Благодатный огонь
Добавлено: 21 апр 2011, 23:00
«Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?»
(Притчи 6:27)
Чудо схождения благодатного огня
Страницы Библии объёмны. Каждое слово - это как минимум статья энциклопедического словаря. Часто значение слова или предложения кроется в многовековой традиции, чьей-то биографии, истории какого-либо государства или народа. Не зная всего этого, исходя из имеющегося, а не необходимого багажа, легко пропустить в Библии что-то важное, а то и вовсе понять превратно.
С давних пор во время празднования воскресения Христа православными христианами (т.н. «Православная Пасха») в Иерусалимском храме воскресения Христова (его чаще называют Храмом Гроба Господня) точно по расписанию, практически в одно и то же время происходит чудо - самовозгорание лампады, устанавливаемой греческим православным Патриархом Иерусалима в часовне Гроба, расположенной внутри храма.
Эта часовня состоит из двух очень тесных помещений: придел Ангела и гробница Господня, которую считают погребальной камерой. Камень, расположенный в приделе Ангела, считают частью того камня, который закрывал дверь гробницы и был отвален Ангелом. Каменную плиту, расположенную в гробнице Господней, называют ложем Спасителя или аркосалием. Погребальную камеру называют Святой Гробницей (лат. Sanctum Sepulcrum), а часовню Гроба - Кувуклией (греч. Κουβούκλιον - покой, опочивальня).
История храма началась в 326 году н.э., когда по указу римского императора Константина его мать императрица Елена предприняла попытку обнаружения в Иерусалиме христианских реликвий. В 70 году н.э. Иерусалим был полностью разрушен римлянами. В 130 году на его развалинах по правилам римского градостроения был построен новый город, названный Элия Капитолина (по имени императора Публия Элия Адриана и названию римского холма Капитолия). В городе были воздвигнуты языческие храмы, посвящённые Юпитеру и другим римским богам. К моменту археологической экспедиции Елены город ещё несколько раз разрушался и восстанавливался. Тем не менее, поиски увенчались успехом, был обнаружен крест, на котором был распят Иисус, была отрыта гробница, в которой Он покоился от распятия до воскрешения, была найдена масса других реликвий. Святое место было расчищено от языческих построек, вместо них была воздвигнута базилика. Этот храм тоже многократно разрушали и восстанавливали.
История появления благодатного огня уходит в глубь веков. Согласно некоторым легендам, уже Апостол Пётр, прибежавший ко гробу, услышав весть о воскрешении Христа от Марии Магдалины, увидел там удивительный свет. Существует множество древних свидетельств появления в этом месте огня в течение всего года в разное время суток. Традиция проводить специальное пасхальное бдение у Гроба Господня возникла в V-VII веках н.э. Главным элементом праздничной литургии был обряд возжжения огня. В IX веке появляются сообщения уже не о разжигании, а о чудесном схождении огня. Самое раннее из известных ныне подобных свидетельств - это «Итинерарий», написанный Бернардом Монахом в 867 году («Itinerarium Bernardi, monachi franci»).
В настоящее время церемония чуда обычно длится около часа при стечении огромного количества паломников.
Церемония начинается с того, что во всём кафоликоне (греч. καθολικόν - главный, общий, соборный) тушат свечи. Затем проводится осмотр Кувуклии и опечатывание входа в неё. Греческий православный Патриарх в сопровождении священнослужителей разных конфессий входит в храм, процессия направляется к алтарю кафоликона, затем в ротонду, окружающую Кувуклию. Крестный ход завершается троекратным обходом часовни. Церемония предполагает разоблачение (снятие и досмотр облачений) Патриарха. В это время в Кувуклию вносят закрытую колпаком лампаду. Греческий иерусалимский Патриарх входит в Кувуклию в одном подризнике и с пучками свеч в сопровождении армянского Архимандрита.
Войдя в гробницу Господню и преклонив колена перед ложем Спасителя, Патриарх молитвенно обращается к Господу. Суть молитвы священнослужителя - просьба явить как православным верующим, так и всему миру чудесный свет просвещения и исцеления: «... светом познания Своего просвети язычников, пребывающих во мраке, и через Своё сошествие во ад, небесная, земная и преисподняя исполни света; чтобы сей раздаваемый свет от светоносного Твоего Гроба верным послужил даром освещения, исцелением oт болезней, демонам ужасом, благослови и освяти благочестиво к Нему прикасающихся и даруй им ходити во свете заповедей Твоих ...».
