О том, что глаголам Божиим должно внимать во смирении
1[190] Слыши, сыне, глаголы Мои. Глаголы Мои исполнены сладости, и превыше всякого знания всех философов и мудрецов здешнего мира. Глаголы Мои дух суть и живот суть (Иоан. VI, 63), и не объемлются разумом человеческим. Не суетного самоуслаждения надобно искать в них, а в молчании внимать им и принимать их всем желанием души и со всяким смирением.
2[191] И сказал я: блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши, да будет ему покой во дни злые (Пс. 93, 12), и да не будет оставлен на земли.
3[192] Я, речет Господь, научил пророков от начала, и даже доныне не престаю ко всем глаголать; но многие ко гласу моему глухи и немы и жестокосерды. Многие охотнее слушают мира, нежели Бога, более склонны следовать желанию своей плоти, чем Божию благоизволению. Временное и скудное обещает мир, и миру служат с великим рвением: Я обещаю вышнее и вечное, и коснеют сердца у смертных. Кто с такою заботою Мне во всём служит и повинуется, как служат миру и властям его? Усрамися, Сидоне, рече море (Ис. ХХIII, 4), и когда вопросишь, в чём срамота - слушай. Для малого прибытка совершают дальний путь: для жизни вечной многие едва ногу поднимут от земли. За бесценком гоняются - иногда за одну монету тягаются до бесчестия; за пустую вещь и из-за ничтожного расчёта не боятся изнурять себя днём и ночью.
4[193] Но увы! ради неизменного блага, ради бесценной награды, ради верховной чести и славы бесконечной - лень и немного потрудиться! Устыдись же ты, раб ленивый и ропотливый, что те больше показывают готовности к погибели, чем ты к жизни. Те больше радуются о суете, чем ты о истине. Но они в надежде своей нередко обманываются, а Моё обещание никому не изменяет, и уповающий на Меня не возвратится тощ. Что обещал Я, дам; что сказал, исполню, если только пребудет человек до конца верен в любви Моей. Я - всех благ Воздаятель, и всех благоговейных испытываю крепким испытанием.
5[194] Напиши слова Мои в сердце своём и размышляй о них прилежно: великая нужда тебе в них будет во время испытания. Что не понял ты, когда читал, то уразумеешь в день посещения. Сугубо испытаю Я избранных Своих: и в искушении испытаю, и в утешении, - и два урока им полагаю ежедневно: один - на обличение пороков, другой - на увещевание к возрастанию в добродетелях. Кто имеет словеса Мои и отвергает их, имать Судящего ему в последний день (Иоан. XII, 48).
6 МОЛИТВА К ИСПРОШЕНИЮ ДАРА БЛАГОГОВЕНИЯ. Господи Боже мой! Ты всё моё благо. И кто я - что дерзаю к Тебе своим словом? Я нищий из нищих раб Твой и червь ничтожный, нищий и презренный паче всякого помышления и всякого слова. Но за то помяни меня, Господи, что я ничто - и ничего не стою! и ничего нет у меня. Ты Един благ и свят и праведен; Ты всё можешь, всё даруешь, всё исполняешь, и только грешника оставляешь в скудости. Помяни милости твои, Господи, и исполни сердце моё Твоею благодатью, Господи, да не пребудет дело рук Твоих праздно. Как мне себя стерпеть в здешней бедственной жизни, если Ты меня не укрепишь милостью Своею и благодатью? Не отврати лица Твоего от меня, не удали от меня посещение Твоё, и утешения Твоего не отыми от меня, да не будет душа моя, яко земля безводная Тебе. Научи мя, Господи, творити волю Твою (Пс. 142). Научи меня достойно и в смирении ходить пред Тобою, ибо вся мудрость моя в Тебе; Ты во истине знаешь меня, и познал меня, прежде чем создан был мир, и прежде чем родился я в мире.