О том, что надобно иметь упование на Бога, когда поднимаются стрелы словес человеческих
1[357] Сын мой, стань твёрдо и уповай на Меня. Что такое слава - как не слова одни? По воздуху летают, но не вредят камню. Если ты виновен, думай, что самому тебе охотно желать, как бы исправиться; если ничего за собой не знаешь, рассуди, что охотно желаешь потерпеть ради Бога. Ещё не довольно тебе потерпеть иногда от слова, когда в другой раз сильнее того наказание тебе невыносимо кажется. И не оттого ли такую малую вещь принимаешь ты к сердцу, что сам ещё весь во плоти, и на людей взираешь больше, чем нужно? Оттого боишься пренебрежения, оттого и не хочешь, чтобы замечали тебе твои проступки и ищешь призраков извинения.
2[358] Но всмотрись в себя внимательнее, и узнаешь, что жив ещё в тебе мир и живо суетное желание нравиться человекам. И если бежишь от унижения и от обличения в недостатках, явно, что нет в тебе истинного смирения, и не вправду умер ты миру и мир тебе не распялся. Но послушай словес Моих, и не станешь внимать ниже десяткам тысяч слов человеческих. Когда бы и всё против тебя было сказано, что только выдумать может самая сильная злоба, какой будет вред тебе, если всё мимо себя пропустишь и за порошинку примешь себе? Разве от того спадёт у тебя хоть один волос?
3[359] Но кто не хранит внутри сердца своего и Бога не имеет пред очами, тот легко и скоро возмущается словом хуления. А кто на Меня уповает и не склонен утверждаться на собственном своём суждении, тот не будет под страхом человеческим. Я Судия и Венец всего сокровенного, Я знаю, как произошло всякое событие, знаю, кто обидел и кто понес обиду. От Меня идёт то слово, что было сказано, по Моему соизволению случилось, да откроются от многих сердец помышления (Лк. II, 35). Виновного и невинного Я рассужу; но прежде восхотел Я и того и другого испытать сокровенным судом Своим.
4[360] Свидетельство человеческое часто изменяется; Мой суд истинный: станет и не разорится. Он чаще всего бывает сокровен и не многим в полноте является; но не заблуждается никогда, и не может заблуждаться, хотя бы неправ казался пред очами человеческими. И для того ко Мне прибегать следует во всяком суде, а не утверждаться на своём рассуждении: не смутится праведник, что бы ему ни приключилось от Бога. Хотя бы и неправедно в чём люди его осудили, не станет много тревожиться; но не будет и превозноситься всуе, когда другие по разуму его оправдывают. Знает он, что Я испытую сердца и утробы, не лицеприятно сужу и не по видимости человеческой: и часто пред Моими очами является преступно, что по суду человеческому похвально кажется.
5[361] Господи Боже, Судия Праведный и Крепкий и Долготерпеливый, ведаешь Ты бренность и злобу человеческую: буди в Тебе сила моя и всё моё упование, ибо своей совести мне не довольно. Тебе всё известно, чего не знаю я, и для того должен я смириться во всяком обличении и всё переносить с кротостыо. Прости мне милосердно, когда не так поступал я, и даруй мне снова благодать совершенного терпения. Лучше мне в преизобильной милости Твоей искать себе прощения, нежели мнимою своей правотою защищать сокровенную совесть. Если и ничесоже о себе свем, - не о сём оправдаюся, и если отнимешь Ты милость свою, не оправдается пред Тобою всяк живый (Пс. 142, 2).