![]() | ||
---|---|---|
О сотворении мира ... (глав: 61) О рождении Авеля ... (глав: 40) О том, что худшее ... (глав: 48) |
Филон Александрийский, также Филон Иудейский (Philo Alexandrinus, Φιλωνος Ιουδαιου) О смешении языков (Περι συγχυσεως διαλεκτων) 1 [49] Вот они - вожделенные сокровища этой воспеваемой и обожаемой мирной жизни. Их образ носит в себе мысль каждого глупца, восхищаясь и преклоняясь перед ними. Это рождает естественное негодование всякого мудреца, и обращается он к матери и кормилице своей - мудрости - с такими словами: «Мать моя, еликим ты родила меня» - не с мощью телесной, но с силой ненависти к пороку, человеком неприятным и воинственным, чье природное миролюбие уступило место враждебности к тем, кто уродует вожделенную красоту мира. 2 [50] «Никому не давал я в рост, и мне никто не давал в рост», ведь ни они никогда не пользовались моими благами, ни я - их злом, но, как сказал Моисей, «я не взял ни у одного из них желаемого» (Чис. 16:15), ибо они скопили все вожделения свои, как будто это не пагуба, а величайшая польза. 3 [51] «И не лишился я силы из-за проклятий их, посланных на меня» - нет, я собрался, крепко взялся за божественное учение - и не пострадал, не сломался, но крепко осудил тех, кто не занимается самоочищением. 4 [52] «Ибо положил нас Бог в пререкание соседям нашим», как сказано где-то в гимнах (Пс. 79:7), всех, кто привержен правильному образу мыслей. И в самом деле, разве не самой природой назначены в пререкание те, кто ревнуют к знанию и добродетели? Они охотно борются с соседями души: обличают живущие бок о бок с нею услады, обличают идущие рука об руку с нею слабости и страхи, внося смятение в стройные ряды страстей и пороков; обличают они и всякое чувство: зрение - из-за увиденного, слух - из-за услышанного, обоняние - из-за воспринятых запахов, вкус - из-за вкусов, а еще осязание - из-за тех частных ощущений, которым случается возникать в теле; и, разумеется, обличают они речь - из-за того, что ей угодно излагать. 5 [53] Предметы, способы, причины чувств, высказываний и состояний - вот что стоит глубоко изучать и тем избегать всех возможных промахов. 6 [54] А тот, кто без пререкания одобряет все подряд, тот незаметно обманывает сам себя и воздвигает против своей души невыносимых соседей, которых лучше подчинить себе, а не терпеть их власть, ибо, главенствуя, они наносят огромный ущерб, ибо их царь - безумие, а подчиняясь, они утратят свою строптивость и будут послушно служить. 7 [55] Итак, когда одни научатся подчиняться, а другие возьмут власть - не только знанием, но и могуществом, - тогда все силы разума, телохранители и защитники души, согласятся между собою и скажут, подойдя к самому старшему из них: «Рабы твои сосчитали воинов, которые нам поручены, и не убыло ни одного из них» (Чис. 31:49), напротив, подобно музыкальным инструментам, настроенным безупречно, мы зазвучали в лад со всеми наставлениями - ни слова, ни поступка фальшивого или нескладного, так что смешон сделался другой хор - хор чуждых музыке и Музам, хор безголосый и безжизненный, воспевающий Мадиатянку, кормилицу всего телесного, и отпрыска ее, кожаный нарост по имени Ваал-Фегор. 8 [56] Ибо мы - род «избранных... из сынов» Израиля, который Бога видит, и «ни один из нас не выбыл из строя» (Исх. 24:11), дабы всеобщий инструмент - сама Вселенная - звучал безупречно. 9 [57] Вот почему и Моисей говорит, что вручил мир как дар самому воинственному разуму, который зовется «Финеес» (Чис. 25:12), ибо тот, исполнившись ревности к добродетели, восстал против порока и поразил порождающее его лоно, а вслед за этим он вверил этот дар всем зорким и наблюдательным и безошибочно избравшим себе более ясного, чем слух, свидетеля - зрение, ибо род человеческий суждений достоверных не имеет, всецело завися от мнений. 10 [58] Итак, созвучие, о котором я рассказал, восхитительно, но самое восхитительное и все гармонии превосходящее - это созвучие всеобщее, когда весь народ в едином порыве говорит: «Все, что сказал Господь, исполним и будем слушать» (Исх. 19:8). 11 [59] Ибо в их хоре запевала - уже не разум, но всеобщий Владыка - Бог, благодаря Которому они скорее отвечают делом, нежели словом, и если прочие сначала послушают, потом будут действовать, то эти, как они сами говорят, будучи одержимы Богом, сначала сделают, а потом послушают, дабы все понимали, что не чье-то наущение или указка, но свободная и независимая воля подвигла их на прекрасные дела, а слушают они затем, чтобы оценить, созвучно ли содеянное божественным словам и священным увещаниям. |
SAPE |
© The FontCity, ltd, 2011