1[207] Сын Мой, ещё не умеешь ты любить крепко и рассудительно. Отчего, Господи? Оттого, что за малую противность отстаёшь от начинаний своих, и слишком жадно ищешь утешения. Кто крепко любит, тот твёрдо стоит в искушениях и не верит коварным внушениям врага. Как в благополучии желает он Меня, так и в несчастье желать не престанет.
2[208] Кто рассудительно любит, тот взирает не столько на дар Любящего, сколько на любовь Дарующего. Видит расположение и не смотрит на цену дара, и Возлюбленного ставит выше всех даров Его. Любовь высокая не удовлетворяется даром, но во Мне превыше всякого дара успокояется. Не всё ещё потеряно, если иногда ко Мне или к святым Моим не имеешь того горячего чувства, какого желаешь. То чувство тихое и сладкое, что ты по временам ощущаешь, - действие присущей благодати и как бы предвкушение небесного отечества: не слишком полагайся на него: приходит оно и уходит. А бороться с злыми помыслами, наступающими на душу, и презирать дьявольские внушения - вот в чём знамение добродетели и великого достоинства.
3[209] Итак, да не смущают тебя чуждые мечтания мысли, откуда бы они ни пришли к тебе. Крепко держись своего намерения, и соблюдай прямое расположение мысли к Богу. Не считай своё чувство обманчивым оттого, что иногда внезапно приходишь в восторг, и вслед за тем впадаешь снова в обыкновенные безумства сердца: ты более терпишь их по неволе, нежели сам в них действуешь, - и если они противны тебе и ты с ними борешься, в том твоё достоинство, а не гибель.
4[210] Знай, что древний враг всячески силится расстроить благое твоё желание, и упразднить в тебе всякое благоговейное упражнение, и почитание святых, и благочестивое воспоминание страсти Моей, и сердечное помышление о твоих грехах, и строгое соблюдение сердца, и твёрдое намерение преуспевать в добродетели. Много внушает он дурных помыслов, чтобы навесть на тебя уныние и ужас, отвратить тебя от молитвы и от священного чтения. Противно ему смиренное исповедание сердца и, когда бы мог он, заставил бы тебя отпасть и от святого причащения. Не верь ему и не тревожься о нём, как бы часто он ни расставлял перед тобою льстивые сети. Ему самому приписывай, что внушает он злого и нечистого. Скажи ему: отойди, дух нечистый, усрамись, негодный; мерзок ты, что такую нечистоту мне нашептываешь: отступи от меня, злой обольститель; не будешь ты иметь во мне части ни единой; но пребудет со мною Иисус, воитель крепкий, и ты посрамлен останешься. Лучше мне умереть, и претерпеть всякую казнь, чем с тобой согласиться. Умолчи ты и будь нем, чтоб не слышал я тебя более, сколько бы ты бед ни наводил на меня. Господь просвещение моё и Спаситель мой - кого убоюся? Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце моё (Пс. 26), Господь помощник мой и Избавитель мой (Пс.18, 15).
5[211] Подвизайся, как добрый воин; и если иногда упадёшь по слабости, собери силы в себе крепче прежнего, уповай на умножение Моей благодати, и больше всего остерегайся суетной самонадеянности и гордости. Многие оттого увлекаются в заблуждение, и впадают иногда в слепоту почти неисцельную. Да будет тебе в опасение и во всегдашнее смирение погибель этих гордых людей, безумно о себе мечтающих.