Символы веры (12)

О подражании Христу (4)

Книга I (глав: 26)

Книга II (глав: 12)

Книга III (глав: 59)

Книга IV (глав: 18)

Блаженный Августин (1)

Фома Кемпийский: «О подражании Христу» (Thomas von Kempen: «Imitatio Christi»).
Перевод с латинского К.П. Победоносцева
(ок. 1418)


ФОМА КЕМПИЙСКИЙ
лат. Thomas Kempis, Томас Хемеркен (1378/1380-1471)

средневековый голландский теолог

С 1406 года - монах «Союза благочестивых братьев», деятельность которого была связана с перепиской богословских текстов. Помощник приора монастыря в Агнетенберге. Центральная работа Фомы Кемпийского - кодекс «О подражании Христу» (ок. 1418). Авторство Фомы Кемпийского спорно, наряду с ним в качестве возможных авторов также рассматриваются: Иоанн Скот Эриугена, Бернар Клервоский, Бонавентура и другие.

Книга написана в духе ортодоксального христианства, разрабатываемого мистикой позднего Средневековья, и проникнута духом аскетизма. Фома Кемпийский приводит пять доказательств бытия Бога, которого в духе классического теизма считает первопричиной и конечной целью сущего. Так, по книге, Бог трансцендентен и рационально непостижим, однако именно в силу этого он «в снисхождении своём» становится «бесконечно близок» человеку как максимально имманентная ему («ближе к нам, чем мы сами») сущность. Согласно учению Фомы Кемпийского, мир лежит во зле. Только подражание жизни Христа может служить пути спасения. Особо значимым поведенческим началом у Фомы Кемпийского выступают не «рассуждения о догматах», а самоотверженное служение общему благу, понятое в качестве интимно значимой цели.

© Н.С. Щекин


О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

(ок. 1418)

Среди знаменитых школ эпохи позднего Средневековья прославилась Виндесгеймская обитель (Windesheim), находившаяся на территории Ренании, близ города Майнца. Она дала миру одно из самых замечательных духовных руководств, когда-либо написанных рукой человека - «О подражании Христу» («Imitatio Christi»).

По мнению авторитетных исследователей, автором её является фламандский иеромонах Фома Кемпийский (Thomas von Kempen, 1379-1471). В своих трудах и проповедях он описывает монашескую жизнь, её добродетели, жизнь и страдания Христа, Божией Матери, мистическое соединение с Богом. В них чувствуется влияние предшественников, особенно св. Бернара.

Отец Фома, как и другие подвижники этой обители, выражает свои мысли в форме советов. Книга содержит 4 раздела: в двух первых даются общие советы для духовной жизни, в 3-м (книга «внутреннего утешения») рассматривается духовная жизнь в её вершинных проявлениях, в 4-м описывается освящение души - таинство Святой Евхаристии.

Эта книга, написанная не позднее 1427 г., за прошедшие несколько столетий оказалась самым тиражируемым (после Библии) богословским сочинением. Она переведена более чем на 90 языков и выдержала свыше пяти тысяч переизданий в разных странах. Лучший перевод на русский язык выполнен в 1869 г. К.П. Победоносцевым. Для широкого круга читателей.

Из предисловий издателей к разным изданиям


Книга первая. Наставления, полезные для духовной жизни. (глав в книге: 26)

Книга вторая. Наставления ко внутренней жизни. (глав в книге: 12)

Книга третья. О внутреннем утешении. (глав в книге: 59)

Книга четвёртая. О таинстве тела христова. (глав в книге: 18)


SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Форум

© The FontCity, ltd, 2011