Мойте руки перед едой!

О чём говорят библейские рассказы?
Ответить
Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Мойте руки перед едой!

Сообщение FontCity » 01 апр 2011, 20:51

Среди «стандартных» обвинений Библии в абсурдности заметное место занимает недоумение по поводу приёма Иисусом и апостолами пищи «неумытыми» руками (Евангелие от Матфея 15:1-20, Евангелие от Марка 7:1-8, Евангелие от Луки 11:38-39). Дополнительно библейские критики обвиняют Иисуса в словоблудии и грубости, т.к. в ответ на замечание фарисеев и книжников - учителей Израилевых! (Иоанн 3:10) - Он, вместо того, чтобы поблагодарить за справедливое замечание и подчиниться общепринятым правилам, устроил нелицеприятную распрю на тему лицемерия фарисеев.
Возражая своим оппонентам, христианские апологеты, как правило, сами того не замечая, подтверждают и «грязные» руки, и «передёргивание» темы Иисусом, а затем начинают искать оправдания Его девиантному поведению. Оказывается, нарушать правила гигиены - не грех; назвать человека слепым вождём, лицемером, исполненным хищения и лукавства - вовсе не значит его оскорбить и т.д. К сожалению, такой плоский, поверхностный подход к библейским текстам не редок.

На самом деле вопрос фарисеев был вовсе даже не о необходимости дезинфекции рук перед едой. Тщательное мытьё рук перед едой и вообще соблюдение санитарных норм - это не просто соответствует библейским положениям, это и есть требования Библии. Правила личной гигиены и прочие рекомендации по сохранению здоровья содержатся в обилии и в Ветхом, и в Новом Заветах. Иисус не мог их оспаривать и выступать против Закона.

У Иисуса было очень мало времени. Сейчас и мы об этом знаем. Всё Его служение, начиная от Каны Галилейской и заканчивая крестом на Голгофе - это непрерывная, до предела сконцентрированная череда важнейших событий, определивших ход всей последующей истории человечества. Идеи, переданные человечеству Иисусом, применимы в любом времени, в любой географии, при любых обстоятельствах, в любой социальной и культурной среде. Каждое Его слово или поступок - золото, экстракт, квинтэссенция Божьего откровения, все они многогранны и многоаспектны. Чтобы сделать так много за такой короткий срок, Иисус отказался от всего постороннего. Ради проповеди Божьих заповедей Он отверг «все царства мира и славу их» (Матфей 4:8-10, а также Лука 4:5-8), отказался от дома, от семьи (Матфей 12:49; Марк 3:34), запретил ученикам отвлекаться даже ради похорон родственников: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» (Лука 9:60, а также Матфей 8:22).

Будучи пророком, самим Словом Божьим, существуя «от начала мира» (Евреям 9:26), Иисус наверняка знал, что не только фарисеи, все поколения христиан и их противников каждое Его слово и каждый поступок будут рассматривать под микроскопом. Он не мог не осознавать Своей значимости и ответственности.

Иисус не мог себе позволить пустой болтовни. В данном эпизоде на прямой вопрос «зачем ученики Твои преступают предание старцев?» (Матфей 15:2, а также Марк 7:5) Он, как всегда, дал прямой, лаконичный и предельно точный ответ: «вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Матфей 15:3, Марк 7:8).

Позвольте мне поделиться своим опытом изучения Библии и высказать своё видение темы немытых рук.
С уважением, Игорь Шиповский.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Мойте руки перед едой!

Сообщение FontCity » 01 апр 2011, 20:52

Мойте руки перед едой!


Хорошо быть кисою,
Хорошо собакою:
Где хочу - пописаю,
Где хочу - покакаю.



Изрядную долю Моисеева закона составляют рекомендации по сохранению физического здоровья как каждого человека в отдельности, так и целого народа.

