О том, что не должно высших себя искать и испытывать сокровенные суды Божьи
1[430] Сын Мой, берегись пересуживать о возвышенных предметах и о сокровенных судьбах Божиих: для чего один так оставляется, а другой возвышается, ибо и мала и велика Аз сотворих. Кто умаляет единого от святых, тот умаляет и Меня и всех прочих во царствии небесном. Все едино суть в союзе любви; у всех единое чувство и воля единая, и все единую любовь имеют друг ко другу.
2[434] И ещё совершеннее то, что любят они Меня паче себя и своих достоинств. Восхищены превыше себя, восторжены свыше собственной любви своей, устремлены они совсем в любовь Мою, и в ней со услаждением почивают. Ничто не может отвратить или утомить их; ибо, исполнены вечной истины, пылают они огнём любви неугасимой. Итак да престанут рассуждать о состоянии святых плотские и душевные люди - те, что не умеют любить иной радости, кроме своей особенной. По своей склонности прилагают они и отъемлют, а не в угоду вечной Истине.
3[435] Много неведения, особенно у малопросвещённых людей, что редко кого любить умеют совершенно духовною любовью; сильно ещё привлекает их к тем или к другим естественная склонность или дружество человеческое, и как они в земном чувствуют, так воображают и небесное. Но и сравнения нет между тем, что помышляют несовершенные, и тем, что в высоком откровении прозревают просветлённые люди.
4[436] Берегись же, сын Мой, пытливо рассуждать о том, что превыше твоего знания; но больше всего на то положи труд свой и в том утверди своё новомышление, чтобы явиться тебе хотя самым меньшим во царствии Божием. И если бы знал человек, кто кого святее и кто кого больше во царствии небесном, что пользы ему от этого знания - если не поможет оно ему смириться предо Мною и паки восстать на прославление Моему имени. Помышлять о множестве своих прегрешений и о скудости своих добродетелей и о том, как самому далеко до совершенства святых, - много угоднее Богу, чем спорить о том, кто из них больше и кто меньше святостью. Лучше призывать святых усердными молитвами и слезами, и смиренною мыслью преклонять их на честное заступление, нежели стремиться проникнуть в их тайны суетною пытливостью.
5[437] Довольны святые все и преблаженны - лишь бы только умели люди быть довольны и усмирить суетные свои рассуждения. Не славятся они своими заслугами и даже ничего доброго себе не приписывают, а всё Мне присвоят, ибо всё Я даровал им от Своей бесконечной любви. Столько исполняются божественной любви и преизобильной радости, что нечего больше прибавить ко славе их, ни прибавить к их блаженству. Все они святы, и чем верховнее в славе, тем сами в себе смиреннее, тем больше ко Мне близки и у Меня возлюблены. И о сём говорит Писание: положиша венцы свои пред Богом и падоша на лицо своё пред Агнцем и поклонишася Живущему во веки (Апок. V, 14).
6[438] Спрашивают многие, кто есть болий во царствии Божием, и сами о себе не знают, достойны ли будут вмениться с меньшими во царствии. И то велико есть - меньшим быть на небеси, где все велики, ибо все сынами Божиими нарекутся и будут. Малый будет в тысящи, умираяй же грешник ста лет и проклят будет (Ис. 60, 22). И когда воспросили ученики, кто будет болий во царствии небесном, услышали такой ответ: аще не обратитеся и не будете яко дети, не внидёте во царствие небесное. Иже убо смирит себя яко отроча сие, той есть болий во царствии небесном (Мф. XVIII, 3-4).
7[439] Горе тем, что недостойным почитают смириться волею наряду с малыми детьми, горе им, ибо низменна дверь царствия небесного, и невозможно будет им войти в нее. Горе и богатым, иже зде имут утешение своё: войдут нищие во царствие Божие, а они за дверью станут и восплачутся. Радуйтесь, смиренные и нищие, вознеситесь духом, ибо ваше есть царствие Божие, если и вы во истине ходите.