![]() | ||
---|---|---|
О сотворении мира ... (глав: 61) О рождении Авеля ... (глав: 40) О том, что худшее ... (глав: 48) |
Филон Александрийский, также Филон Иудейский (Philo Alexandrinus, Φιλωνος Ιουδαιου) О добродетелях. Книга I: О посольстве к Гаю (Περι αρετων Α΄. Ο εστι της αυτου πρεσβειας προς Γαιον) 1 Итак, выиграв три означенных сраженья на трёх важнейших направлениях (два из них касались дел отечества - сената и всадников, а третье - его семейных дел), Гай решил, что, одолев сильнейших, он остальным внушил смертельный страх: отцам-сенаторам - закланием Силана (ибо никто не мог оспорить его первенства в сенате), закланием Макрона - всадникам (ибо тот стал как бы корифеем, превзойдя всех в почёте и славе), а убийством брата и сонаследника - всем кровникам. А дальше он решил переступить границы человеческой природы - и переступил их в своём рвении стать богом в глазах людей. 2 В безумии своём он рассуждал: «Вот пастухи - те, что пасут быков, и коз, и прочий скот, они ведь сами не козы, не быки и не бараны, а люди; их участь счастливее, устройство совершеннее. Так точно и я, пасущий лучшее из стад - род человеческий, - отличен ото всех, и людям я неровня, нет, моя участь куда значительней и сродни божественной». Поселив такую мысль в своём уме, глупец поверил в глупый вымысел как в самую правду. Когда же он собрался открыть перед всеми безбожное своё обожествление, то попытался быть последовательным и словно по лестнице, ступенька за ступенькой, поднялся на самый верх. 3 Сначала он стал уподобляться так называемым полубогам - Дионису, Гераклу, Диоскурам, а Трофония, Амфиарая, Амфилоха [1] и им подобных вышучивал за их прорицания и тайные обряды, сравнивая их могущество с собственным. Потом стал примерять, как на театре, различные костюмы: то шкуру льва наденет, палицу возьмёт (всё позолоченное!) - и готов Геракл, то войлочную шляпу, когда захочет быть Диоскуром, а порою Дионисом делается с плющом, и тирсом, и оленьей шкурой. 4 «Но, - думал Гай, - я тем отличен от этих богов, что у них каждому воздаются свои почести, а чужих никто присвоить не может», и потому из зависти и жадности он присвоил себе почести всех богов разом, а лучше сказать - самих богов, не сделавшись трёхглавым Герионом [2] для привлечения толпы зевак, но изменяя свой облик и очертания (и это было куда как необычно), чем создавал великое многообразье форм на лад Протея, а тот, как показал нам Гомер, мог изменяться всячески, как в мельчайшие частицы, так и в образуемых ими животных и растения. 5 Но, Гай, скажи, к чему были тебе те знаки отличия, которые обычно мы видим на изваяниях богов, - ты должен был стремиться к их добродетелям. Геракл, совершая подвиги, очистил землю и море, и это было нужно и полезно человечеству, ибо он уничтожил всё злое и порочное в природе. Дионис, усмирив лозу и вынудив её излить самый усладительный и вместе самый полезный напиток, побуждает душу к желаниям, давая ей забвение зла и благие упования, а тело делает и здоровее, и крепче, и подвижнее; этот бог делает лучше каждого в отдельности и меняет жизнь больших семей и целых кланов от грязной и тягостной к свободной и радостной; всем городам - и эллинским, и варварским - он даёт пиры, веселье, цветенье и нескончаемые празднества, ведь всё это - Дионис. А вот Диоскуры, говорят, делились друг с другом бессмертием, ибо один из них был смертным, другой - бессмертным; и вот стяжавший лучшую участь решил, что праведнее явить брату свою любовь, нежели тешить своё самолюбие. Ибо когда бессмертному предстала вечность, он понял, что будет вечно жить, а брат его не встанет из могилы и что это горе с ним будет вечно. Тогда он совершил великий, удивительный обмен, добавив себе частицу смертного состава, а брату - бессмертного, и так неравенство - исток несправедливости - стало равенством, из коего и родится справедливость. [1] Полубогами назывались те персонажи мифологии, которые имели смертную мать и отца-бога: Дионис был рождён от Зевса и Семелы, Геракл - от Зевса и Алкмены, Диоскуры же (Кастор и Полидевк) имели разных отцов - Кастора Леда родила от Тиндарея, а потому он был смертен, а Полидевка - от Зевса, и потому он был наделён бессмертием. Трофоний - беотийский герой, особенно был известен как прорицатель, дававший оракулы в Лебадейской пещере в Беотии, где было его святилище. Амфиарай - аргосский герой, участник похода «семерых против Фив», прорицатель; в Оропе (Аттика) Амфиарай почитался богом; здесь было его святилище. Амфилох - сын Амфиарая, унаследовавший от отца дар прорицания. Вместе с Калхантом основал ряд прорицалищ на побережье Малой Азии, прибыв под Трою в конце войны. [2] Герион - в греч. мифологии трёхголовый и трёхтуловищный великан; местом его обитания считался остров Эрифия. Гериона убил Геракл (десятый подвиг). |
SAPE |
© The FontCity, ltd, 2011