких доходов религиозных организаций.
— Это вполне понятно, — говорит религиовед, заместитель председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Роман Силантьев. — Подавляющая доля таких официальных доходов относится к Русской православной церкви. У мусульман и многих других конфессий магазинчики с религиозной литературой и символикой юридически не относятся к мечетям, и там не принято проводить какие-либо религиозные обряды, похожие на те, что проводятся в русских церквях. Поэтому пожертвования прихожан других конфессий, как правило, не попадают в официальную статистику.
В Русской православной церкви такой рост доходов связывают с увеличением количества прихожан.
— Это свидетельствует о том, что деятельность церкви расширяется, — говорит замруководителя пресс-службы Московской патриархии РПЦ Александр Волков. — В последние годы Церковь занимается увеличением количества епархий и приходов, соответственно, растет количество людей, которые посещают храмы и монастыри Русской православной церкви. То есть количество мест, в которых люди могут приобретать те или иные церковные предметы, стало больше.
По мнению экспертов, в значительной мере интерес людей к вере подогревают и многочисленные резонансные акции, широко освещаемые СМИ: привоз в Россию православных реликвий и святынь. Например, в 2011 году по инициативе Фонда Андрея Первозванного была привезена в Россию часть Пояса Богородицы. Святыня, которая, по преданию, исцеляет от бесплодия и дает здоровье, была доставлена в храм Христа Спасителя 19 ноября. За те дни, что Пояс был доступен верующим, храм посетило более 800 тыс. человек. Очереди выстраивались с ночи, а время ожидания доходило до 26 часов. В 2012 году в Москву привезли ковчег с Ризой Господней, а в 2013-м - Крест апостола Андрея Первозванного. В начале 2014 года в Россию прибыли Дары Волхвов - посмотреть на них пришли в общей сложности более 400 тыс. человек.
— У людей есть потребность быть частью некоторой общности, — говорит профессор Высшей школы экономики Татьяна Коваль. — Многие думают, что, отстояв такую очередь, купив иконку или поставив свечку, они приобщаются к этой общности, становятся несколько духовнее.
Кроме позитивных акций интерес к Церкви подогревают и некоторые скандальные акции, отмечает глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов.
— Это и известное «выступление» в храме Христа Спасителя, и «квартира патриарха», и принятие закона о защите религиозных чувств. Поэтому люди стали больше обращать на это внимания и стали больше интересоваться этим вопросом, соответственно, выросли и доходы религиозных организаций, — отмечает он.
Кроме того, свой эффект дало активное включение Русской православной церкви в различные образовательные и благотворительные программы, добавляет директор Института религии и права Роман Лункин.
— Люди действительно стали больше ходить в церковь, покупать книги, заказывать обряды, это показывает возвращение духовной жизни людей к своим истокам, — подытоживает депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов. — Церковь прекращает быть неким «осторожным» духовным наследием Советского Союза, когда Церковь в сознании многих была чем-то «странным». Она становится нормальной частью нашей жизни, люди понимают, что жизнь христианина - это не жизнь отшельника, а совершенно нормальная жизнь для обычного человека и жить христианином очень просто и легко.
Следует отметить, что доходы Церкви не являются прибылью как таковой. В 2012 году Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) подало на РПЦ в суд с требованием признать незаконной деятельность по распространению товаров на территории храма Христа Спасителя. В своем иске ОЗПП просило обязать подворье разместить вывески на всех павильонах, оформить ценники на всех товарах, установить кассы и выдавать чеки на товар всем посетителям. «Поводом для обращения в суд послужили системные и длительные нарушения законодательства о защите прав потребителей, допущенные данной организацией при осуществлении коммерческой деятельности по продаже товаров и услуг», - говорилось в сообщении ОЗПП.
В свою очеред, представители религиозной организации - подворья Патриарха Московского и всея Руси Кирилла - назвали доводы представителей общества несостоятельными.
— Законодательство не запрещает религиозным организациям реализовывать предметы религиозного назначения как на возмездной, так и на безвозмездной основе, то есть распространять их, — пояснили они. Как утверждали представители РПЦ, торговля на территории храма не осуществляется, а оплата товаров является добровольным пожертвованием прихожан. Мосгорсуд отказал ОЗПП в удовлетворении иска к Церкви.
© Александра Баязитова, Известия, 1 июля 2014, 00:01
Выручка РПЦ от проведения религиозных обрядов, продажи литературы и символики увеличилась за 3 года в 3 раза
© Фото: ИЗВЕСТИЯ / Владимир Суворов
Доходы религиозных организаций от «совершения обрядов и церемоний», а также от «продажи религиозной литературы и предметов религиозного назначения» составили в прошлом году 4,6 млрд рублей. Такие данные зафиксировала официальная статистика Федеральной налоговой службы (есть в распоряжении «Известий»). Это почти в 3 раза больше, чем 3 года назад: на начало 2011 года аналогичные доходы составили только 1,47 млрд рублей.