Через некоторое время (как правило, в течение минут 15-20) Бог отвечает на молитву православного Патриарха воспламенением лампады. Через специальные окна в стенах часовни Гроба священники передают зажжённые свечи собравшемуся в ожидании чуда народу. Паломники зажигают от них свои свечи, передают соседям. Патриарх выходит из Кувуклии с горящими свечами в руках. В кафоликоне вновь зажигают лампады. Храм очень быстро весь заполняется светом, «река огня» выходит наружу. Разные христианские конфессии устраивают праздничные церемонии. В этот же день пасхальный огонь самолётами доставляется в храмы по всему миру и участвует в последующем всенощном богослужении.
Православные верующие в большинстве своём считают этот огонь благодатным - знаком особого расположения и благосклонности Господа, божьим благословением.
Попробуем рассмотреть, что стоит за теми словами, которые составляют «чудо схождения благодатного огня».
Об огне, сходящем с неба, в Библии сказано вполне определённо:
11 И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.
12 Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, ...
13 и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.
...
18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
(Откровение, глава 13)
Тон повествования никак не предполагает огонь с неба благодатным. Повсеместно известный, хоть и непонятный номер с детства ассоциируется с антихристом или чем-то подобным. Так ли это? Кому служит зверь, кому заставляет поклоняться и во имя чего являет людям чудо схождения огня? Об этом Библия говорит немного раньше:
2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.
...
5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, ...
6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.
7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их;
(Откровение, глава 13)
Второй раз читаем о драконе. Именно на него «работает» зверь, от его имени и его силой творит огненное знамение. И дракон, и звери его воюют против Бога. Что скрывается под словом «дракон»? Об этом Библия пишет ещё раньше:
9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
(Откровение, глава 12)
Итак, сатана или диавол вместе со своими подручными был низвержен с неба на землю. Им было позволено соблазнять людей всеми доступными способами, в том числе и с помощью «великих знамений», например, низведением огня с неба.
Можно ли этот огонь назвать благодатным? Вряд ли. Вы, безусловно, можете сказать, что это - не тот огонь. Что диавол низводит огонь с неба в других местах и в другое время. А «наш» огонь (тот самый, что нисходит на православную Пасху в Храме Гроба Господня) - благодатный, он от Бога.
Я провёл мини-исследование на эту тему. Слово «благодатный» встречается в Библии всего два раза. «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами,» - так обратился Ангел Гавриил к деве Марии, когда объявил ей о предстоящем непорочном зачатии (Лука 1:28). Ещё раз это слово употребил апостол Пётр, требуя обращаться с жёнами «как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (1-е Петра 3:7).
Увы, понятия «благодатного огня» в Библии нет. Огонь, как правило, характеризуется несколько иначе: «огонь поядающий» (Исход 24:16; 2-я Царств 22:9, Иов 31:12), «огонь чуждый» (Левит 10:1; Числа 3:4, 26:61), «огонь палящий» (Псалтирь 104:32; Притчи 16:27), «огонь расплавляющий» (Малахия 3:2) и т.д.
Огнём и серой Господь уничтожил город Содом, «потому что велик вопль на жителей его к Господу» (Бытие 19:13). Когда фараон не хотел отпускать евреев из рабства, Господь послал на Египет казни-знамения, одна из них - «град и огонь между градом» (Исход 9:24). Был случай, когда «вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей» (Числа 16:35), которые захотели «низложить» Моисея. Et cetera.
Особенно красноречиво говорится об огне в Новом Завете:
8 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный (Матфея 18:8);
41 ... идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Матфей 25:41)
43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
44 где червь их не умирает и огонь не угасает.
45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
46 где червь их не умирает и огонь не угасает.
47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,
48 где червь их не умирает и огонь не угасает.
(Марк 9:43-48)
Очень много огня льётся на землю в Откровении ангелами из чаш гнева. В том числе и огонь с градом, как когда-то в Египте (Откровение 8:7) и огонь с серой, как когда-то в Содоме (Откровение 9:18).
Резюме: прежде чем преклоняться перед чем-то чудесным и непонятным, давайте постараемся отложить в сторону свои представления об этом и услышать, что же по этому поводу говорит нам Бог со страниц Священного Писания.
