Врата ада не одолеют её?
Добавлено: 05 дек 2016, 10:07
Сила Евангелия в мрачные времена
Возможно ли, что две тысячи лет спустя надпись «И это пройдет» появляется, наконец, и на христианской вере? Правда ли, как утверждают сегодня враги веры, и как, судя по всему, свидетельствуют определенные тенденции в Западном мире, что христианской Церкви пришел конец, и что христианская вера превращается в экспонат великого музея древностей?
«Великий Пан умер», - писал некогда Плутарх, описывая сетования пассажиров, плывущих на корабле вдоль западного побережья Греции. Бог пастухов и стад умер, и христианская вера восторжествовала над язычеством. Но теперь критики христианства делают нам ответный комплимент. Начиная со знаменитого клича Фридриха Ницше «Бог умер» в конце XIX века и заканчивая жесткими заявлениями новых атеистов о «конце веры» в начале XXI века, мы снова и снова слышим, как люди провозглашают, что лучшие дни христианства миновали. Оно тоже приближается к концу в прогрессивном современном мире, который был создан при его помощи.
Значит ли это, что нынешние отступники от христианства прозорливы, а мы, остающиеся, - не более чем упрямцы, не желающие признать свое дело гиблым и покинуть тонущий корабль? Неужели нынешний век, наконец, добился того, что оказалось не под силу всем врагам и гонителям, и превратил авторитет Писания в болтающийся по ветру флюгер, а Церковь - в беспомощный лепет? И если церковь в нынешнем прогрессивном мире пребывает в столь плачевном состоянии, не настал ли час окончательного триумфа атеизма или победоносного возрождения ислама? Попадет ли все еще живая Церковь глобального Юга в ту же западню, когда и она столкнется с вызовом модернизма, так что победа сатаны будет полной?
Все эти вопросы ставят перед христианами в глобальную эпоху острый вопрос: может ли христианская Церковь даже сейчас, в нынешнем прогрессивном мире, обновиться, и возродиться, и измениться настолько, чтобы вновь обрести надежду изменить мир силой Евангелия? Или все разговоры на этот счет - пустое сотрясение воздуха, бессмысленное, наивное и безответственное?
Мы должны дать ответ без малейших колебаний. Истина и сила Евангелия таковы, что Церковь может быть оживлена, реформирована и восстановлена и может вновь стать силой, способной обновить мир. Вне всяких сомнений, в прошлом благая весть об Иисусе уже становилась причиной масштабных личных и общественных перемен. Вне всяких сомнений, это происходит и сегодня во многих частях света. По милости Божьей это произойдет вновь и здесь, в сердце современного прогрессивного мира, где христианская Церковь пребывает в наши дни в столь прискорбном расстройстве.
Но, конечно, нельзя просто бросить столь смелое заявление и на этом успокоиться. Это было бы дешевым хвастовством. Утвердительный ответ заслуживает более глубокого объяснения и соответствующего образа жизни. Любой серьезный ответ должен быть столь же продуманным, сколь и уверенным, чтобы в эти поистине мрачные для Церкви времена наша вера в Бога и в Евангелие была твердым упованием, а не пустым сотрясением воздуха.
«Да, много раз, - писал Гиберт Честертон, - при Арии, при альбигойцах, при гуманистах, при Вольтере, при Дарвине - вера, несомненно, катилась ко всем чертям. И всякий раз погибали черти». Эти слова великого христианского писателя правдивы и остаются мудрым и ободряющим напоминанием для ослабевших сердцем. И тем не менее, мы также должны удостовериться, что мы понимаем, почему это правда, и почему мы можем жить и трудиться с непоколебимой уверенностью в Евангелии и с непоколебимой верой в возможность подлинно христианского возрождения, какими бы мрачными ни были времена.
© Os Guinness. Renaissance: The Power of the Gospel However Dark the Times (IVP Books, 2014), pp. 13-15
℗ Центр апологетических исследований · 1 декабря 2016 г.