Самым «набожным» городом России стал Санкт-Петербург, в храмах которого прихожане потратили почти 2,9 млрд рублей. На втором месте - Москва с выручкой местных храмов и церквей в размере 800 млн рублей. На третьем - Вологодская область (327 млн рублей). В традиционно мусульманских северо-кавказских регионах России официальная статистика не зафиксировала таких доходов религиозных организаций.
— Это вполне понятно, — говорит религиовед, заместитель председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Роман Силантьев. — Подавляющая доля таких официальных доходов относится к Русской православной церкви. У мусульман и многих других конфессий магазинчики с религиозной литературой и символикой юридически не относятся к мечетям, и там не принято проводить какие-либо религиозные обряды, похожие на те, что проводятся в русских церквях. Поэтому пожертвования прихожан других конфессий, как правило, не попадают в официальную статистику.
В Русской православной церкви такой рост доходов связывают с увеличением количества прихожан.
— Это свидетельствует о том, что деятельность церкви расширяется, — говорит замруководителя пресс-службы Московской патриархии РПЦ Александр Волков. — В последние годы Церковь занимается увеличением количества епархий и приходов, соответственно, растет количество людей, которые посещают храмы и монастыри Русской православной церкви. То есть количество мест, в которых люди могут приобретать те или иные церковные предметы, стало больше.
По мнению экспертов, в значительной мере интерес людей к вере подогревают и многочисленные резонансные акции, широко освещаемые СМИ: привоз в Россию православных реликвий и святынь. Например, в 2011 году по инициативе Фонда Андрея Первозванного была привезена в Россию часть Пояса Богородицы. Святыня, которая, по преданию, исцеляет от бесплодия и дает здоровье, была доставлена в храм Христа Спасителя 19 ноября. За те дни, что Пояс был доступен верующим, храм посетило более 800 тыс. человек. Очереди выстраивались с ночи, а время ожидания доходило до 26 часов. В 2012 году в Москву привезли ковчег с Ризой Господней, а в 2013-м - Крест апостола Андрея Первозванного. В начале 2014 года в Россию прибыли Дары Волхвов - посмотреть на них пришли в общей сложности более 400 тыс. человек.
— У людей есть потребность быть частью некоторой общности, — говорит профессор Высшей школы экономики Татьяна Коваль. — Многие думают, что, отстояв такую очередь, купив иконку или поставив свечку, они приобщаются к этой общности, становятся несколько духовнее.
Кроме позитивных акций интерес к Церкви подогревают и некоторые скандальные акции, отмечает глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов.
— Это и известное «выступление» в храме Христа Спасителя, и «квартира патриарха», и принятие закона о защите религиозных чувств. Поэтому люди стали больше обращать на это внимания и стали больше интересоваться этим вопросом, соответственно, выросли и доходы религиозных организаций, — отмечает он.
Кроме того, свой эффект дало активное включение Русской православной церкви в различные образовательные и благотворительные программы, добавляет директор Института религии и права Роман Лункин.
— Люди действительно стали больше ходить в церковь, покупать книги, заказывать обряды, это показывает возвращение духовной жизни людей к своим истокам, — подытоживает депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов. — Церковь прекращает быть неким «осторожным» духовным наследием Советского Союза, когда Церковь в сознании многих была чем-то «странным». Она становится нормальной частью нашей жизни, люди понимают, что жизнь христианина - это не жизнь отшельника, а совершенно нормальная жизнь для обычного человека и жить христианином очень просто и легко.
Следует отметить, что доходы Церкви не являются прибылью как таковой. В 2012 году Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) подало на РПЦ в суд с требованием признать незаконной деятельность по распространению товаров на территории храма Христа Спасителя. В своем иске ОЗПП просило обязать подворье разместить вывески на всех павильонах, оформить ценники на всех товарах, установить кассы и выдавать чеки на товар всем посетителям. «Поводом для обращения в суд послужили системные и длительные нарушения законодательства о защите прав потребителей, допущенные данной организацией при осуществлении коммерческой деятельности по продаже товаров и услуг», - говорилось в сообщении ОЗПП.
В свою очеред, представители религиозной организации - подворья Патриарха Московского и всея Руси Кирилла - назвали доводы представителей общества несостоятельными.
— Законодательство не запрещает религиозным организациям реализовывать предметы религиозного назначения как на возмездной, так и на безвозмездной основе, то есть распространять их, — пояснили они. Как утверждали представители РПЦ, торговля на территории храма не осуществляется, а оплата товаров является добровольным пожертвованием прихожан. Мосгорсуд отказал ОЗПП в удовлетворении иска к Церкви.
