![]() | ||
---|---|---|
О сотворении мира ... (глав: 61) О рождении Авеля ... (глав: 40) О том, что худшее ... (глав: 48) |
Филон Александрийский, также Филон Иудейский (Philo Alexandrinus, Φιλωνος Ιουδαιου) Против Флакка (Εις Φλακκον) 1 В своём безумии, которому он предался более по наущению, чем по природной склонности, Флакк укрепился ещё более благодаря одному событию. Гай Цезарь вручил Агриппе [1], внуку паря Ирода, царство - треть дедовых владений, ту самую, которую взял дядя Агриппы по отцу - тетрарх Филипп [2]. Агриппа готов был плыть туда, но Гай отсоветовал ему плыть до Сирии из Брундизия [3]: мол, далеко и тяжело, а лучше идти коротким путём через Александрию, дождавшись летних пассатов, - оттуда, дескать, можно быстрее добраться на грузовых судах, и рулевые, там самые опытные, и суда послушны им, как лошади на скачках, и потому идут прямо по курсу. Агриппа послушался - отчасти подчинившись господину, отчасти согласившись с добрым советчиком. 2 И вот Агриппа спускается к Дикеархее [4], видит в гавани александрийские суда, готовые к отплытию, садится со своими людьми на судно и, проведя с приятностью несколько дней в пути, достигает места нежданным и неузнанным, а рулевым даёт распоряженье (был уже вечер, когда показался Фарос [5]) спустить паруса и стоять на рейде за Фаросом, не слишком, однако, удаляясь от него, а с наступленьем ночи войти в гавань, дабы он, Агриппа, мог сойти на берег, когда все уже разойдутся спать, и без свидетелей явиться в дом, где собирался остановиться. Обставив своё посещение Александрии столь скромно, Агриппа хотел, если получится, и покинуть её тайно от жителей, ибо явился на этот раз не для обозренья Александрии (он был здесь раньше, когда направлялся в Рим к Тиберию), но только чтобы добраться до своих владений коротким путём. 3 Александрийцев же распирало от зависти (племя египтян весьма завистливо): они вообще считали чужую удачу несчастьем для себя, а тут были движимы старой и, можно сказать, врождённой ненавистью к евреям и так досадовали, что еврея сделали царём, как будто кого-то из них лишили трона предков. А сотоварищи Флакка снова принялись подзуживать его, стараясь вызвать в нём ту же зависть, которая снедала их самих: «Его прибытие - твоё крушенье: тебя не удостаивали столь пышных почестей, все взгляды он приковал к себе великолепьем армии своих телохранителей, оружие которых покрыто серебром и золотом. И нужно ли ему было являться в земли, вверенные Другому, когда он мог бы с попутным ветром спокойно доплыть До дома? А если он сделал это с разрешенья или, скорее, под давленьем Гая, он должен был бы молить о прощении за то, что явился сюда, дабы достоинство правителя страны не потерпело ущерба». 4 Такие речи привели Флакка в ещё большее возбуждение, и если на людях он играл роль преданного друга Агриппы, ибо боялся того, кто послал его в Александрию, то у себя изливал свою ревность и ненависть и срамил Агриппу заглазно, поскольку в глаза не отваживался. Зато он побудил на это ленивую и праздную александрийскую толпу (она понаторела в злоязычии, проводя досуг в наветах и поношеньях) - то ли сам своею бранью, то ли через своих вечных помощников в таких делах. И вот александрийцы, получив благословение, целыми днями упражнялись в насмешках и издёвках над царём, беря уроки у сочинителей мимов и разных шуточек, что ясно показывало природную склонность этих людей к безобразному: усвоить прекрасное они были неспособны, а потому с готовностью и легкостью учились обратному. 5 Но почему же Флакк не возмутился, не отдал их под арест, не наказал за наглое злословье? И разве не был достоин Агриппа какого-то особого вниманья и почестей, даже не как царь, но как человек, близкий Цезарю? Нет, всё неопровержимо доказывает, что Флакк был соучастником преступных поношений Агриппы ибо если он мог наказать или хотя бы удержать этих людей, нс не сделал этого, значит, он пособничал и потворствовал им. А стоит только толкнуть толпу на ложный путь, она не остановится, но устремится дальше, всё больше изощряясь в пороках. [1] Агриппа - иудейский царь Агриппа I (10 г. н.э. - 44 г. н.э.), внук Ирода Великого. Биографию Агриппы сообщает Иосиф Флавий («Antiquit.» XVIII. 6). Сам Филон пишет о нём подробнее в «Посольстве к Гаю» (гл. 35-42). В Александрию Агриппа прибыл в июле-августе 38 г. н.э. [2] Тетрарх - греч. τετραρχία («тетрархия») изначально обозначало каждую из четырёх административных областей, на которые делилась Фессалия. Термин продолжал употребляться и в римскую эпоху, но уже расширенно, как обозначение некой области, находящейся под властью одного лица (тетрарха). После смерти Филиппа, дяди Агриппы по отцу, Тиберий «аннексировал» его владения в состав провинции Сирии. Эти земли и достались Агриппе. [3] Брундизий - самый значительный город Калабрии после Тарента; одна из лучших гаваней побережья Адриатического моря. Здесь кончалась Аппиева дорога, и отсюда обыкновенно отправлялись в Грецию. [4] Дикеархея - историческое название Путеол; приморский город в Кампании; превосходная гавань. [5] Фарос - небольшой остров у побережья Александрии; был соединён дамбой с материком и александрийской гаванью. |
SAPE |
© The FontCity, ltd, 2011