Это закон о чистой и нечистой пище (Левит 11:1-47; Второзаконие 14:3-21), запрет на употребление в пищу животного жира и субпродуктов (Левит 3:3-5, 9-11, 14-17; 7:23), повеления отказаться от удавленины и растерзанного зверем (Исход 22:31; Левит 7:24; 17:15-16), категорический запрет на употребление в пищу крови животных (Левит 3:17; 7:26-27; 17:10-14; 19:26; Второзаконие 12:16) и другие наставления о правильном питании. Это указания о семидневном трудовом ритме с шестью рабочими днями и одним обязательным выходным (Исход 16:23-30; 20:8-11; 31:13-17; 35:2-3; Левит 23:3-4; Второзаконие 5:12-15 и др.), «чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты» (Второзаконие 5:14). Это целый комплекс диагностических, профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, свод правил личной гигиены (Левит 12:1 - 15:33; 17:15-16; Числа 19:1-22; 31:19-42; Второзаконие 23:12-13 и др.), а также указания для священников и левитов по ритуальной гигиене (Исход 30:18-38; Левит 22:3-8). Это строгая регламентация сексуальной жизни: запрет браков между близкими родственниками (Левит 18:6-17), разрешение половых контактов только в законном браке, запрет секса во время менструации, запрет гомосексуализма, скотоложства (Левит 20:10-21 и др.) и т.д.

Ветхозаветные пророки обогатили Моисеев закон массой новых рекомендаций и предостережений. Например: «Благо тебе, земля, когда ... князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!» (Екклесиаст 10:17); «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Притчи 23:31-32); «мёд источают уста чужой жены, и мягче елея речь её; но последствия от неё горьки, как полынь, ... ноги её нисходят к смерти» (Притчи 5:3-5).

В Новом Завете большинство правил здорового образа жизни подтверждены и прямо, и косвенно. Первый апостольский собор рекомендовал «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда» (Деяния 15:29, а также 15:20). Апостол Павел в своих посланиях призывал воздерживаться и от прочей сомнительной пищи: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Римлянам 14:21, а также 1-е Коринфянам 8:7-13). Павел заявил также, что «... для народа Божия еще остаётся субботство» (Евреям 4:9). Многочисленные случаи исцелений в субботу (Матфей 12:10-15; Марк 3:2-5; 6:2-6; Лука 4:31-35; 6:7-10; 13:10-13; 14:1-4; Иоанн 5:5-9; 9:6-14) - красноречивые комментарии к словам Павла и к лозунгу Иисуса «суббота для человека» (Марк 2:27). «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1-е Коринфянам 6:19-20). «Ибо воля Божия, ... чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести» (1-е Фессалоникийцам 4:3-4). Вклад Нового Завета в дело пропаганды здорового образа жизни трудно переоценить.


В то же время евангелисты Матфей и Марк рассказывают о случае, когда апостолы не умыли рук перед едой (Матфей 15:1-20; Марк 7:1-8). В одном из эпизодов Евангелия от Луки сам Иисус принимал пищу неумытыми руками (Лука 11:38-39). Во всех случаях это не было ошибкой. В ответ на упрёки фарисеев Иисус доказывал, что Он и апостолы поступают правильно. В чём же дело?

Давайте обратим внимание не лексику, которую использовали евангелисты. Я подчеркнул слова, на которые хочу обратить внимание, и привёл их греческие оригиналы.

1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:
2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают {3538 -νίπτω} рук своих, когда едят хлеб.
3 Он же сказал им в ответ: ...
11 не то, что входит в уста, оскверняет {2840 - κοινόω} человека, но то, что выходит из уст, оскверняет {2840 - κοινόω} человека. ...
17 еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
18 а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет {2840 - κοινόω} человека,
19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления -
20 это оскверняет {2840 - κοινόω} человека; а есть неумытыми {449 - άνιπτος} руками - не оскверняет {2840 - κοινόω} человека.
(© Евангелие от Матфея, глава 15)

1 Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима,
2 и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми {2839 - κοινος}, то есть неумытыми {449 - άνιπτος}, руками, укоряли.
3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв {3538 -νίπτω} тщательно рук;
4 и, [придя] с торга, не едят не омывшись {907 - βαπτίζω}. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение {908 - βάπτισμα} чаш, кружек, котлов и скамей.
5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми {449 - άνιπτος} руками едят хлеб?
6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения {909 - βαπτισμός} - кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
(© Евангелие от Марка, глава 7)

38 Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл {907 - βαπτίζω} [рук] перед обедом.
39 Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете {2511 - καθαρίζω}, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.
(© Евангелие от Луки, глава 11)

