![]() | ||
---|---|---|
О сотворении мира ... (глав: 61) О рождении Авеля ... (глав: 40) О том, что худшее ... (глав: 48) |
Филон Александрийский, также Филон Иудейский (Philo Alexandrinus, Φιλωνος Ιουδαιου) Против Флакка (Εις Φλακκον) 1 Итак, первое покушенье Флакка на наши законы как будто удалось - он лишил нас наших молелен, не сохранив даже их имени. Тогда он предпринял второе наступленье - на наше гражданство, чтобы мы, утратив то, на чём только и зиждилась наша жизнь,- обычаи отцов и равные со всеми гражданские права, лишились твердой почвы под ногами и погрузились в трясину несчастий. Ибо спустя несколько дней Флакк издаёт указ: считать нас отныне чужаками и пришлыми, осудив нас тем самым без суда, не давши слова сказать в свою защиту [1]. Не самая ли откровенная это тирания? Флакк сам стал обвинителем, истцом, свидетелем, судьей и палачом и к двум своим грехам прибавил третий, позволив всем желающим грабить евреев словно жителей завоеванного города. И что же эти люди, заранее прощённые, творили? 2 Александрия поделена на пять кварталов, названных по первым буквам алфавита; два из них зовутся «еврейские», ибо в них обитает большинство евреев, которых, впрочем, немало рассеяно и в прочих кварталах. Что же было сделано? Выселив евреев из четырёх кварталов, грабители согнали их в один, самый маленький. Но евреев было так много, что им пришлось расселиться по побережьям, свалкам и кладбищам, ибо они лишились всего, чем обладали. А гонители совершали набеги на их дома, теперь пустые, и грабили, распределяя добро как военную добычу. Они ворвались и в мастерские евреев, закрытые в знак скорби по Друзилле [2], и беспрепятственно вынесли оттуда всё ценное (а этого было немало), причём тащили через рыночную площадь, распоряжаясь чужим имуществом как своим. Но ещё более ужасным злом стало прекращение источников дохода, ибо всем - земледельцам, морякам, торговцам, мастеровым - было запрещено заниматься привычным делом, так что нищета наступала с двух сторон: во-первых, грабежи, в один день лишившие их всего имущества, а во-вторых, невозможность зарабатывать на жизнь привычным делом. [1] Все гипотезы о содержании данного указа см. «Philo. In ten volumes. With an Engl. translation». L., 1985, v. IX, p. 534. Для настоящего контекста наиболее важно, что согласно этому указу расселение евреев в Александрии было, вероятно, ограничено одним кварталом. Таким образом, описанные ниже действия александрийцев представляются не злостной инициативой, но как бы исполнением указа. Слова о лишении евреев гражданских прав являются, возможно, риторическим преувеличением. [2] Друзилла - сестра Гая (16 г. н.э. - 38 г. н.э.). Траур по Друзилле не был обычной данью памяти - Гай был особенно к ней привязан и после её смерти издал указ, согласно которому смех и всяческие развлечения расценивались как уголовное преступление. См. об этом Светоний: «Гай», 24. |
SAPE |
© The FontCity, ltd, 2011