Символы веры (12)

О подражании Христу (4)

Книга I (глав: 26)

Книга II (глав: 12)

Книга III (глав: 59)

Книга IV (глав: 18)

Блаженный Августин (1)

Фома Кемпийский: «О подражании Христу» (Thomas von Kempen: «Imitatio Christi»).
Перевод с латинского К.П. Победоносцева
(ок. 1418)

Книга третья. О внутреннем утешении

◄◄ | | Глава | | ►►

Об испрошении помощи Божией и о вере в возвращение благодати его

1 [299] Сын Мой, Аз есмь Бог благ терпящим его в день скорбения (Наум. I, 7). Приди ко Мне во время скорби своей. Оттого медлит так небесное утешение, что ты слишком поздно обращаешься к молитве: и прежде чем станешь усердно просить Меня, ищешь между тем множества утешений, и извне подкрепляешь себя. Оттого и бывает, что всё мало помогает тебе, пока не уразумеешь, что Я избавляю уповавших на Меня, и нет кроме Меня сильной помощи и доброго совета и надёжного средства. Ныне же, воздвигнувшись в духе после бури, обнови силы свои во свете милосердия Моего, яко близ есмь Аз, глаголет Господь, да восставлю всяческая, и на прежнее восставлю, и ещё ущедрю в полноту и во изобилие.

2 [300] Разве что есть Мне трудное, или разве подобен Я глаголющему и не творящему? Где вера твоя? Стой твёрдо и неподвижно; будь долготерпелив мужней крепостью; придёт тебе утешение во время своё. Пожди Меня, пожди: прииду и исцелю тебя. То, что мучит тебя, есть искушение, и что тебя ужасает, есть страх напрасный. К чему забота о будущем, что с тобою случиться может - разве к тому, чтобы приложить тебе печаль на печаль? Довлеет дневи злоба его (Мф. VI, 34). Напрасно и бесполезно смущаться или радоваться о том, что ещё в будущем, когда оно, может быть, и вовсе не случится.

3 [301] Но дело человеческое - обольщать себя таким мечтанием, и видно, ещё малодушен тот, кто так легко увлекается внушением вражиим. Врагу всё равно, чем он обольщает и обманывает, истиною или ложью, чем приводит в уныние - желанием ли настоящего или страхом за будущее. Да не смущается же сердце твоё, ни устрашает (Иоан. XIV, 27). Веруй в Меня и держись упования на Моё милосердие. Когда думаешь, что ты удален от меня, часто в то самое время Я тем к тебе ближе. Когда думаешь, что совсем погибаешь, часто тогда-то и настает время приобрести великое богатство. Не всё ещё потеряно оттого, что случилась тебе противность. Не должно тебе судить по внушению настоящего чувства, и какая бы откуда ни пришла на тебя тягость, не должно останавливаться на ней и поддаваться ей так, как будто пропала всякая надежда на избавление.

4 [302] Не думай, что ты совсем уже оставлен, хотя и попустил Я на время быть тебе в печали или отнял у тебя желанное утешение: ибо так совершается путь к царствию небесному. И тебе и прочим рабам Моим без сомнения больше служит на пользу быть в испытании, нежели всё иметь по своему желанию. Я знаю тайные помышления - знаю, как нужно для спасения твоего оставлять тебя на время в сухости душевной, чтобы ты не превозносился добрым успехом, и не захотел бы себе быть угоден в том, чего нет в тебе. Что дал Я, то могу отнять и возвратить по Своему изволению.

5 [303] Что Я даровал, то Моим остается; когда что взял назад, - не твоё у тебя отнял, ибо Моё - всяко даяние благо и всяк дар совершен (Иак. I, 17). Если пошлю на тебя тяготу или противность некую, не ропщи и да не унывает сердце твоё: Я могу вдруг облегчить, и всё бремя твоё изменить на радость. И во всём том, что творю с тобою, истинно праведен Я и великая хвала Мне подобает.

6 [304] Если право рассуждаешь и мыслишь по истине, не должен ты никогда до такого отчаяния печалиться о своих несчастьях, но скорее радоваться и хвалу воздавать должен, - и ещё вменять себе в единственную радость, что, начав, не перестаю уязвлять тебя. Яко же возлюби Мя Отец и Аз возлюблю вас (Иоан. XV, 9), говорил Я возлюбленным ученикам Своим. И их не послал Я на временные радости, но на великую брань; не на почести, но на унижение; не на празднование, но на труды; не на покой, но да сотворят плод многий в терпении. Помни слова эти, сын мой.


SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Форум

© The FontCity, ltd, 2011