![]() | ||
---|---|---|
О сотворении мира ... (глав: 61) О рождении Авеля ... (глав: 40) О том, что худшее ... (глав: 48) |
Филон Александрийский, также Филон Иудейский (Philo Alexandrinus, Φιλωνος Ιουδαιου) О том, что худшее склонно нападать на лучшее (Περι του το χειρον τωι κρειττονι φιλειν επιτιθεσθαι) 1 [79] Слова, сказанные затем, - «голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4:10) - очень выразительны и красотой стиля, и нахождением мыслей. Что касается возвышенного слога, то с ним знаком всякий, кто не профан в речах. Поэтому давайте, насколько будем в силах, рассмотрим выражаемые мысли, причем сперва - то, что касается крови. 2 [80] Много раз в законодательстве Моисей объявляет кровь сущностью души, говоря прямо: «Душа всякой плоти - кровь» (Лев. 17:11 и др.). Однако, когда после возникновения неба, земли и того, что между ними, Литейщик живых существ создавал человека, Он «вдунул в лицо его дух жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7), - говорит Законодатель, и тем самым он уже доказывает, что сущность души - дух. 3 [81] Причем Моисею, разумеется, в высшей степени свойственно помнить о первоначальных утверждениях. Ведь его правило - к сказанному раньше прибавлять то, что ему соответствует и с ним согласуется. Поэтому, объявив сущностью души дух, он не стал бы затем говорить, что сущность души - кровь, отличающееся от других тело, если бы он не ссылался на что-то совершенно необходимое и основополагающее. 4 [82] Так чем же мы должны ее считать? Согласно точным разделениям, в числовом выражении каждый из нас является двумя - животным и человеком. И тому и другому дана в удел родственная сила души: первому - животная, следуя которой мы живем, а второму - разумная, следуя которой мы являемся разумными. К животной силе причастны и неразумные существа, к разумной же - не просто «причастен», а «начальствует» над ней Бог, источник самого старшего разума. |
SAPE |
© The FontCity, ltd, 2011