О многих благах происходящих от благоговейного приобщения
1[467] Господи Боже мой, предвари раба Твоего благословением сладости Твоей, да сподоблюся достойно и благоговейно приступить к велелепному Твоему таинству. Возбуди серце моё в Тебе и воззови меня от тяжкого оцепенения. Посети мя спасением Твоим, восприять вкушением духовным всю сладость Твою, в сём таинстве сокровенную, яко во источнике вод многих. И очи мои просвети - прозреть в таинство велие, и укрепи меня - веровать Ему твёрдою верою, без всякого сомнения. Ибо Твоё оно дело, Господи, а не дело власти человеческой; Твоё установление, а не человеческое изобретение. Оно превыше ангельского ума, и никто от человеков сам собою не силен понять и уразуметь его. Как же я, грешник недостойный, земля сый и пепел, как могу я вознестись на такую высоту, в такую тайну великую проникнуть своим уразумением?
2[468] Господи, в простоте сердечной, в доброй и твёрдой вере, в явлении лица Твоего к Тебе приступаю с крепким упованием, благоговейно, и истинно верую, что Сам Ты, Бог и Человек, присутствуешь в сём таинстве. Твоя на то воля, чтоб восприял я Тебя и с Тобою в любви соединился. И того ради молю: милосерд буди, Господи, и даруй мне особенную на сие благодать Твою; чтобы весь в Тебе я растаял и излился любовью, и части ни единой в себе не оставил бы никакому иному утешению. Пречестное сие и верховное Твоё таинство: - в нём спасение душе и телу и врачевание всякому духовному расслабеванию. Им - пороки мои исцеляются, обуздываются страсти, искушения побеждаются и умаляются, изливается от него обилие благодати, приумножается дар силы духовной, вера утверждается, укрепляется упование, и любовь разгорается и расширяется.
3[469] Щедро умножил Ты благие дары Твои, и ещё снова и снова умножаешь в таинстве возлюбленным Твоим, благоговейно приобщающимся, Боже мой, Восприемник души моей, немощи моей Целитель и Податель всяческого внутреннего утешения. Ты в них вселяешь утешение много на помощь в бедах и скорбях, Ты воздвигаешь их из глубины отчаяния к надежде Твоего покрова и обновлением благодати внутренно укрепляешь их и просвещаешь; чтоб и тот, кто в смущении и без сердечной горячности приступал к приобщению, после того, укрепившись брашном и питиём небесным, почувствовал в себе перемену на лучшее. И для того такой благой промысел Твой о избранных Твоих, чтобы истинно уведали они и испытали явно, что ничего сами в себе не имеют и что всякое добро и благодать приемлют от Тебя Единого. Сами по себе хладны, черствы сердцем, лишены благоговения, а от Тебя сподобившись, стали ревностны, благоговейны и бодры духом. Кто, приступая со смирением к сладкому источнику, не примет от него сладости хотя малую долю? Кто, стоя возле пылающего огня, не согреется хоть малою долей жара? Ты же,Господи, - источник присно текущий в преизобилии, Ты - огонь присно пылающий и никогда не угасающий.
4[470] И если невозможно мне почерпать от источника полною струею, если нельзя испить до полного утоления, - приложу хоть уста свои к отверстию небесного тока, чтобы уловить мне хоть малую каплю и жажду свою успокоить, да совсем не иссохну. И если не могу быть совсем небесным и огненным, таким, как херувимы и серафимы, - по крайней мере приложу старание утвердиться в благоговении и приготовить сердце своё, чтобы зажглось во мне хотя малое пламя от божественного огня во смиренном приятии животворящего таинства. И чего недостанет во мне, Иисусе Благий, Спаситель мой Пресвятый, то Сам Ты вместо меня милостиво и благодатно дополни; благоволил бо Ты всех благодатно призвать к себе, глаголя: приидите ко Мне, вси труждающиися и обременении, и Аз упокою вы.
5[471] Труждаюсь я в поте лица своего, терзаюсь сердечною болезнью, обременён грехами, томлюсь в искушениях, множеством злых страстей обременён и опутан, и некому помочь мне, и избавить и исцелить меня некому - разве Тебе, Господи Боже, Спасителю мой. Тебе себя и всё своё предаю, да соблюдёшь меня и да введёшь в жизнь вечную. Прими меня в честь и во славу имени Твоего, Тело Твоё и Кровь в снедь и питие мне Даровавый! Сотвори, Господи Боже спасения моего, да возрастёт ревность благоговения моего в частом приобщении таинства.