Символы веры (12)

О подражании Христу (4)

Книга I (глав: 26)

Книга II (глав: 12)

Книга III (глав: 59)

Книга IV (глав: 18)

Блаженный Августин (1)

Фома Кемпийский: «О подражании Христу» (Thomas von Kempen: «Imitatio Christi»).
Перевод с латинского К.П. Победоносцева
(ок. 1418)

Книга третья. О внутреннем утешении

◄◄ | | Глава | | ►►

Как надобно человеку в печали предавать себя в волю Божию

1 [379] Господи Боже, Отче Святый, благословен буди ныне и во веки, яко сие восхотел еси, сие совершишася, и блага суть вся, яже Ты твориши! Да возрадуется о Тебе раб Твой, не о себе, ниже о ином некоем. Ибо Ты Един радость истинная, Ты - моё упование и венец мой, Ты моё веселие и хвала моя, Господи! Что есть у раба Твоего что бы он от Тебя не принял (I Кор. IV, 7), и приял не по своей заслуге? Что ни дал и что ни сотворил Ты, вся Твоя суть. Нищ есмь аз и в трудах от юности моея (Пс. 87, 16), и сокрушается часто до слёз душа моя, и бывает, что дух мой сам в себе возмущается от нападения страстей.

2 [380] Радости мира желаю, воздыхаю о мире сынов Твоих, их же Сам пасеши во свете утешения. Когда Ты мир даёшь, когда святую радость вливаешь, - вся душа у раба Твоего исполнится стройного согласия, и во хвалу Твою посвящена будет. Но как часто бывает, что Ты удаляешься, - и тогда нет сил рабу Твоему ходить по пути заповедей Твоих - тогда сгибаются у него колена, и бивши перси свои, падает. Не таково ему стало, каково было вчера и третьего дня, егда светяшеся светильник Твой над главою моею (Иов. ХХIХ, 3), и под сению крил Твоих укрывался от напора искушений.

3 [381] Отче Праведный и Всехвальный, прииде час, да внидёт во искушение раб Твой. Отче Возлюбленный, достойно есть в час сей рабу Твоему претерпеть Тебя ради. Отче присно поклоняемый, настал час, от века Тобою предопределённый рабу твоему, да истощится на малое время во внешнем, у Тебя же во внутреннем да живёт непрестанно; настал ему час побыть мало в презрении, и в унижении и в упадке пред человеками, истереться в страстях и в расслаблении, да воскреснет паки с Тобою в зарю нового света и да прославится в селениях небесных. Отче святый, Твоё повеление! - Ты благоволил тако; и что совершилось со мною, Ты предуставил.

4 [382] И то благодать Твоя ко другу Твоему, чтобы ради любви Твоей страдал и прискорбен был в мире, сколько бы раз, и каким бы образом и от кого бы ни попустил Ты скорбь и страдание. Без Твоего совета и без промысла Твоего и без причины ничто не бывает на земли. Благо мне, Господи, яко смирил мя еси, да научуся оправданием Твоим, и все превозношения сердечные и всякое самомнение да отвергну. На пользу мне, что смущением покрылось лицо моё, чтобы Тебя, а не человеков поискал я себе в утешение. И из сего познал я страх неисследимого суда Твоего, - что поражаешь Ты праведного с нечестивым вместе, - но в правду тому и другому и в уравнение.

5 [383] Хвалу Тебе воздаю, что не пощадил во мне зла, но истощил меня горькими ранами, поражая болезнями и насылая скорби извне и извнутри. Никого нет, кому утешить меня, во всей поднебесной, разве Тебя, Господи Боже мой, врач небесный душам: Ты убиеши и жити сотвориши, во ад низводиши и возводиши (Тов. ХXIII, 2). Наказание Твоё на мне и жезл Твой меня наставит.

6 [384] Се, Отче Возлюбленный, в руце Твоей есмь аз, под жезл исправления Твоего преклоняюсь. Рази хребет мой и выю мою, - пусть всякая кривизна моя в волю Твою изогнется. Сотвори во мне ученика благочестивого и смиренного, какими ведаешь благими путями, - чтобы ходить мне по всякому Твоему мановению. Себя и всё своё Тебе поручаю во исправление; лучше здесь быть наказану, нежели в будущем мире. Ты ведаешь всяческая и всё по единому, и ничто в совести человеческой от Тебя не укроется. Ты еси сведый вся прежде бытия их; и нет нужды Тебе, чтобы кто до Тебя довел или Тебя известил о том, что на земле происходит. Ведаешь, что потребно на пользу мне, и как нужно страдание к очищению ржавчины пороков. Сотвори со мною по вожделенной Твоей воле, и не презри греховной жизни моей; никто её во всём свете не видит и в полноте не знает, кроме Тебя Единого.

7 [385] Даруй мне, Господи, знать, что знать должно, любить - что любить следует, хвалить - что Тебе благоугодно, уважать - что пред Тобою драгоценно, осуждать - что нечисто пред Тобою. Не попусти мне судить по виду внешнего зрения, и полагать мнение по слуху от несведущих человеков; но даруй истинным судом разуметь видимое и духовное, и превыше всего во всём искать, что есть воля Твоя благая.

8 [386] Обольщаются часто в суждении чувства человеческие; обольщаются и любители здешнего века, когда к одному видимому привязываются. И разве лучше станет от того человек, что другой человек почитает его больше себя? Лживый лживого, суетный суетного, слепой слепого, больной больного обманывает, когда друг друга превозносят; и кто кого по-пустому выхваляет, тот тому по правде ещё более наносит стыда. «Не более того всяк человек, чем в очах Твоих является», - говорит смиренный св. Франциск.


SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Форум

© The FontCity, ltd, 2011