Возможно ли, что две тысячи лет спустя надпись «И это пройдет» появляется, наконец, и на христианской вере? Правда ли, как утверждают сегодня враги веры, и как, судя по всему, свидетельствуют определенные тенденции в Западном мире, что христианской Церкви пришел конец, и что христианская вера превращается в экспонат великого музея древностей?
«Великий Пан умер», - писал некогда Плутарх, описывая сетования пассажиров, плывущих на корабле вдоль западного побережья Греции. Бог пастухов и стад умер, и христианская вера восторжествовала над язычеством. Но теперь критики христианства делают нам ответный комплимент. Начиная со знаменитого клича Фридриха Ницше «Бог умер» в конце XIX века и заканчивая жесткими заявлениями новых атеистов о «конце веры» в начале XXI века, мы снова и снова слышим, как люди провозглашают, что лучшие дни христианства миновали. Оно тоже приближается к концу в прогрессивном современном мире, который был создан при его помощи.
Значит ли это, что нынешние отступники от христианства прозорливы, а мы, остающиеся, - не более чем упрямцы, не желающие признать свое дело гиблым и покинуть тонущий корабль? Неужели нынешний век, наконец, добился того, что оказалось не под силу всем врагам и гонителям, и превратил авторитет Писания в болтающийся по ветру флюгер, а Церковь - в беспомощный лепет? И если церковь в нынешнем прогрессивном мире пребывает в столь плачевном состоянии, не настал ли час окончательного триумфа атеизма или победоносного возрождения ислама? Попадет ли все еще живая Церковь глобального Юга в ту же западню, когда и она столкнется с вызовом модернизма, так что победа сатаны будет полной?
Все эти вопросы ставят перед христианами в глобальную эпоху острый вопрос: может ли христианская Церковь даже сейчас, в нынешнем прогрессивном мире, обновиться, и возродиться, и измениться настолько, чтобы вновь обрести надежду изменить мир силой Евангелия? Или все разговоры на этот счет - пустое сотрясение воздуха, бессмысленное, наивное и безответственное?
Мы должны дать ответ без малейших колебаний. Истина и сила Евангелия таковы, что Церковь может быть оживлена, реформирована и восстановлена и может вновь стать силой, способной обновить мир. Вне всяких сомнений, в прошлом благая весть об Иисусе уже становилась причиной масштабных личных и общественных перемен. Вне всяких сомнений, это происходит и сегодня во многих частях света. По милости Божьей это произойдет вновь и здесь, в сердце современного прогрессивного мира, где христианская Церковь пребывает в наши дни в столь прискорбном расстройстве.
Но, конечно, нельзя просто бросить столь смелое заявление и на этом успокоиться. Это было бы дешевым хвастовством. Утвердительный ответ заслуживает более глубокого объяснения и соответствующего образа жизни. Любой серьезный ответ должен быть столь же продуманным, сколь и уверенным, чтобы в эти поистине мрачные для Церкви времена наша вера в Бога и в Евангелие была твердым упованием, а не пустым сотрясением воздуха.
«Да, много раз, - писал Гиберт Честертон, - при Арии, при альбигойцах, при гуманистах, при Вольтере, при Дарвине - вера, несомненно, катилась ко всем чертям. И всякий раз погибали черти». Эти слова великого христианского писателя правдивы и остаются мудрым и ободряющим напоминанием для ослабевших сердцем. И тем не менее, мы также должны удостовериться, что мы понимаем, почему это правда, и почему мы можем жить и трудиться с непоколебимой уверенностью в Евангелии и с непоколебимой верой в возможность подлинно христианского возрождения, какими бы мрачными ни были времена.
© Os Guinness. Renaissance: The Power of the Gospel However Dark the Times (IVP Books, 2014), pp. 13-15
℗ Центр апологетических исследований · 1 декабря 2016 г.