(© Игорь Шиповский)
(Притчи 6:27)
Чудо схождения благодатного огня
Страницы Библии объёмны. Каждое слово - это как минимум статья энциклопедического словаря. Часто значение слова или предложения кроется в многовековой традиции, чьей-то биографии, истории какого-либо государства или народа. Не зная всего этого, исходя из имеющегося, а не необходимого багажа, легко пропустить в Библии что-то важное, а то и вовсе понять превратно.
С давних пор во время празднования воскресения Христа православными христианами (т.н. «Православная Пасха») в Иерусалимском храме воскресения Христова (его чаще называют Храмом Гроба Господня) точно по расписанию, практически в одно и то же время происходит чудо - самовозгорание лампады, устанавливаемой греческим православным Патриархом Иерусалима в часовне Гроба, расположенной внутри храма.
Эта часовня состоит из двух очень тесных помещений: придел Ангела и гробница Господня, которую считают погребальной камерой. Камень, расположенный в приделе Ангела, считают частью того камня, который закрывал дверь гробницы и был отвален Ангелом. Каменную плиту, расположенную в гробнице Господней, называют ложем Спасителя или аркосалием. Погребальную камеру называют Святой Гробницей (лат. Sanctum Sepulcrum), а часовню Гроба - Кувуклией (греч. Κουβούκλιον - покой, опочивальня).
История храма началась в 326 году н.э., когда по указу римского императора Константина его мать императрица Елена предприняла попытку обнаружения в Иерусалиме христианских реликвий. В 70 году н.э. Иерусалим был полностью разрушен римлянами. В 130 году на его развалинах по правилам римского градостроения был построен новый город, названный Элия Капитолина (по имени императора Публия Элия Адриана и названию римского холма Капитолия). В городе были воздвигнуты языческие храмы, посвящённые Юпитеру и другим римским богам. К моменту археологической экспедиции Елены город ещё несколько раз разрушался и восстанавливался. Тем не менее, поиски увенчались успехом, был обнаружен крест, на котором был распят Иисус, была отрыта гробница, в которой Он покоился от распятия до воскрешения, была найдена масса других реликвий. Святое место было расчищено от языческих построек, вместо них была воздвигнута базилика. Этот храм тоже многократно разрушали и восстанавливали.
История появления благодатного огня уходит в глубь веков. Согласно некоторым легендам, уже Апостол Пётр, прибежавший ко гробу, услышав весть о воскрешении Христа от Марии Магдалины, увидел там удивительный свет. Существует множество древних свидетельств появления в этом месте огня в течение всего года в разное время суток. Традиция проводить специальное пасхальное бдение у Гроба Господня возникла в V-VII веках н.э. Главным элементом праздничной литургии был обряд возжжения огня. В IX веке появляются сообщения уже не о разжигании, а о чудесном схождении огня. Самое раннее из известных ныне подобных свидетельств - это «Итинерарий», написанный Бернардом Монахом в 867 году («Itinerarium Bernardi, monachi franci»).
В настоящее время церемония чуда обычно длится около часа при стечении огромного количества паломников.
Церемония начинается с того, что во всём кафоликоне (греч. καθολικόν - главный, общий, соборный) тушат свечи. Затем проводится осмотр Кувуклии и опечатывание входа в неё. Греческий православный Патриарх в сопровождении священнослужителей разных конфессий входит в храм, процессия направляется к алтарю кафоликона, затем в ротонду, окружающую Кувуклию. Крестный ход завершается троекратным обходом часовни. Церемония предполагает разоблачение (снятие и досмотр облачений) Патриарха. В это время в Кувуклию вносят закрытую колпаком лампаду. Греческий иерусалимский Патриарх входит в Кувуклию в одном подризнике и с пучками свеч в сопровождении армянского Архимандрита.
Войдя в гробницу Господню и преклонив колена перед ложем Спасителя, Патриарх молитвенно обращается к Господу. Суть молитвы священнослужителя - просьба явить как православным верующим, так и всему миру чудесный свет просвещения и исцеления: «... светом познания Своего просвети язычников, пребывающих во мраке, и через Своё сошествие во ад, небесная, земная и преисподняя исполни света; чтобы сей раздаваемый свет от светоносного Твоего Гроба верным послужил даром освещения, исцелением oт болезней, демонам ужасом, благослови и освяти благочестиво к Нему прикасающихся и даруй им ходити во свете заповедей Твоих ...».
