Символы веры (12)

О подражании Христу (4)

Книга I (глав: 26)

Книга II (глав: 12)

Книга III (глав: 59)

Книга IV (глав: 18)

Блаженный Августин (1)

Фома Кемпийский: «О подражании Христу» (Thomas von Kempen: «Imitatio Christi»).
Перевод с латинского К.П. Победоносцева
(ок. 1418)

Книга вторая. Наставления ко внутренней жизни

◄◄ | | Глава | | ►►

О совершенной безутешности

1 [152] Не тяжко пренебрегать человеческим утешением, когда есть утешение божественное. Великое дело, весьма великое - когда умеешь быть и без человеческого и без божественного утешения, и ради любви к Богу охотно и по доброй воле терпеть сердечное изгнание, и ни в чём не искать себя самого, и не помышлять нимало о собственном достоинстве. Что великого в том, что радуешься ты и благоговеен, когда благодать приходит? Всем такая пора желательна. Сладко лететь в пути, когда несёт благодать Божия, - и дивно ли, что путник не чувствует тяжести, когда несёт его Всемогущий и ведёт верховный Вождь?

2 [153] Приятно нам, когда есть у нас что-нибудь в утешение, и трудно человеку совлечься с себя самого. Святый Лаврентий победил мир со своим первосвященником, ибо презрел в мире всё, что казалось усладительно, и даже разлуку с верховным первосвященником Божиим Сикстом, которого крепко любил, перенес с кротостью. Так любовью к Богу превозмог он любовь к человеку, и человеческому утешению предпочел благоизволение Божие. Так и ты учись иного необходимого и возлюбленного друга оставлять ради любви Божией, и не огорчайся тяжко, когда случится тебе быть оставленным от друга, зная, что всем нам должно будет когда-нибудь друг с другом разлучиться.

3 [154] Много и долго надлежит человеку бороться в себе самом, прежде чем научится совершенно побеждать самого себя и всё чувство своё привлекать к Богу. Когда человек сам на себе утверждается, легко ему уклониться к человеческим утешениям. Но истинный любитель Христа и прилежный последователь добродетелей не увлекается в те утешения, и ищет не тех чувственных сладостей, но крепких испытаний, и желает понести тяжкие труды Христа ради.

4 [155] Итак, когда Бог даёт духовное утешение, принимай его с благодарностью и разумей, что это дар Божий, а не твоё достоинство: не превозносись. Не радуйся чрезмерно и не мечтай безумно о себе; но паче смирись за тот дар, и будь осторожнее, боязливее во всех делах своих, ибо пройдёт тот час, и последует за ним искушение. Когда отымется от тебя утешение, не спеши отчаиваться; но в смирении и в терпении ожидай небесного посещения: может Бог снова дать тебе ещё большую благодать и утешение. Нет тут нового или странного для искусившихся в путях Божиих, ибо и великие святые и древние пророки испытывали такую перемену.

5 [156] Оттого некто, в присутствии благодати, восклицал: аз рех во обилии моём: не подвижуся во век. И потом говорит, что испытал в себе, когда благодать отступила: отвратил еси лицо Твоё и бых смущен. Между тем однако не отчаивается нисколько, но усиленнее молит Господа и глаголет: к Тебе, Господи, воззову и к Богу моему помолюся. Наконец, обьявляет и плод молитвы своей, и свидетельствует, что был услышан: слыша Господь и помилова мя: Господь бысть помощник мне. Но в чём? Обратил еси, - говорит, - плач мой в радость, и препоясал мя еси веселием (Пс. 29). Если так поступал Бог с великими святыми, то и нам, немощным и бедным, не должно отчаиваться, когда бываем по временам то в охлаждении, то в горячности. Ибо дух приходит и отходит по благоизволению воли Его. Посему говорит блаженный Иов: посещение твориши ему во всяко утро и всечасно его испытуеши (VII, I8).

6 [157] На что же мне надеяться, на чём утвердить своё упование, разве на едином - на великом милосердии Господнем, на единой надежде небесной благодати? Люди ли добрые со мною, благоговейные ли собратья и верные друзья, святые ли книги или изящные рассуждения, сладкие ли стихиры и песни, - всё то мало мне служит на помощь, мало меня услаждает, когда отступила благодать и оставлен я в собственной бедности. Тогда нет лучшего средства, как терпеть и отречься от себя в волю Божию.

7 [158] Не встречал я ни одного верующего и благоговейного человека, кто бы не терпел иногда отнятие благодати, или не чувствовал бы уменьшение горячности. Никто из святых не достиг до такого восхищения или до такого духовного просвещения, чтоб не терпел искушений - один ранее, другой позже. Тот не достоин высокого созерцания Божия, кто ради Бога не испытал какого-либо смущения. Прежде приходит смущение, но это знак, что последует утешение; ибо небесное утешение обещано тому, кто выдержит искушение. Побеждающему глаголет - дам ясти от древа жизни (Апок. II, 7).

8 [159] И для того даётся утешение божественное, чтобы крепче стал человек к перенесению бедствий. А за утешением искушение следует, чтобы в добром состоянии не превозносился. Дьявол не дремлет, не умерла ещё плоть; и потому не переставай готовиться к борьбе, ибо и справа и слева у тебя враги, никогда не засыпающие.


SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Форум

© The FontCity, ltd, 2011