© Александра Баязитова, Известия, 1 июля 2014, 00:01
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Бедствовать священникам запрещается
Всеволод Чаплин предупредил: духовенство не должно бедствовать, иначе в священники пойдут гастарбайтеры и сумасшедшие
Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин, выступивший на экспертной дискуссии в Москве, посвященной исследованиям на тему восприятия обществом образа Церкви, предостерег и от увлечения роскошью в среде духовенства, и от ситуации, в которой бы священники бедствовали. "Конечно, духовенство должно решительно не совпадать с тем потребительским идеалом, который мы сегодня периодически видим: мажорство, вызывающая роскошь, расслоение внутри духовенства на богатых и бедных. Это все очень плохо", - приводит слова священника "Интерфакс".

Как отметил Всеволод Чаплин, будучи человеком, "внутренне бунтующим при виде священников-мажоров", он при этом не считает, "что мы принесем Церкви благо, если поможем кому-то загнать духовенство в социальные маргиналы". Он заявил, что в некоторых церквах на Западе - католической, протестантских - наблюдается "оскудение духовенства", которое связано с тем, что оно "под влиянием секулярных сил было выдавлено в социально-маргинальные слои". "То же самое будет и у нас: у нас священниками станут гастарбайтеры или сумасшедшие, если мы позволим убедить нас в том, что духовенство должно жить беднее всех. В России, Греции, во всех православных странах священник обычно жил даже немножко лучше, чем средний человек его социального круга", - подчеркнул представитель РПЦ.
По словам Чаплина, если в приходе, где живут богатые или по крайней мере небедные люди, священник бедствует и вынужден постоянно ходить с протянутой рукой, "это позор для паствы, для той церковной общины, того социального круга, который присутствует в том месте, где этот священник служит". "Не стоит идти на поводу у тех людей, которые настаивают на том, что священник не может жить достойно в материальном отношении", - подытожил глава ОВЦО.
Напомним, что протоиерей Всеволод Чаплин уже не раз высказывался по теме "материальные блага и Церковь". Два года назад он, отвечая на вопросы слушателей молодежного лектория в Москве, подробно объяснил, зачем Русской православной церкви нужна роскошь и почему священнослужители имеют право носить дорогие вещи. Он выразил убеждение, что все это внешнее богатство необходимо, чтобы "отражать общественный престиж Церкви".
"Люди хотят, чтобы и храмы Божии, и облачения духовенства, и элементы, связанные с общественным престижем духовенства, были бы максимально видимыми и отражали бы то место Церкви в жизни общества, которое любой верующий человек считает центральным", - сказал тогда председатель ОВЦО. Он отметил, что церковные средства обычно не тратятся на "торжественные моменты и украшения", а "так называемая роскошь" в Церкви создается за счет пожертвований, что является совершенно естественным. "Люди хотят, чтобы церковные торжества были самыми красивыми и самыми торжественными", - заявил Всеволод Чаплин.
"Когда люди жертвуют что-то на храм, на то, чтобы духовенство выглядело достойно, в том числе и перед лицом всех сильных мира сего, которые меряют отношение к человеку деньгами, это естественное стремление человека показать, что самое главное - не рациональное расходование средств на те или иные преходящие нужды, которые никогда не будут полностью восполнены, а посвящение своих денежных средств, своих трудов на то, что принадлежит Богу, на те символы, которые напоминают нам, что главное - это не политика, не экономика, не обывательские нужды человека, не его материальные интересы, а присутствие Бога, Его тайны и духовная вертикаль в окружающем нас мире", - сказал он.
Тех же людей, которые упрекают духовенство в роскоши, протоиерей Всеволод Чаплин назвал недоброжелателями и сравнил с Иудой. Ведь это он говорил, что не надо тратить драгоценное миро на помазание тела Иисуса Христа, а нужно продать это миро и раздать деньги нищим.
Выступая год назад на пресс-конференции в Ставрополе, Чаплин заявил, что представители духовенства не должны стесняться принимать дорогие подарки, поскольку люди высказывают этим свою любовь. "Если кто-то украшает храмы, это проявление любви к храмам. Если кто-то дарит патриарху облачение, икону, машину, часы - это проявление любви к патриарху, которое совершенно естественно. Почему вдруг нас стали настойчиво убеждать, что мы должны этого стыдиться и рвать на себе по этому поводу волосы?" - выразил он недоумение.
Чаплин полагает, что существуют определенные круги, которые хотят использовать любой повод, чтобы "дрессировать" Церковь, заставить ее молчать и не выходить на общественную площадку. "Так дрессируют лет двадцать католическую церковь, особенно в Западной Европе и Соединенных Штатах. Как только католическая церковь начинает говорить о недопустимости аборта, безнравственности современного глобального экономического уклада, сразу начинаются кампании по развалу епархии либо отторжении от католической церкви, и сейчас многие католические епископы начинают уступать этой кампании", - отметил представитель Московского патриархата.
