[1]Маркелл Анкирский (до 285 - ок. 374) - епископ Анкирский, участник Анкирского и Никейского соборов. Сторонник Афанасия Великого в арианском споре. Был обвинён своими противниками в савеллианстве и изгнан из своей епархии. Вероятно, Маркелл принимал участие и даже председательствовал на Анкирском соборе 314 года. Содержащееся в некоторых манускриптах утверждение, что на этом соборе председательствовал Виталий Антиохийский исследователи объясняют позднейшими исправлениями, устраняющими упоминания имени еретика. Известно, что Маркелл принимал активное участие в Никейском соборе на стороне противников Ария, однако подробности этого не сохранились. Вскоре после Никейского собора, ок. 330 года, он написал книгу против письма Астерия Софиста к Павлину Тирскому. На Тирском и Иерусалимском соборах 335 года выступал на стороне Афанасия Великого, однако не смог помешать изгнанию последнего. Вскоре после этого он сам был смещён, однако произошло ли это на Константинопольском соборе 336 года или ранее, является дискуссионным вопросом. Созомен и Сократ Схоластик сообщают, что вопрос о произведении Маркелла был предметом рассмотрения на Тирском соборе, где его взгляды были найдены подобными взглядам Павла Самосатского. Маркелл согласился сжечь свою книгу, однако не сделал этого, а затем не принял участие в освящении Храма Гроба Господня в Иерусалиме, что также стало пунктами обвинени на Константинопольском соборе. Альтернативные теории датируют смещение Маркелла началом 330-х годов. Впоследствии Евсевии Кесарийский написал два труда против Маркелла, Contra Marcellum и De ecclesiastica theologia. После смерти императора Константина Великого в 337 году, изгнанные епископы, в том числе и Маркелл, были возвращены в свои епархии. Однако уже в конце 338 или начале 339 года он был вновь смещён. В марте 339 года Афанасий также был изгнан из Александрии. Оба они отправились в Рим, где получили поддержку папы Юлия. Состоявшийся в 340 году в Риме собор признал Афанасия невиновным в предъявляемых ем обвинениях, а Маркелла православным. Проведённый сторонниками Евсевия Антиохийский собор 341 года осудил как Афанасия, так и Маркелла. Сардикийский собор 343 года, на котором сторонники Никейского собора хотели видеть Афанасия и Маркелла, углубил противоречия между восточными и западными церквями. Удалившиеся в Филиппополь ариане осудили Маркелла как «самого отвратительного еретика». Вскоре после Сардикийского собора Афанасий прекратил церковное общение с Маркеллом, поскольку осудил учение его ученика Фотина Сирмийского. Занявший пост Кесарийского епископа в 370 году Василий полагал средством примирения церквей осуждение Маркелла и пытался объединить на этой основе сторонников Афанасия Великого в Александрии и Мелетия Антиохийского. Смерть Маркелла Анкирского датируется 374-75 годами на основании указания Епифания Кипрского, что это событие произошло за два года до написания его каталога ересей «Панарион».