24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл {0633 - άπονίπτω} руки перед народом ...
(© Евангелие от Матфея 27:24)

10 Иисус говорит ему: омытому {3068 - λούω} нужно только ноги умыть {3538 - νίπτω}, потому что чист весь; и вы чисты, но не все ...
(© Евангелие от Иоанна 13:10)


0169 - άκαθαρτος - нечистый, неочищенный
0449 - άνιπτος - неумытый
0595 - άποθεσις - оставление, удаление, устранение
0633 - άπονίπτω - мыть, умывать, смывать
0907 - βαπτίζω - погружать, крестить, омывать (о церемониальном омовении), окунать
0908 - βάπτισμα - погружение, крещение
0909 - βαπτισμός - омовение, окунание, крещение
2511 - καθαρίζω - очищать
2839 - κοινος - общий, общественный; обычный, обыкновенный, скверный, нечистый
2840 - κοινόω - осквернять, делать или почитать нечистым
3068 - λούω - купать, мыть, омывать
3538 - νίπτω - мыть, умывать
4509 - ρύπος - грязь, нечистота
(© Bob Jones University: «Библейская симфония». Издательство «Ed Nelson Evangelistic Association», США, 1998 г.)


Для обозначения омытия рук евангелисты используют слова «νίπτω», «βαπτίζω», «λούω» и образованные от них. Понятие «нечистый» передаётся с помощью отрицательных предлога «ού» или приставки «ά» перед этими словами, а также словом «κοινος».

Пожалуй, проще всего начать со слова «βαπτίζω» («баптидзо»). Этот глагол означает церемониальное омовение и гораздо чаще в Синодальной Библии переводится как «крестить». Однокоренные слова «βάπτισμα» («баптисма») и «βαπτισμός» («баптисмос») означают «крещение» - ритуал очищения перед последующей службой Богу. Слово «βαπτιστής» («баптистэс») переводится как «Креститель» и используется исключительно в качестве имени Иоанна Предтечи (Матфей 3:1; 11:11; Марк 6:24-25; Лука 7:28 и др.). Лучше всего о том, что за понятие обозначают слова этой группы, пожалуй, сказал апостол Пётр: «подобное сему образу крещение {908 - βάπτισμα}, не плотской нечистоты {4509 - ρύπος} омытие {595 - άποθεσις}, но обещание Богу доброй совести» (1-е Петра 3:21). Примечательна антитеза, противопоставление апостолом омовения как гигиенической процедуры («ρύπος άποθεσις» дословно переводится как «грязи устранение») и ритуального омовения.

Понятия ритуальной чистоты и ритуальных омовений в иудаизме имеют древнюю историю. Ной взял на борт ковчега по семь пар чистых животных (Бытие 7:2) в отличие от всех остальных. Очиститься призывал свой народ Иаков (Бытие 35:2). Моисей посвятил обрядам очищения значительную часть своего Пятикнижия, в особенности книги Левит. «Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня» - молил Бога израильский царь Давид (Псалтирь 50:4, а также 18:13, 64:4 и др.). «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» - оглашал волю Бога пророк Исаия (Исаия 1:16-17).

К омовению и очищению призывали практически все библейские пророки. Причём речь шла вовсе не о личной гигиене, не о дезинфекции рук перед едой. «Кто может сказать: “я очистил моё сердце, я чист от греха моего?”» (Притчи 20:9); «... окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас» (Иезекииль 36:25) - все приведённые выше цитаты красноречиво говорят о том, что пророки имеют в виду: избавление от греха. Еврейское слово «כּפר» («кипур»), использованное в книге «Левит» при описании обрядов очищения, означает «искупить, загладить, аннулировать вину». В Синодальной Библии есть несколько вариантов перевода этого глагола на русский язык: «очистить», «умилостивить», «простить», «освятить» и другие. Главный библейский праздник, сердцевина богослужения - это «יום כּפר» («Йом Кипур»). Его часто называют «Судный День», но дословно «יום כּפר» означает «день очищения (искупления, избавления) от греха». Именно так этот праздник называется в православной традиции.

