О превосходстве свободного духа, коего достигнуть можно скорее смиренною молитвой, нежели чтением
1[288] Господи, в том состоит дело мужа совершенного, чтоб никогда не ослабевать духом в стремлении к небесному, и посреди множества забот проходить, как бы не имея заботы, не лености ради, но по преимуществу свободного духа, ни к единому творению не прилепляясь беспорядочною любовью.
2[289] Молю Тебя, Всеблагий Господи Боже мой, соблюди меня от забот мира сего, чтобы не слишком опутали меня, от множества нужд телесных, чтобы страсть к наслаждению мною не овладела, - ото всяких напастей душевных, чтобы не сломили меня беды до отчаяния. Не от того молю избавиться, к чему устремлены все желания суетности человеческой, но от бедственных нужд смертной природы, поражённой общим проклятием; они казнью и тяжким бременем лежат на душе раба Твоего и держат душу и, как ни желает она, не дают ей войти в свободу духа.
3[290] О, Боже мой, неизреченная сладость, обрати мне в горечь всякое плотское утешение, когда оно меня отводит от любви к вечному и льстиво привлекает к себе сладостным видом настоящего блага. Да не победит меня, Боже мой, да не победит меня плоть и кровь, да не обольстит меня мир и краткая его слава, да не преодолеет меня дьявол и лукавство его. Даруй мне в крепости противустоять, в терпении перенесть, в постоянстве удержаться. Даруй вместо всех утешений мирских сладчайшее помазание духа Твоего, и вместо любви плотской, любовь к имени твоему влей в меня.
4[291] И пища, и питие, и одежда, и всё прочее, что служит на потребу к поддержанию сил телесных, - всё тягостно пламенеющему духу. Даруй мне умеренно пользоваться этими земными благами, чтоб не опутало меня излишество желаний. Невозможно отвергнуть всё, потому что природу надобно поддерживать; но святой закон запрещает требовать излишнего и того, что служит более к наслаждению, ибо иначе плоть утвердилась бы против духа. Среди всего того, молю, да управит меня и да наставит рука Твоя, чтобы не дойти ни в чём до излишества.