© Новости России, 5 июля 2013 г., 13:22
Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин, выступивший на экспертной дискуссии в Москве, посвященной исследованиям на тему восприятия обществом образа Церкви, предостерег и от увлечения роскошью в среде духовенства, и от ситуации, в которой бы священники бедствовали. "Конечно, духовенство должно решительно не совпадать с тем потребительским идеалом, который мы сегодня периодически видим: мажорство, вызывающая роскошь, расслоение внутри духовенства на богатых и бедных. Это все очень плохо", - приводит слова священника "Интерфакс".

Как отметил Всеволод Чаплин, будучи человеком, "внутренне бунтующим при виде священников-мажоров", он при этом не считает, "что мы принесем Церкви благо, если поможем кому-то загнать духовенство в социальные маргиналы". Он заявил, что в некоторых церквах на Западе - католической, протестантских - наблюдается "оскудение духовенства", которое связано с тем, что оно "под влиянием секулярных сил было выдавлено в социально-маргинальные слои". "То же самое будет и у нас: у нас священниками станут гастарбайтеры или сумасшедшие, если мы позволим убедить нас в том, что духовенство должно жить беднее всех. В России, Греции, во всех православных странах священник обычно жил даже немножко лучше, чем средний человек его социального круга", - подчеркнул представитель РПЦ.
По словам Чаплина, если в приходе, где живут богатые или по крайней мере небедные люди, священник бедствует и вынужден постоянно ходить с протянутой рукой, "это позор для паствы, для той церковной общины, того социального круга, который присутствует в том месте, где этот священник служит". "Не стоит идти на поводу у тех людей, которые настаивают на том, что священник не может жить достойно в материальном отношении", - подытожил глава ОВЦО.
Напомним, что протоиерей Всеволод Чаплин уже не раз высказывался по теме "материальные блага и Церковь". Два года назад он, отвечая на вопросы слушателей молодежного лектория в Москве, подробно объяснил, зачем Русской православной церкви нужна роскошь и почему священнослужители имеют право носить дорогие вещи. Он выразил убеждение, что все это внешнее богатство необходимо, чтобы "отражать общественный престиж Церкви".
"Люди хотят, чтобы и храмы Божии, и облачения духовенства, и элементы, связанные с общественным престижем духовенства, были бы максимально видимыми и отражали бы то место Церкви в жизни общества, которое любой верующий человек считает центральным", - сказал тогда председатель ОВЦО. Он отметил, что церковные средства обычно не тратятся на "торжественные моменты и украшения", а "так называемая роскошь" в Церкви создается за счет пожертвований, что является совершенно естественным. "Люди хотят, чтобы церковные торжества были самыми красивыми и самыми торжественными", - заявил Всеволод Чаплин.
"Когда люди жертвуют что-то на храм, на то, чтобы духовенство выглядело достойно, в том числе и перед лицом всех сильных мира сего, которые меряют отношение к человеку деньгами, это естественное стремление человека показать, что самое главное - не рациональное расходование средств на те или иные преходящие нужды, которые никогда не будут полностью восполнены, а посвящение своих денежных средств, своих трудов на то, что принадлежит Богу, на те символы, которые напоминают нам, что главное - это не политика, не экономика, не обывательские нужды человека, не его материальные интересы, а присутствие Бога, Его тайны и духовная вертикаль в окружающем нас мире", - сказал он.
Тех же людей, которые упрекают духовенство в роскоши, протоиерей Всеволод Чаплин назвал недоброжелателями и сравнил с Иудой. Ведь это он говорил, что не надо тратить драгоценное миро на помазание тела Иисуса Христа, а нужно продать это миро и раздать деньги нищим.
Выступая год назад на пресс-конференции в Ставрополе, Чаплин заявил, что представители духовенства не должны стесняться принимать дорогие подарки, поскольку люди высказывают этим свою любовь. "Если кто-то украшает храмы, это проявление любви к храмам. Если кто-то дарит патриарху облачение, икону, машину, часы - это проявление любви к патриарху, которое совершенно естественно. Почему вдруг нас стали настойчиво убеждать, что мы должны этого стыдиться и рвать на себе по этому поводу волосы?" - выразил он недоумение.
Чаплин полагает, что существуют определенные круги, которые хотят использовать любой повод, чтобы "дрессировать" Церковь, заставить ее молчать и не выходить на общественную площадку. "Так дрессируют лет двадцать католическую церковь, особенно в Западной Европе и Соединенных Штатах. Как только католическая церковь начинает говорить о недопустимости аборта, безнравственности современного глобального экономического уклада, сразу начинаются кампании по развалу епархии либо отторжении от католической церкви, и сейчас многие католические епископы начинают уступать этой кампании", - отметил представитель Московского патриархата.
© Новости России, 5 июля 2013 г., 13:22
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»