Редактор “Христианского мегаполиса” Олег Турлак беседует о ситуации в Украине с д-ром Александром Поповым, преподавателем Московской богословской семинарии ЕХБ, выпускником МГУ им. Ломоносова и International Baptist Theological Seminary (Прага).

Александр, спасибо за возможность побеседовать. В последние месяцы тема того, что происходит в Украине, не сходит с новостных лент в СНГ и в странах Запада: Евромайдан, протесты, Беркут, столкновения в Киеве, ситуация вокруг Крыма, волнения в Восточных регионах. Что, по вашему мнению, происходит в Украине?
Прежде всего, я хочу сказать, что совершенно не разбираюсь и не имею желания разбираться в политике. Поэтому я могу поделиться только своим обывательским мнением. На мой взгляд, в Украине происходит радикальная народная революция. Я не думаю, что это результат влияний извне с какой-либо стороны. Революцию делают сами жители Украины, и они сами же несут за нее всю ответственность. Революция – это всегда событие неоднозначное. История показывает, что подобные события далеко не всегда ведут к положительным изменениям, и практически всегда они сопряжены с тяжелыми испытаниями для народа. Но я искренне надеюсь, что у украинцев все получится как надо.
Каковы, на Ваш взгляд, глубинные причины происходящего? Почему украинские события застали многих аналитиков и на Востоке, и на Западе врасплох?
Во-первых, нельзя сказать, что украинские события столь неожиданны. В некотором смысле Украина внутренне запрограммирована на постоянный протест всей историей своего существования. Как поется в гимне страны: «В ріднім краю панувати не дамо нікому». Народно-освободительное движение - вековая духовная традиция украинского народа. Майдан в той или иной продолжается уже десять лет, то затухая, то разгораясь с новой силой. Просто сейчас сложились несколько неожиданные обстоятельства, когда в результате феноменального сочетания глупости, подлости и трусости прежних властей, революция дошла до своего предела. Я ничего не могу сказать о степени деструктивной роли России в этих процессах. Просто нет информации. Сами знакомые мне жители Украины оценивают ситуацию порой диаметрально противоположно. Тут, как говорится, «если страсти тронуть в человеке, то, конечно, правды не найдешь».
Украинцы довольно часто обижаются на россиян, говоря, что те подвержены влиянию “путинской пропаганды” и не понимают, что на самом деле происходит в стране. Как Вы относитесь к такому мнению? На Ваш взгляд, что не понимают россияне насчет Украины и украинцы насчет позиции россиян?
Хотел бы я заступиться за россиян, но не могу. Очень многие жители России действительно ведут себя в отношении Украины по-свински, руководствуясь низменными чувствами: чванства, высокомерия, неуважения к чужой культуре, хамства. Многим россиянам кажется, что Украина есть и должна оставаться провинцией России. В то же время, справедливо будет заметить, что для подавляющего большинства россиян Украина – это не более, чем соседнее государство, до которого, по большому счету, никому нет дела; тот же Гондурас, который “лучше не чесать, чтобы не беспокоил”. Что бы русские ни думали об Украине, судьбу этой страны вершат сами ее жители.
Нисколько не оправдывая действий российского правительства в Крыму и на Востоке Украины, осмелюсь утверждать, что сами украинцы ответственны за происходящее ничуть не меньше: они избирали безответственных президентов, допустили небывалую коррупцию, рост бедности, развал всего, что можно разрушить. Если народ един в своих порывах, то никакие провокаторы и оккупанты не могут ничего поделать. Украинцы должны понять, что, чем больше они заняты поиском внешних виновников в их бедах, тем больше они похожи на тех, кого осуждают, и тем дальше их заветная мечта жить в нормальном европейском обществе. Мне нравится, когда в диалоге с россиянами они говорят: «некогда с вами выяснять отношения, нас ждет много работы». Хочется пожелать им как раз той самой работой заняться, без оглядки не чье-либо мнение.
В результате крымских событий, России грозит международная изоляция. Причем, она может коснуться не только сотрудничества в военной, банковской сферы и преференций в отношении въезда в США и Европу. В изоляции может оказаться и русское евангельское христианство. Как Вы считаете, не окажется ли страна, общество и евангельское сообщество “back in the USSR?” К чему это может привести?
Вряд ли Россия вернется в СССР. Скорее всего, такие разговоры - это не более, чем страшилки. В СССР не хочет никто абсолютно: от олигархов, до пролетариев. Особых изменений в жизни России пока не наблюдается и вряд ли они будут наблюдаться. Россия – это типичная развивающаяся страна со средней экономикой. И для нее характерны все те же недостатки, которые присущи развивающимся странам, будь то Бразилия или Нигерия, Пакистан или Аргентина. В целом она не хуже и не лучше. Определенная же изоляция от Запада уже была и прежде. Россия привыкла к роли “хулигана, которого все наказывают”, с которым нельзя разговаривать на равных. Соответственно и сама Россия не особо рвется налаживать внешние связи. Почти 90% россиян никогда не выезжали за рубеж. Те, же, кто бывает за границей, выезжают, в основном, на курорты Таиланда, Египта, Турции. Импортные товары поставляются, главным образом, из юго-восточных стран. Так что реально санкции для россиян – это, скорее, “картинка в телевизоре”.
