Филон Александрийский (8)

О сотворении мира ... (глав: 61)

О херувимах ... (глав: 35)

О рождении Авеля ... (глав: 40)

О том, что худшее ... (глав: 48)

О потомках Каина ... (глав: 54)

О смешении языков (глав: 38)

Против Флакка (глав: 21)

О посольстве к Гаю (глав: 46)

Филон Александрийский, также Филон Иудейский (Philo Alexandrinus, Φιλωνος Ιουδαιου)
(ок. 25 г. до н.э. - ок. 50 г. н.э.)

О добродетелях. Книга I: О посольстве к Гаю (Περι αρετων Α΄. Ο εστι της αυτου πρεσβειας προς Γαιον)

◄◄ | | Глава | | ►►

1 Все эти боги, Гай, снискали [1] восхищение своими благодеяниями (да и теперь мы восхищаемся ими) и были удостоены поклонения и наивысших почестей. Но ты-то чем подобным можешь похвалиться, ты-то чем гордишься? Да разве похож ты на Диоскуров с их братской любовью (начать хотя бы с этого), ты, бездушный и безжалостный, отдавший на заклание своего брата и сонаследника в самом расцвете его юности, а потом и сестёр отправивший в ссылку?! Неужели даже они внушили тебе страх за власть твою? Или, может быть, ты схож с Дионисом? Ты, как Дионис, дал людям новые радости? Исполнил мир веселья? Дарами переполнил Азию с Европой? Да, ты изобрёл новые науки и искусства, ты, всеобщий осквернитель и убийца, и с их помощью ты делаешь всё сладостное и приятное невыносимым и тягостным, а жизнь - не жизнью для всех и во всём: в угоду своим ненасытным и неутолимым желаниям ты отнимаешь у других всё лучшее, что видишь - и на востоке, и на западе, и в прочих частях света, а возвращаешь лишь горькие плоды - всё, что обыкновенно родит душа проклятая и полная зла. Так ты поэтому явился новым Дионисом?

2 Неужто и с Гераклом ты можешь соперничать трудами своими неустанными, и несокрушимой храбростью, и тем, что твоею волею материки и острова исполнились законности и права, цветения и плодородия, избытком благ, даруемых прочным миром, ты, безроднейший из безродных, вместилище трусости, ты, уничтоживший в городах самые зерна благополучия и счастья и густо засеявший их смятением, тревогой и невыносимыми тяготами?

3 Скажи мне, Гай, не из-за этих ли всходов, явившихся всем на погибель, ты ищешь бессмертия, чтобы бессмертными, а не кратковременными и мимолётными сделать несчастья? А я думаю так: если бы даже всем показалось, что природа твоя божественна, она всё равно стала бы смертной из-за твоих пороков, ибо если добродетели дают бессмертие, то пороки совершенно губят его. А посему не зачисляй себя в Диоскуры, чья братская любовь себе не знает равных, ты, кровавый губитель братьев, и не пытайся разделить почёт Геракла и Диониса, благодетелей человечества, ты, злодейски погубивший всё содеянное ими!


[1] Вакх, Эвий, Лиэй - эпитеты Диониса. Эвий происходит от восклицательного междометия εὖα, Лиэй - вероятнее всего, от λύω - «освобождать»; этот эпитет подчеркивает расслабляющую, «освобождающую» силу Диониса как бога вина; во всяком случае, так считали сами греки (см. Плутарх: «Застольные беседы», I. 1, 613 С).


SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Форум

© The FontCity, ltd, 2011