Через некоторое время (как правило, в течение минут 15-20) Бог отвечает на молитву православного Патриарха воспламенением лампады. Через специальные окна в стенах часовни Гроба священники передают зажжённые свечи собравшемуся в ожидании чуда народу. Паломники зажигают от них свои свечи, передают соседям. Патриарх выходит из Кувуклии с горящими свечами в руках. В кафоликоне вновь зажигают лампады. Храм очень быстро весь заполняется светом, «река огня» выходит наружу. Разные христианские конфессии устраивают праздничные церемонии. В этот же день пасхальный огонь самолётами доставляется в храмы по всему миру и участвует в последующем всенощном богослужении.
Православные верующие в большинстве своём считают этот огонь благодатным - знаком особого расположения и благосклонности Господа, божьим благословением.
Попробуем рассмотреть, что стоит за теми словами, которые составляют «чудо схождения благодатного огня».
Об огне, сходящем с неба, в Библии сказано вполне определённо:
11 И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.
12 Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, ...
13 и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.
...
18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
(Откровение, глава 13)
Тон повествования никак не предполагает огонь с неба благодатным. Повсеместно известный, хоть и непонятный номер с детства ассоциируется с антихристом или чем-то подобным. Так ли это? Кому служит зверь, кому заставляет поклоняться и во имя чего являет людям чудо схождения огня? Об этом Библия говорит немного раньше:
2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.
...
5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, ...
6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.
7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их;
(Откровение, глава 13)
Второй раз читаем о драконе. Именно на него «работает» зверь, от его имени и его силой творит огненное знамение. И дракон, и звери его воюют против Бога. Что скрывается под словом «дракон»? Об этом Библия пишет ещё раньше:
9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
(Откровение, глава 12)
Итак, сатана или диавол вместе со своими подручными был низвержен с неба на землю. Им было позволено соблазнять людей всеми доступными способами, в том числе и с помощью «великих знамений», например, низведением огня с неба.
Можно ли этот огонь назвать благодатным? Вряд ли. Вы, безусловно, можете сказать, что это - не тот огонь. Что диавол низводит огонь с неба в других местах и в другое время. А «наш» огонь (тот самый, что нисходит на православную Пасху в Храме Гроба Господня) - благодатный, он от Бога.
Я провёл мини-исследование на эту тему. Слово «благодатный» встречается в Библии всего два раза. «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами,» - так обратился Ангел Гавриил к деве Марии, когда объявил ей о предстоящем непорочном зачатии (Лука 1:28). Ещё раз это слово употребил апостол Пётр, требуя обращаться с жёнами «как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (1-е Петра 3:7).
Увы, понятия «благодатного огня» в Библии нет. Огонь, как правило, характеризуется несколько иначе: «огонь поядающий» (Исход 24:16; 2-я Царств 22:9, Иов 31:12), «огонь чуждый» (Левит 10:1; Числа 3:4, 26:61), «огонь палящий» (Псалтирь 104:32; Притчи 16:27), «огонь расплавляющий» (Малахия 3:2) и т.д.
Огнём и серой Господь уничтожил город Содом, «потому что велик вопль на жителей его к Господу» (Бытие 19:13). Когда фараон не хотел отпускать евреев из рабства, Господь послал на Египет казни-знамения, одна из них - «град и огонь между градом» (Исход 9:24). Был случай, когда «вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей» (Числа 16:35), которые захотели «низложить» Моисея. Et cetera.
Особенно красноречиво говорится об огне в Новом Завете:
8 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный (Матфея 18:8);
41 ... идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Матфей 25:41)
43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
44 где червь их не умирает и огонь не угасает.
45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
46 где червь их не умирает и огонь не угасает.
47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,
48 где червь их не умирает и огонь не угасает.
(Марк 9:43-48)
Очень много огня льётся на землю в Откровении ангелами из чаш гнева. В том числе и огонь с градом, как когда-то в Египте (Откровение 8:7) и огонь с серой, как когда-то в Содоме (Откровение 9:18).
Резюме: прежде чем преклоняться перед чем-то чудесным и непонятным, давайте постараемся отложить в сторону свои представления об этом и услышать, что же по этому поводу говорит нам Бог со страниц Священного Писания.
(© Игорь Шиповский)