В целом это касается и евангельского сообщества. В России оно довольно самодостаточно. Почему, например, российские делегации довольно редко посещают международные конференции, а если и посещают, то ведут себя там скорее пассивно? Да потому, что нам там скучно. У нас свои проблемы, которые иностранцы не понимают. И у нас нет особого желания вникать в их проблемы, потому что и своих хватает. В то же время, не надо эту изоляцию преувеличивать. До Северной Кореи и даже до Ирана России еще очень и очень далеко.
В социальных сетях довольно часто выражается мнение, что многие россияне думают иначе, чем власть, однако не решаются выразить свое мнение из-за страха преследования. Так ли это? А что насчет церквей и церковных объединений? Есть ли у них свобода выражать свои взгляды, не опасаясь последствий?
Везде есть несогласные. Везде есть спектр мнений. В России есть много людей, которые не согласны с оккупацией Крыма, потому что даже если признать Крым исконно русской территорией, присоединение это произошло нечестным путем. Однако сказать, что россияне не поддерживают правительство, нельзя. Скорее, поддерживают, особенно в отношении политики в Украине. Запрета на инакомыслие в России, в прямом смысле слова, как это было в Советском Союзе, нет. Однако Россия – это дикий олигархический капитализм, где заказывает музыку тот, кто платит и у кого есть связи. В России есть сотни и тысячи оппозиционных сайтов, газет, журналов. Их мало кто знает, но их никто и не трогает, пока они реально никак не влияют на ситуацию. Сложнее бывает, когда критика правительства идет от имени организации. Поэтому люди с официальными должностями опасаются резко высказываться, чтобы не повредить своему делу. Но и этот случай не критичен. Например, Юрий Кириллович Сипко выражал критику в адрес руководства страны, еще будучи президентом Союза ЕХБ России. К каким-либо особым последствиям это не привело. Другое дело, что евангельские верующие в большинстве считают, что политика – это не их дело. Церковь, Царство Божие, рассматриваются, как альтернатива «миру», обществу. Поэтому лезть в дела этого общества считается неправильным. Этим и объясняется уклончивая позиция многих лидеров ЕХБ в отношении различных политических событий.
В публикациях и новостных сообщениях все чаще употребляются термины “Западная Украина” и “Восточная Украина”. Как Вы думаете, в данный момент можно говорить об Украине как о целостном государстве, или же оно неизбежно поделено на Запад и Восток и, соответственно не избежит распада?
Безусловно, Украина – это цельное государство. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на карту мира. Судьбу этой страны должны решать только ее жители. В то же время, Украина имеет большое культурно-историческое значение для России. Поэтому такая катастрофа, как распад этого государства, будет иметь огромное негативное влияние на нашу страну. Будем надеется, что этого никогда не произойдет.
Можете ли Вы предположить, как будут развиваться отношения России и Украины в будущем? Смогут ли украинцы пережить травму, связанную с потерей Крыма? А что насчет евангельского сообщества? Сможет ли оно преодолеть разногласия?
Не знаю, как это будет в политическом плане. Я совершенно не разделяю миф о братских народах. Украинцы и русские особо никогда и не дружили. Русские зачастую относились к украинцам с колонизаторским презрительным снисхождением, как к разновидности неполноценных русских. Украинцы так же часто и не без причины видели в русских злых оккупантов. Для того, чтобы народам России и Украины поддерживать нормальные отношения, между ними должно произойти окончательное размежевание. Когда-нибудь у нас будут отличные отношения добрых соседей. Мы с радостью будем приезжать в Украину, как мы приезжаем в Чехию или Германию, чтобы осмотреть замки старого Львова и храмы Киева и … уехать домой, а затем показывать заграничные фотографии своим близким. Сейчас же ситуация напоминает квартиру, в которой родители живут с выросшими детьми под одной крышей (кто тут родители, кто дети – вопрос спорный). Из-за этого возникают постоянные скандалы и ссоры. Единственный путь для улучшения отношений – окончательно разъехаться.
То же самое касается и евангельского сообщества. Евангельские христиане по своей сути космополиты, что заложено самим Новым Заветом. Поэтому мы считаем братьями и сестрами всех тех, кто принял Христа в свое сердце вне зависимости от гражданства и национальности. Мы особо признательны верующим Украины, которые, наряду с немцами, американцами и англичанами внесли огромный вклад в развитие наших церквей. Мы всегда готовы помогать, вместе молиться и служить Господу. Но пути наших церквей, семинарий и миссионерских сообществ расходятся просто потому, что мы живет в разных странах. В этом нет никакой трагедии.
Спасибо Вам за интервью.
© Христианский мегаполис. Выпуск 26. 19 Apr 2014