«умилостивлю его дарами» (Бытие 32:20);
«жертву за грех совершай» (Исход 29:36);
«для выкупа душ ваших» (Исход 30:15);
«для искупления душ ваших» (Исход 30:16);
«загладит священник проступок его» (Левит 5:18);
«Господь благий да простит каждого» (2-я Паралипоменон 30:19);

- вот что обозначает ветхозаветная идиома «очиститься». Этому понятию больше всего соответствует греческое слово «ίλάσκομαι»: «Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления {5162 - ίλάσκομαι} за грехи народа» (Евреям 2:17).

В рассматриваемом нами эпизоде используется другая лексика. Со временем фарисеи и книжники нивелировали смысл обряда очищения и свели его к ритуальному омовению. Ко времени Христа в иудейской традиции прочно укоренилось множество ритуальных предписаний, не имеющих ничего общего с положениями Танаха. В разных случаях по разным поводам омовению подлежали лицо, руки, ноги, всё тело человека, а также различные предметы, одежда, посуда и т.д. (Марк 7:4). Ритуально нечистого человека не допускали в Храм; не умыв руки, нельзя было сесть за стол.

Для обозначения процедур омовения евангелисты использовали разные термины. Слово «νίπτω» («нипто», возможно, напомнит читателям слово «Нептун») означает омовение рук (Матфей 15:2; Марк 7:3), ног (Иоанн 13:10) и других частей тела. Слово «λούω» означает омытие тела целиком (Иоанн 13:10). Полное погружение, окунание целиком человеческого тела или какого-либо предмета может обозначать уже рассмотренное нами слово «βάπτισμα». Омовение неживых предметов обозначается также словом «πλύνω».

Когда-то греческий язык имел множество диалектов. По мере объединения греческих городов-государств и последующей греческой экспансии сформировался единый, общий для всех язык. На нём самом он называется «κοινή» («койне»), что значит «общий». Родственное слово «κοινος», использованное евангелистами, означает «обычный, обыкновенный, обыденный, повседневный, для общего случая, для всех, то, что не прошло специальный обряд». Это определение может относиться к чему угодно: к предметам, одежде, еде, людям, народам, обрядам и т.д. (Марк 7:4). По навязанным фарисеями представлениям, человек, использующий «общие, обычные» предметы, сам становится «обычным, как все, ритуально нечистым». Соответствующий глагол «κοινόω» означает «делать или полагать ритуально нечистым, обыденным, повседневным». Авторы синодального перевода пытались передать семантику этой идиомы с помощью слов «скверный» и «осквернять».

«Фарисея удивило, что Иисус не вымыл рук перед едой. Это делалось не ради соблюдения чистоты; омовение рук перед едой имело обрядовый характер. В законе сказано, что человек должен перед едой мыть руки надлежащим образом, и что следует мыть их также и между блюдами. Как обычно, каждая деталь была разработана. Для этого имелись особые каменные сосуды с водой, потому что обычная вода могла оказаться нечистой; использовать для омовения рук нужно было столько воды, сколько вмещают полторы яичных скорлупы. Сперва воду лили на руки, начиная от кончиков пальцев и по направлению к запястью. Потом мылись ладони рук, причем при этом ладонь потирали тыльной стороной сжатой в кулак другой руки. И, наконец, снова лили воду на руку, на этот раз начиная от запястья по направлению к кончикам пальцев. Даже самое незначительное нарушение этого ритуала считалось у фарисеев грехом.»
(© Комментарий Баркли к Новому Завету)

Для омовений существовали специальные ёмкости - «מִקְוָה» («миква»). Миквы могли быть в виде чаши (как, например, в случае с умыванием рук Понтием Пилатом), ванны, бассейна и даже специально созданного водоёма. Миквы были в частных домах и в общественных местах. Для того, чтобы паломники могли очиститься перед посещением Храма, в Иерусалиме были устроены несколько купален, например Вифезда (Иоанн 5:2) и Силоам (Иоанн 9:7, 11). В водах Вифезды «лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в неё] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Иоанн 5:3-4).

Израильтяне очень активно ведут раскопки и реставрации мест Священного Писания. В этом им помогают археологи и меценаты всего мира.

