![]() | ||
---|---|---|
Аугсбургское исповедание (глав: 32) Англиканское исповедание (глав: 3) Вестминстерское исповедание (глав: 34) |
Символы веры Добавление «и Сына» (лат. filioque) к латинскому переводу Никео-Константинопольского символа веры (XI век) Историческая справка 1 Филиокве (лат. filioque - «и Сына») - добавление к латинскому переводу Никео-Константинопольского символа веры, принятое Западной (Римской) церковью в XI веке в догмате о Троице: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына». Стало одним из поводов для разделения Вселенской Церкви. 2 В Католической церкви чтение Символа веры допускается как с филиокве (в латинском обряде), так и без него (некоторые восточнокатолические церкви). 3 По мнению Католической церкви, изложеному в булле папы Евгения IV от 6 июля 1439 года на Флорентийском соборе, Филиокве - это объяснительные слова (лат. explicationem verborum). 4 Причина добавления Филиокве в Символ веры указана в Католическом Катехизисе. Греки отпали от единства Церкви, так как, начали исповедовать «ересь - исхождение Святаго Духа только от Отца» и поэтому надо было добавить Филиокве: 5 «В древнем Символе веры упоминается только об исхождении Духа Святаго от Отца потому, что Символ веры составлялся постепенно для отражения крупных ересей; ересь же об исхождении Святаго Духа только от Отца, с исключением Сына, появилась лишь впоследствии, в связи с отпадением греков от единства Церкви. В Евангелии (Иоан. 15) сказано "от Отца", а не сказано "только лишь от Отца".» 6 Православная церковь подчёркивает, что, с её точки зрения, вопрос filioque является принципиальной и самой значимой причиной отделения православных от католиков и признание последних Православной церковью еретиками. 7 Большой Московский собор 1666-67 годов (патриархи Александрийский, Антиохийский, Московский и все русские иерархи): «Главнейшей ересью латинян (католиков) является исхождения Святого Духа от Отца и Сына». 8 Определение собора из четырёх греческих патриархов и иных иерархов: 9 «Посему единая, святая, соборная и Апостольская Церковь, следуя святым Отцам восточным и западным, как древле при Отцах наших возвещала, так и ныне вновь возвещает соборно, что сие нововведённое мнение, будто Дух Святый исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь, и последователи его, кто бы они ни были, еретики, по упомянутому соборному определению святейшего папы Дамаса; составляющиеся из них общества, суть общества еретические, и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад соборной Церкви - беззаконно.» (Окружное послание ко всем Православным христианам 1848 г.) |
SAPE |
© The FontCity, ltd, 2011