Об исповедании своей немощи и о бедствиях здешней жизни
1[260] Исповедаю на себя беззаконие своё; исповемся Тебе, Господи, в немощи своей. Часто малая вещь приводит меня в отчаяние и опечаливает. Решаюсь действовать с твёрдостью, но едва появится малое искушение, я впадаю в великое уныние. Иногда от самой ничтожной вещи происходит тяжкое искушение. Лишь только сочту себя сколько-нибудь в безопасности, ничего не чувствую, и вдруг вижу, что едва совсем не пал от лёгкого дуновения.
2[261] Призри, Господи, на смирение моё и на слабость мою, Тебе отовсюду известную. Помилуй меня, спаси от брения, да не углебну (Пс. 68, 15), да не буду низвержен до конца. То меня часто опровергает и смущает пред Тобою, что так склонен я к падению и так бессилен противиться страстям. Если и не доходит до согласия, - и то уже мне тяжко и несносно, что они не перестают нападать на меня, и очень постыло становится мне каждый день так жить - в борьбе. И в том познаю немощь свою, что как легко вторгаются ко мне отвратительные мечтания и с таким трудом от меня отходят.
3[262] О, крепкий Боже, Ревнитель дум верных, воззри на болезни и труды раба Своего, и помоги ему во всём, к чему стремится. Укрепи меня небесною крепостью, и да не превозможет на обладание ветхий человек, бедная плоть, ещё не совсем покорная духу - с нею мне вести брань, доколе продлится дыхание моё в здешней бедственной жизни. Увы! что здесь за жизнь - жизнь, где нет перерыва бедствиям и скорбям, где всё уставлено сетями, всё врагами переполнено. Едва отходит одна беда, одно искушение, как другое приходит. И ещё не кончилась прежняя борьба, а уже приступают во множестве другие враги, неожиданные.
4[263] И как возможно любить жизнь человеческую, когда столько в ней горечи, так она подвержена напастям и бедствиям? Как возможно и называть её жизнью, когда она столько смертей, столько заразы рождает! И всё-таки любят её, и многие ищут в ней наслаждения. Часто бранят здешний мир, что обманчив он и суетен; но не хотят оставлять его, потому что похоть плоти владеет душою. Иное побуждает любить, иное - презирать его. На любовь к миру наводят: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Но за ними следуют беды и печали, и производят ненависть к миру и душевную тоску.
5[264] Но, увы! дух, преданный миру, побеждается порочным наслаждением, и в сладость себе приемлет быть в чувственности, потому что не видал, не вкусил сладости в Боге и внутренней красоты в добродетели. А кто совершенно презирает мир и старается жить для Бога в святом послушании, - тем знакома сладость божественная, обещанная истинным отверженникам мира, и яснее видят они, как тяжко заблуждается мир и как многообразно обольщается.