Изображение
Это бассейн для ритуальных омовений в Масаде - в крепости, построенной Иродом на одной из гор недалеко от Мёртвого моря.

Изображение
Это раскопки в иудейском квартале старого Иерусалима. Дом очень большой; кроме миквы, изображённой на фото, в доме есть ещё небольшой бассейн со ступенями. Скорее всего, дом принадлежал знатному человеку, часто принимавшему у себя большие группы гостей.

Изображение
Так сейчас выглядит купальня Силоам. Этот водоём был обустроен царём Езекией, вода в него поступала по специально пробитому в скале Силоамскому туннелю из реки Гихон (4-я Царств 20:20, 2-я Паралипоменон 32:30). Целью этого строительства было снабжение Иерусалима питьевой водой. Но к новозаветному времени Силоам стал ритуальным водоёмом. Для тех, кто не мог самостоятельно войти в бассейн, на берегу были размещены миквы в виде ванн и больших чаш.
Изображение

Для совершения любого обряда ритуального омовения существовало обязательное предварительное условие - быть чистым. Далеко не во всех общественных миквах была проточная вода. Да и даже при этом условии одновременные гигиенические процедуры огромных масс (больных!) людей просто невозможны. Они чреваты эпидемиями, а подвергать опасности людей, рискуя их здоровьем, - противоречит положениям Священного Писания.

Невозможно себе представить, чтобы наместник Рима, представитель легата Сирии, прокуратор Иудеи Понтий Пилат ходил с грязными руками. Очевидно, что омывание им рук - политическое шоу, ритуал, символ открещивания от участия в грязном деле. Нет никаких сомнений и в том, что Иисус и апостолы соблюдали все правила гигиены, равно как и все остальные наставления Танаха.


Когда фарисеи и книжники спросили у Иисуса, почему Он и его ученики не выполняют предписанный ими же ритуал, Иисус ответил, что этот обряд, как и многие другие, придуман людьми, не является Божьей заповедью и не обязателен для правоверного иудея. Более того, следование какой бы то ни было традиции вместо положений Закона, прикрывающееся благими лозунгами и святым именем Божьим, - лицемерно. Оно удаляет человека от Бога, обкрадывает и Бога, и человека. Поэтому Иисус назвал фарисеев лицемерами (Марк 7:6), исполненными хищения и лукавства (Лука 11:39).

Иисус напомнил ветхозаветный смысл понятия «очищение»: это осознание греха, его исповедание и искупление вины. Оно не имеет никакого сакрального смысла, не несёт в себе никакого таинства. Просто-напросто человек должен воздерживаться от беззакония, любить ближних, иметь добрую совесть и чистое сердце. Всё предельно ясно, просто и понятно: «Омойтесь, очиститесь; ... перестаньте делать зло; научитесь делать добро» (Исаия 1:16-17).

Фарисейская обрядовость, деление предметов и людей на «чистые» и «нечистые» лишено смысла. Никакие ритуалы над предметами, едой и частями тела не способны заставить человека раскаяться и удалиться от греха. И, наоборот, использование «неосвящённых» предметов не может сделать сердце доброго человека чёрствым, не может породить порочные желания в истинно праведной душе.


P.S. Когда Пётр гостил в Иоппии у Симона кожевника, ему было видение. С неба опустилось полотно с разнообразными нечистыми животными. «И был глас к нему: встань, Пётр, заколи и ешь. Но Пётр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного {2839 - κοινος} или нечистого {169 - άκαθαρτος}. Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил {2511 - καθαρίζω}, того ты не почитай нечистым {2840 - κοινόω}» (Деяния 10:9-16). Видение повторилось трижды.

Изображение
Некоторые христиане считают, что этим Бог отменил ветхозаветный закон о чистой и нечистой пище и разрешил употреблять любое непотребство. Но это тоже примитивное, поверхностное толкование.

Вот вывод, к которому пришёл сам Пётр после долгих раздумий (Деяния 10:17, 19) над видением: «мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным {2839 - κοινος} или нечистым {169 - άκαθαρτος}» (Деяния 10:28).

