![]() | ||
---|---|---|
О сотворении мира ... (глав: 61) О рождении Авеля ... (глав: 40) О том, что худшее ... (глав: 48) |
Филон Александрийский, также Филон Иудейский (Philo Alexandrinus, Φιλωνος Ιουδαιου) О рождении Авеля и о том, как приносили жертвы Богу он и брат его Каин (Περι γενεσεως Αβελ και ων αυτος τε και ο αδελφος αυτου Καιν ιερουργουσιν) 1 [46] Следовательно, Борец потому остается пасти «мелкий скот Лаванов» (Быт. 30:36) (а «Лаван» здесь - приверженец красок, форм и вообще всего неживого), что понимает - дело это в высшей степени соприродно добродетели. Но пасет он не весь мелкий скот, но «остальной» (ibid.). Что это значит? Природа неразумного двояка. Есть неразумное как противоположное разуму - так иные называют неразумным глупца, а есть неразумное как отсутствие разума, и пример тому - неразумные животные. 2 [47] Неразумным устремлениям первого рода - я разумею те силы, что идут наперекор увещевателю-разуму, - опекунами служат сыновья Лавана, которым тот «назначил расстояние... на три дня пути» (ibid.), а это иносказание означает, что их навсегда удалили от добродетельной жизни, ибо натрое делится время, состоящее из прошлого, настоящего и будущего. А неразумные силы второго рода - не те, что противятся направляющему разуму, но те, что лишены его (такой неразумности причастны и животные), станут предметом заботы Борца, ибо он понимает, что тут причина ошибок - не злонамеренность человека порочного, а невежество человека невоспитанного. 3 [48] Невежество - невольный недуг и легко исцеляется обучением, а злонамеренность - добровольная болезнь души и устранить ее тяжело, если не невозможно. 4 Вот почему и сыновья Иакова, воспитанные многомудрым своим отцом, даже придя в Египет, то есть чувственное тело, и встретившись с губителем прекрасного - Фараоном, мнящим себя царем всего живого, ничуть не будут потрясены безмерной роскошью, но согласятся: мол, «пастухи овец... и мы и отцы наши» (Быт. 47:3). |
SAPE |
© The FontCity, ltd, 2011