О том, что своя собственная любовь все более отдаляет от верховного блага
1[292] Сын Мой, надобно тебе всего себя отдать за всё, и ничего своего не оставлять себе. Знай, что любовь к себе самому вредит тебе больше всего в здешнем мире. По мере любви и желания, какое ты в себе содержишь, всякая вещь более или менее к тебе прилеплена. Когда бы любовь твоя была чиста и проста и добропорядочна, не был бы ты в пленении у мирских вещей. Не желай, чего не следует иметь; не имей того, что может тебя затруднить и лишить внутренней свободы. Дивно, что ты изо всей сердечной глубины себя самого не предашь Мне со всем, чего только желать или что иметь можешь.
2[293] Зачем ты изводишь себя напрасною печалью? Зачем себя утомляешь лишними заботами? Положись на волю Мою, и не потерпишь никакого вреда. Если ищешь того либо другого, и захочешь быть в том либо в другом месте для своей выгоды, для того, чтобы твоё желание главнее всего исполнилось, - никогда не будешь в покое, не будешь свободен от заботы, потому что во всякой вещи найдётся что-нибудь недостаточное, и на всяком месте кто-нибудь окажется противником.
3[294] Итак, не то, что получил человек или что умножилось у него во внешних вещах, служит ему на пользу, но скорее то, что презрел он и с корнем отсек от сердца. И сие разумей не только о склонности к деньгам и к богатству, но и о стремлении к почестям и о желании суетной славы - всё это вместе с миром проходит. Место не будет надёжной оградой, когда в духе нет горячности, и не надолго станет мира извне приобретённого, если не стоит сердце на истинном основании, то есть если во Мне ты не станешь. Можешь ты перемениться, но сделать себя лучше не можешь; ибо когда случай явится и ты ему поддашься, то снова найдешь чего убегал, и ещё того более.
4 МОЛИТВА ОБ ОЧИЩЕНИИ СЕРДЦА И О НЕБЕСНОЙ МУДРОСТИ. Утверди меня, Боже, благодатью Духа Святого. Даруй мне силу укрепиться во внутреннем человеке, и упразднить сердце моё ото всякой бесполезной заботы и печали; и не увлекаться желанием в разные стороны на всякую низкую и драгоценную вещь, но о всех вещах разумевать, что все проходят и я сам пройду вместе с ними: ибо нет ничего пребывающего под солнцем, и всё есть суетство и произволение духа (Еккл. I, 14). О, какая в том мудрость, кто так разумевает! Даруй мне, Господи, небесную мудрость, да научуся Тебя превыше всего искать и находить, превыше всего желать и любить, и всё прочее разуметь, как что есть, в порядке премудрости Твоей. Даруй благоразумно отклонять льстивого и терпеливо переносить противника, ибо великая в том мудрость - не колебаться всяким ветром словесных речей, и не приклонять слуха ко льстивому глаголу. Так, продолжая начатый путь, пройду его безопасно.