![]() | ||
---|---|---|
О сотворении мира ... (глав: 61) О рождении Авеля ... (глав: 40) О том, что худшее ... (глав: 48) |
Филон Александрийский, также Филон Иудейский (Philo Alexandrinus, Φιλωνος Ιουδαιου) О рождении Авеля и о том, как приносили жертвы Богу он и брат его Каин (Περι γενεσεως Αβελ και ων αυτος τε και ο αδελφος αυτου Καιν ιερουργουσιν) 1 [107] Но нам предписано отделять еще и «от теста»: «И когда будете есть хлеб той земли, то возносите возношение Господу. От начатков теста вашего лепешку возносите в возношение; возносите ее так, как возношение с гумна» (Чис. 15:19-20). 2 [108] «Тесто» - это мы сами, и даже не в переносном смысле, потому что множество сущностей сошлось и соединилось вместе, чтобы наш состав обрел законченность и завершенность. Ваятель смешал и растворил друг в друге силы, противоположные друг другу, - теплоту и холод, сухость и влажность, и каждый из нас есть это месиво, потому и названы мы «тестом». От этого месива, делимого в первую очередь на душу и тело, и нужно жертвовать начатки. 3 [109] А начатки - это святые побуждения души и тела, сообразные с добродетелью, откуда и сравнение с гумном: там зерна пшеницы, ячменя или иные отделяют от мякины, шелухи и прочего сора, и точно так же в нас есть лучшее, полезное, дающее истинную пищу, благодаря которому вся наша жизнь идет по верному пути; вот это лучшее и должно посвятить Ему, а прочее, для Него негодное, подобное мусору, оставить на долю смертных. Стало быть, понятно, от чего следует отделять, чтобы принести жертву, 4 [110] Но есть такие силы, к которым не примешано ни капли порока. Их грешно увечить разделением, и подобны они целокупным жертвам, жертвам всесожжения, чистейший образец которых - Исаак, которого Господь велел пожертвовать, как агнца, ибо не был он причастен ни одной из гибельных страстей, 5 [111] Об этом же говорится в других словах: «Наблюдайте, чтобы приношение Мое, хлеб Мой в жертву Мне, в приятное благоухание Мне, приносимо было Мне в праздник Мой» (Чис. 28:2), - однако без отделения и расчленения, но с приношением жертв полных, цельных и совершенных. Ибо праздник души - это радость от совершенных добродетелей, а совершенны суть те, что непричастны злу, которому привержен людской род, и празднует этот праздник один лишь мудрец, а из прочих - никто, ибо едва ли найдешь душу, не вкусившую страстей и пороков. |
SAPE |
© The FontCity, ltd, 2011