Так же, как и рассказы евангелистов о неумытых руках апостолов, этот фрагмент Писания не имеет никакого отношения к вопросу о здоровом образе жизни. Это «процедурный» вопрос, здесь говорится о неспособности каких-либо обрядов и ритуалов очистить или осквернить человека, о неправомочности деления людей на «чистых» и «нечистых». «И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников» (Деяния 10:44-47).


© Игорь Шиповский, июль-октябрь 2008 года
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Re: Мойте руки перед едой!

Сообщение FontCity » 01 апр 2011, 20:54

В 1896 году учёные из Оксфорда Бернард Гренфелл и Артур Хант начали раскопки в районе древнеегипетского города Оксиринх (греч. Οξυρρυνχος - «город остроносой рыбы», на коптском языке город называется Пемдже). Со времением там было найдено огромное количество папирусов, в том числе содержащих раннехристианские тексты («оксиринхские евангелия»). Эти папирусы относят к периоду от I в. до н.э. до VII в. н.э.
Полагаю, для понимания слов и поступков Иисуса было бы полезно знать, как их понимали Его современники. Ведь они принадлежали одному с Ним культурному слою, знали все тогдашние обычаи, говорили на одном языке, использовали одни и те же идиомы и фразеологизмы, пользовались единым категорийным аппаратом. Благодаря археологической находке столетней давности у нас есть счастливая возможность узнать, как воспринимали тему немытых рук первые христиане.

3 И он взял их (учеников) с собой в место, предназначенное для чистых, и вошел во двор Храма.
4 И главный жрец из фарисеев по имени Леви встретился им и сказал Спасителю: Кто позволил тебе войти в это чистое место и смотреть на эти святыни без омовения, и даже твои ученики не вымыли ног своих?
5 Нечистыми вы вошли во двор Храма, чистое место, хотя никто, кто не омылся сперва и не поменял одежды, не смеет вступить и созерцать эти святыни.
6 И Спаситель остановился со своими учениками и спросил его: А как же ты, который находишься здесь во дворе Храма, ты чист?
7 И он сказал Ему: Я чист, ибо я омылся в источнике Давида и спустился по одной лестнице и поднялся по другой, и надел белые чистые одежды.
8 И только тогда я вошел и созерцал эти святыни.
9 Тогда Спаситель сказал ему: Ты омылся в стоячей воде, в которой собаки и свиньи лежат день и ночь, и ты омылся и натер снаружи свою кожу, как блудницы и флейтистки душатся, моются, натираются (благовониями) и краской, чтобы возбудить желание, а внутри они полны скорпионов и пороков.
10 Но Я и Мои ученики, о ком ты сказал, что они нечисты, Мы омылись в живой воде, которая нисходит (с небес).
© Папирус из Оксиринха, автор и точное время написания неизвестны

В этом эпизоде никто не употребляет пищу, но претензия у фарисея та же самая: неисполнение предписанного ритуала омовения. Тот же и ответ Спасителя: в понимании автора текста, установленные обряды омовения бесполезны. Гигиенические процедуры сравниваются с make-up проституток. Оксиринхский папирус, по-моему, - убедительное подтверждение выводов моей работы. Рассматриваемые эпизоды Евангелий не имеют отношения ни к еде, ни к гигиене, они показывают отношение Иисуса к обрядовости (как и Матфея 23:25-28).

Спасибо!
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Еврейская традиция омовений

Сообщение FontCity » 18 авг 2017, 09:46

Еврейские корни крещения

Еврей по имени Йоханан крестил людей в реке Иордан в Израиле первого века, включая своего двоюродного брата, который позже станет всемирно известным: Иешуа из Назарета. Многие евреи отреагировали на призыв этого еврея погрузиться в реку в знак покаяния и желания стать в правильное положение перед Богом. Среди них были и некоторые фарисеи. Изобрел ли Йоханан крещение? Или это было частью еврейской традиции и практики до него?

Да, так оно и было.

И еврейское слово, применяемое для обозначения резервуара для погружения, «миквэ», направляет нас в правильном направлении в понимании более глубокого смысла этой практики.

