![]() | ||
---|---|---|
О сотворении мира ... (глав: 61) О рождении Авеля ... (глав: 40) О том, что худшее ... (глав: 48) |
Филон Александрийский, также Филон Иудейский (Philo Alexandrinus, Φιλωνος Ιουδαιου) Против Флакка (Εις Φλακκον) 1 И вот, узнав, что с этим человеком покончено, Флакк впал в совершенное отчаяние и утерял способность вести дела, ибо решительность и твердость суждений покинули его, А ежели правитель отчаивается в своих силах, то подданные тотчас распускаются, а в особенности приходят в возбужденье те, кому оно свойственно по малым и случайным поводам. 2 И тут египтяне стоят на первом месте, ибо никто быстрее их не может раздуть из искры пламя бунта. Флакк, оказавшись в столь трудном и даже безвыходном положении, заметался и совершенно переменил свой прежний образ действий (а между тем и мыслительные его способности ослабли!), начавши с ближайшего своего окружения; благонамеренных и расположенных он стал подозревать и гнать, а с записными своими врагами, напротив, примирился и спрашивал их совета во всех делах. А они, отнюдь не утратив былой злобы, лишь сделали вид, что переменились, а на самом деле остались непримиримы и мстительны и, разыгрывая сцены неподдельной дружбы, завладели Флакком совершенно. И стал правитель - подданным, а подданные - владыками; они не только выдвигали самые вредные предложенья, но тотчас утверждали их. Это был Дионисий [1], прихвостень толпы, Лампон-крючкотвор, Исидор [2] - предводитель черни, сутяга, злодей, возмутитель городов, как называли его чаще всего; они беспрепятственно осуществляли свои решения, и Флакк был нужен им для прикрытия, как бессловесная фигура в маске правителя, но не обладающая властью. 3 И вот они все вместе замыслили страшное для евреев дело и в личной беседе с Флакком сказали так: «Погибли все твои упования на мальчика Тиберия, пропала и вторая твоя надежда - твой друг Макрон; от самодержца добра не жди. А потому нам нужно найти тебе заступника, который лучше других сумеет умилостивить Гая. И этот заступник - город александрийцев: его всегда чтил дом Августов, а нынешний наш владыка - особенно, и если ты одаришь чем-нибудь александрийцев, они вступятся за тебя. Пожертвуй им евреев - и лучшего подарка не надо». 4 За этакие речи Флакк был бы должен проклясть и возненавидеть этих людей как смутьянов и врагов общественного блага, однако он поставил свою подпись под их словами. Сначала его нападки были не слишком заметны: он перестал быть беспристрастным судьей в различных спорах, склоняясь только к одной из тяжущихся сторон; он отнял у евреев право голоса: стоило кому-то из них приблизиться, он уходил от разговора и делался неприступен - но только для евреев; потом стал откровенно враждебен. [1] Дионисий - обычно отождествляется с Дионисием, сыном Феона, упомянутым в письме императора Клавдия. Об этом подробнее см. Bell H.I.: «Jews and Christians in Egypt». 1924, p. 23. [2] Исидор и Лампон - упомянуты в одном папирусном фрагменте, где Исидор именуется гимнасиархом. Об этом фрагменте подробнее: Philo Alexandrinus: «Les oeuvres de Philon d’Alexandrie». P., 1967, v. 31, p. 31. О двух этих персонажах речь пойдёт и дальше, в гл. 16-17. Об Исидоре говорится и в «Посольстве к Гаю» (гл. 45). |
SAPE |
© The FontCity, ltd, 2011