О том, что надобно с великим прилежанием готовиться к приобщению Христову
1[504] Я любитель чистоты и Податель всякой святости. Сердца чистого ищу Я, там место Моего упокоения. Уготовай Мне вечерю велию постлану, и сотворю у тебя Пасху со ученики Моими. Если хочешь, прииду к тебе и у тебя пребуду. Очисти ветхий свой квас и прибери жилище своего сердца. Вон изгони всё, что от века сего, и укроти всякое смятение пороков. Сяди яко птица, особящаяся на кровле (Пс. 101, 8) и помышляй о прегрешениях своих с горестью в душе своей. Если кто любит, готовит возлюбленному своему место красное, какого нет лучше, и тем показывает любовь свою к возлюбленному, кого принять готовится.
2[505] Знай однакоже, что своя заслуга от дел своих не поможет тебе приготовить себя достойно, хотя бы ты целый год употребил на приготовление, ни о чём ином не помышляя. Только любовью Моею и благодатью тебе дано будет приступить к Моей трапезе: так призывается нищий на трапезу к богатому, и нечем ему воздать за благодеяние - разве только смирением и благодарением. И для того потрудись над собою, сколько станет силы, потрудись прилежно; не ради обычая, не по нужде, но со страхом и с благоговением и с любовью прими Тело Возлюбленного Господа Бога твоего, к тебе по благости снисходящего. Я призвал, Я сему повелел быть - Я восполню, чего недостаёт тебе. Приди и прими Меня.
3[506] Когда чувствуешь благодать умиления, воздай благодарение Богу: дано тебе не за твоё достоинство, но оттого, что Я умилосердился о тебе. Если нет благоговения и чувствуешь сухость в душе, проси, настой в молитве, стенай, толкися в двери; не отставай, не получишь хотя крупицу или каплю спасительной благодати. Ты во Мне нужду имеешь, а не Я в тебе; не ты приходишь Меня освятить, но Я прихожу освятить и усовершить тебя. Ты приходишь от Меня освятиться и соединиться со Мною, приять новую благодать от Бога и новым огнём воспламениться к исправлению. Не будь невнимателен к благодати, со всяким прилежанием готовь сердце своё непрестанно, и Возлюбленного своего введи к себе.
4[507] И не перед приобщением только должен ты готовиться к благоговению, но соблюдай себя старательно в благоговении и после принятия таинства. С каким усердием надобно себя готовить, с таким же точно и после нужно наблюдать за собою. Чем строже после таинства станешь блюсти себя, тем лучше приготовишь себя вперёд к восприятию сугубой благодати. Оттого-то иной и становится так неспособен духом, что вскоре после приобщения слишком рассеялся во внешних утешениях. Берегись людской беседы, пребывай в уединении и вкушай в тишине Господа своего. Того имеешь в себе, Кого весь мир отнять у тебя не может. Я с тобою, и Мне ты всего себя должен отдать так, чтобы впредь уже не в себе, но во Мне жил ты, отложив всякое попечение.