Погружение в еврейской традиции

Еврейские законы, передаваемые в устной форме из поколения в поколение, говорили о нескольких причинах необходимости ритуального погружения и наиболее подходящих местах для этого. [1] Существуют шесть различных вариантов, удовлетворяющих этим требованиям. Начинался список с приемлемых, но наименее предпочтительных — ямы или резервуары со стоячей водой. Чуть более подходящими были ямы, вода в которых обновлялась во время дождя. Еще предпочтительнее были ритуальные купальни или «миквэ» с объемом воды в 40 сеа (древнееврейская мера объёма жидкости, 40 сеа приблизительно равны 300 литрам) и более; затем фонтаны, а потом проточные воды.

Однако наилучшим вариантом считались «живые воды» (вода в естественных озерах и реках).

Мишна указывает, что делает воду чистой или нечистой, и выражает предпочтение большему по размеру, более свежему водоему: «Ибо в нем люди могут погрузиться сами и погружать других».

Таким образом, Йоханан, погружающий людей в «живых водах» реки Иордан, своими действиями идеально соответствовал рамкам еврейского закона и практики. Ессеи, строгая еврейская секта, делали это в Иудейской пустыне. Но почему евреи погружались в воду? Разве крещение упоминается в еврейских Писаниях? В общем-то, да.

Изображение

Ритуальные купания в Библии
И сказал Господь Моисею, говоря: сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды; и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги свои; когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть; или когда должны приступать к жертвеннику для служения, для жертвоприношения Господу, пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть; и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их.
(Исход 30:17-21)
Священники должны были быть ритуально чистыми (тахор), чтобы служить у скинии, а израильтяне, которые стали ритуально нечистыми (тамай), должны были восстановить свое положение на протяжении определенного времени и полностью окунуться в свежих, ритуально чистых (тахор) водах, согласно 15 главе книги Левит.

Позже, когда был построен Храм, всем, прежде чем войти в Храм, необходимо было погрузиться в миквэ, чтобы стать ритуально чистыми. В Иерусалиме есть много древних миква’от (множественное число слова «миквэ»), и можно увидеть, что в каждой из них есть две лестницы: с одной стороны, ступени, ведущие вниз к водам миквы в нечистом (тамай) состоянии, а с другой стороны — ступени, по которым паломник поднимался свежим и ритуально чистым (тахор).

Как это выглядело во времена Иисуса?

После войны 1967 года археологам была предоставлена ​​возможность проводить раскопки в верхнем городе Иерусалима, открывая новое окно в повседневную жизнь древних времен. Многие дома были большими и просторными, с собственными водными резервуарами и ритуальными ваннами в подвалах. [2] Было обнаружено, что в некоторых домах было несколько таких миква’от, так как считается, что, наряду с нуждами домочадцев (число которых могло достигать пятидесяти человек), они могли принимать у себя паломников, прибывающих на еврейские праздники, и обеспечивать питание для многих других. Многие из этих живших в верхнем городе аристократов принадлежали роду священников, и им следовало как можно чаще пребывать в состоянии ритуальной чистоты — поэтому они и должны были периодически погружаться в миквэ. Археологи также считают, что бассейны Силоама и Вифсаиды использовались для ритуального погружения во времена Второго Храма теми, кто посещал Иерусалим в период осенних праздников.

Таким образом, погружение в миквэ было довольно распространено во времена Иешуа, но в Новом Завете также описываются крещения, проводимые не только в реках, но и в любом доступном водоеме. В Деяниях 8 мы читаем о приезжающем паломнике из Эфиопии, который поверил в Иешуа, когда читал книгу пророка Исайи по дороге домой:
«Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?»
(Деяние 8:36)
К этому моменту крещение стало обозначать решение принять Иешуа как Мессию и Господа.

Изображение

Слово «Миквэ»

Существительное на иврите, обозначающее ритуальную купальню (миквэ) может помочь нам понять больше о еврейской концепции погружения. Часто слова на иврите раскрывают ключи к еврейской мысли. Слово «миквэ» имеет тот же корень, что и слова «надежда» (тиква), «линия» (кав) и «согласованность», а также концепция надежды или ожидания от Бога (кивити л’Адонай).

Вот что говорит Лексикон Стронга об этом слове:
מִקְוֶה «миквэ»:

• надежда, нечто ожидаемое, уверенность (объективная и субъективная);
• собрание, собирание (воды, пруда, или мужчин и лошадей, каравана или стада);
• постоянный, собирающийся вместе, надежда, льняная пряжа, много (воды), бассейн.

