![]() | ||
---|---|---|
О сотворении мира ... (глав: 61) О рождении Авеля ... (глав: 40) О том, что худшее ... (глав: 48) |
Филон Александрийский, также Филон Иудейский (Philo Alexandrinus, Φιλωνος Ιουδαιου) О добродетелях. Книга I: О посольстве к Гаю (Περι αρετων Α΄. Ο εστι της αυτου πρεσβειας προς Γαιον) 1 А наместник этой провинции, который мог бы (будь у него желание) один и в одночасье остановить распоясавшуюся толпу, притворился, будто ничего не видит и не слышит, чем развязал ей руки для войны, а мир порушил [1]. И потому, распалившись больше, чернь ринулась осуществлять замыслы ещё более бесстыдные и наглые: собравшись толпой, все двинулись к молельням (их много в каждой части города), у одних круша топорами стены, другие срывая до последнего камня, а потом ещё поджигали их, забыв в своём бешеном безумии о соседних постройках, - ведь огонь, получив пищу, бежит быстрее всего на свете. 2 Я умолчу о знаках самодержавного достоинства - о золоченых щитах и венцах, о колоннах и надписях, сваленных в кучу и преданных огню, ради которых было бы нужно и от прочего воздержаться, однако чернь не боялась возмездия от рук Гая и потому исполнилась дерзости, ибо слишком хорошо знала, какую ненависть тот питает к еврейскому племени, и заключала из этого, что не будет для Гая большей услады, чем увидеть ненавистный ему народ ввергнутым в пучину всех возможных ужасов. 3 И что, вы думаете, они сделали, желая с новой стороны подольститься к Гаю, чтобы потом злобно накинуться на нас без малейшего риска нести за это ответственность? Они осквернили те молельни, которые не сумели стереть с лица земли, предавши огню или срыв до основания, ибо евреи жили тесно и скучно: поправ законы и обычаи народа еврейского они водрузили в каждой молельне изображения Гая, а в самой большой и почитаемой - даже бронзовую статую в виде возницы, правящего четвернёй. И таково было их рвение, так они спешили, что не имея готовой новой колесницы, доставили из гимнасия весьма ветхую, ржавую и поломанную с боков, и сзади, и в основании, и в прочих весьма многих местах; эта колесница, как говорили некоторые, была посвящена вовсе даже женщине, Клеопатре Старшей, прабабушке последней Клеопатры [2]. 4 Всем ясно, сколь тяжкое обвинение навлекли на себя участники этого посвящения, и будь эта колесница новой, но посвящённой женщине, или старой, но посвящённой мужчине, всё равно тут важно другое - она была посвящена не Гаю. И разве не подобало бы участникам такого посвящения опасаться, что всё дойдёт до того, кто всегда требовал себе особых священных почестей? А эти надеялись, что их станут превозносить и наделять ещё более весомыми и несомненными благами за то, что они обратили молельни в святилища Гая, пусть даже не ради того, чтобы его почтить, но для того, чтобы исчерпать все возможные преступления против еврейского народа. 5 И есть у нас бесспорные тому доказательства. Начнём с царей: хотя за триста лет их сменилось десять или около того, никто не ставил в молельнях изображений и статуй в их честь, хотя они были свои, родные, они считались, и писались, и звались богами [3]. А почёму бы нет? Ведь это были люди, а тут обожествляли и собак, и волков, и львов, и крокодилов, и прочих многочисленных зверей, из тех что обитают на земле, в воде, на небе, и возводили им алтари, святилища, храмы и отводили священные участки по всему Египту. [1] Речь идёт об императоре Августе. Первым титул «Август» получил от сената Октавиан. Тиберий унаследовал этот титул вместе с властью. [2] Филон, вероятно, ведёт здесь отсчёт или от 31 г. до н.э., когда после битвы при Акциуме Египет утратил свою самостоятельность и подпал под власть Рима, или от 27 г. до н.э., когда Октавиан был провозглашён принцепсом. В любом случае цифра «43» оказывается средней. [3] В оригинале храм именуется Σεβασρεῖον. Эпибатерий - эпитет бога, покровительствующего морским путешественникам. |
SAPE |
© The FontCity, ltd, 2011