1[10] Блажен, кого истина сама собою учит, не преходящими образами и звуками, но так, как сама есть. Своё мнение и своё чувство часто нас обманывает и немного видит. Что пользы высоко умствовать о скрытых и темных предметах, о чём и не спросят нас на суде, зачем не знали? Великое безумие, что, оставив полезное и нужное, всё старание прилагаем к любопытному и предосудительному. Очи имеем и не видим.
2[11] И что нам во всяческих родах и видах? Кому глаголет вечное Слово, тот свободен от многоразличных мнений. От единого Слова всё, и всё говорит о Едином, и в Нём Начало, глаголющее нам. Без него никто не разумеет, никто не судит право. Кому вся суть едино, и кто всё к Единому приводит и всё в Едином видит, тот может быть постоянен сердцем и в Боге пребывает мирен. О Боже истины, даруй мне быть единому с Тобою в любви непрестанной. Часто скука нападает на меня от многого чтения и слышания: в Тебе всё, чего хочу и желаю. Да умолкнут все учёные, да умолкнут все твари пред лицом Твоим. Ты един мне глаголи.
3[12] Чем кто более внутрь себя и сам в себе прост будет, тем больше и совершеннее без труда уразумеет, ибо свыше получит свет разумения. Чистый, простой и твёрдый дух во многих делах не рассеивается, ибо всё делает во славу Божию и старается в себе пребывать, ни в чём своего не изыскивая. Что тебя всего более тяготит, всего более тебе мешает? Своё, неумерщвлённое сердечное желание. Добрый и благочестивый человек прежде внутри себя располагает своё дело, какое должен вне себя делать. Не дело то влечёт его к желанию порочною склонностью, но сам он склоняет своё дело к суду правого намерения и правого разума. - Не тому ли всего труднее борьба, кто старается победить себя самого? И вот какое должно быть наше дело: себя самого побеждать и каждый день от того становиться сильнее и восходить на лучшее.
4[13] Ко всякому совершенству в этой жизни какое-либо несовершенство привязано, и всякое умозрение наше не без темноты бывает. Смиренное самосознание вернее ведёт к Богу, чем глубокое исследование в науке. Не требуется осуждать науку или познание о вещах: знание само по себе добро и от бога установлено; но всегда предпочитать ему должно добрую совесть и жизнь добродетельную. Многие заботятся больше о знании, чем о доброй жизни; оттого часто заблуждаются и мало приносят плода, либо вовсе остаются без плода.
5[14] О, когда бы такое же старание прилагали к искоренению пороков и к водворению добродетелей, какое прилагают к возбуждению споров! Не было бы столько зла и соблазнов в народе, не было бы такой распущенности в общежитиях. Верно, когда придёт день суда, не спросится у нас, что читали мы, а спросится, что мы делали, не спросится, хорошо ли мы говорили, а спросится, по вере ли жили мы. Скажи мне только, где те наставники и учители, кого хорошо знал ты, покуда они были ещё в живых и процветали в науке? и уделом их уже другие владеют - и не знаю, вспоминают ли о них. Покуда жили они, казались ещё чем-то, а теперь и не говорят о них.
6[15] О, как скоро слава мира проходит! Когда бы жизнь их согласна была с их наукою, тогда бы по правде изучали они науку и по правде читали бы. Как много погибающих в нынешнем веке от суетной науки, оттого, что мало заботились о служении Богу. Оттого, что хотели быть великими, а не смиренными, оттого исчезоша в помышлениях своих (Рим. I, 21). - Истинно велик, кто любовь имеет великую. Истинно велик, кто сам в себе мал и ни во что вменяет самый верх почести. Истинно благоразумен, кто всё земное за уметы почитает да Христа приобщает (Филипп. III, 8). Истинно учёный тот, кто творит волю Божию, а свою волю оставляет.