И одно и то же корневое слово:
קָוָה «кава»:

• ждать, ожидать (перен. надеяться, уповать)
• Собираться
• Ждать, ожидать, поджидать, подстерегать

Связывать (возможно путем скручивания), то есть собирать; (образно) ожидать: собираться (вместе), смотреть, терпеливо, задерживаться, ожидать.

Идеи скрепления или скручивания пряжи дают нам хорошую образную картину того, что значит равняться на Бога и ожидать Его. Мы собираемся и привязываемся к Его слову и к Нему, мы присоединяемся к Нему и ожидаем Его с уверенностью и надеждой. Когда вы читаете, как псалмопевец говорит, что он уповает на Господа, обычно это слово он и использует.

Связь двух концепций: миква (собранная в резервуаре вода) и тиква (надежда, уверенность) прекрасно обыгрывается в Иеремии 17:5-6, где пророк поэтически выражает мысли через метафору деревьев, что коренятся и процветают у воды, с нами, когда мы уповаем на Бога или переживаем засуху из-за нехватки воды, когда надеемся на человека.

Изображение

Несколькими стихами позднее, Иеремия резюмирует:
«Ты, Господи, надежда [миквэ] Израилева; все, оставляющие Тебя, посрамятся [или засохнут]. ‘Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой'»
(Иеремия 17:13)
Это словесная игра - в тексте на самом деле говорится: «Господь есть МИКВЭ Израиля, и все, кто покинет Его, посрамятся или высохнут!» Итак, теперь имеет смысл, когда Иеремия продолжает говорить, что, когда мы отворачиваемся от этого миквэ воды и надежды, мы будем постыжены, что также можно перевести как «мы высохнем». Благодаря этому слову, Иеремия преднамеренно указывает нам на аналогию верующего в Бога человека и дерева, растущего у большого объема воды, а оставляющий Бога заканчивает в сухом и пыльном стыде.

«Миквэ» живой воды символизирует щедрость и ресурсы новой жизни, которыми мы можем наслаждаться в Боге. Полагающие свою надежду на Бога, избирая соотнесение своей жизни с Ним, никогда не высохнут, но всегда будут иметь свежую, новую жизнь в Нем.

В следующий раз, когда вы увидите, что кто-то погружается в воду, чтобы знаменовать свою новую жизнь в Иешуа, надежде Израиля, миквэ Израиля, вспомнить все, что Он сказал о том, что Он — вода жизни, колодец живой воды, который исходит к вечной жизни… потому что это именно Он и есть!



[1] Трактат Микваот, Вавилонский Талмуд, Мишна 1-8
Есть шесть степеней собрания воды, каждая из которых превосходит другую.
Воды ямы … Эти же правила применимы к воде ямы, воде цистерны, воде из канав, воде пещер, дождевые воды, которые являются стоячими, и миквэ менее сорока сеа: они все чисты во время дождя; когда дождь перестал, те, которые близкие к городу или дороге, они нечисты, а те, которые далеко — остаются чистыми до тех пор, пока большинство людей не пройдут [этими путями].
Выше этих [вод] являются дождевые воды, которые идут и льются.
Выше этих [вод] — являются воды из миквэ, содержащей сорок сеа, потому что в ней могут погрузиться люди и погружать других.
Выше этих [вод] — воды фонтана, чья собственная вода невелика, но была увеличена большим количеством собираемой воды; это эквивалентен миквэ, поскольку он может очищаться от стоячей воды и до [обычного] фонтана настолько, насколько можно в нем погрузиться, независимо от количества его содержимого.
Выше этого - «разбитые воды», которые могут очищаться даже при течении.
Выше этого - «живые воды», которые служат для погружения людей, у которых есть истечения, и для окропления прокаженных, и действительны для приготовления воды очищения.

[2] Археологический парк Иерусалима / Веб-сайт: www.archpark.org.il
Levine Lee I., Jerusalem: Portrait of the City in the Second Temple Period (538 B.C.E. – 70 C.E.), Jewish Publication Society, 2002

© Источник — oneforisrael.org
© Перевод — Ирина Петра для Ieshua.org
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Библейские истории»