Токсичная церковь

Россия хочет поглотить Украину
Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Токсичная церковь

Сообщение FontCity » 18 мар 2022, 18:18

Російська православна церква в Амстердамі заявила про розрив зв'язків із Московським патріархатом через війну в Україні

Російська православна церква в Амстердамі оголосила своє відділення від Московського патріархату. Рішення про розрив зв'язків західної церкви було ухвалено через вторгнення Росії в Україну. Священнослужителі одностайно заявили, що більше не можуть функціонувати у складі Московського патріархату та забезпечувати духовно безпечне середовище віруючих. Про це повідомляє видання The Guardian.

У заяві йдеться, що російська православна парафія святителя Миколи Мирлікійського звернулася до російського архієпископа Нідерландської єпархії, що знаходиться в Гаазі, з проханням надати церкві "канонічне звільнення". Духовенство парафії заявило, що вони звернулися з проханням приєднатися до Вселенського Константинопольського патріархату, що базується у Стамбулі православному відділенню, яке вважається суперником Російської православної церкви.

Позиція Кирила щодо війни викликала занепокоєння деяких православних священиків, які виступають проти вторгнення РФ в Україну. Понад 280 православних священиків та церковних діячів з усього світу підписали відкритий лист, у якому висловлюють свою незгоду із вторгненням Росії в Україну.

Російська православна церква в Амстердамі, що складається з чотирьох священиків і диякона – одна з найбільших православних громад в Нідерландах – критикує роль Росії у війні з початку вторгнення 24 лютого. Амстердамська церква провела закрите засідання, на якому глава парафії підтвердив рішення порвати з Москвою.

© Олексій Лютіков. Обозреватель. 14.03.2022 08:35

Изображение Изображение

Русская православная церковь в Амстердаме заявила о разрыве связей с Московским патриархатом из-за войны в Украине

Русская православная церковь в Амстердаме объявила о своем отделении от Московского патриархата. Решение о разрыве связей западной церкви было принято из-за вторжения России в Украину.

Священнослужители единогласно заявили, что больше не могут функционировать в составе Московского патриархата и обеспечивать духовно безопасную среду верующих. Об этом сообщает издание The Guardian.

В заявлении говорится, что русский православный приход святителя Николая Мирликийского обратился к российскому архиепископу Нидерландской епархии, находящемуся в Гааге, с просьбой предоставить церкви "каноническое увольнение". Духовенство прихода заявило, что они обратились с просьбой присоединиться к Вселенскому Константинопольскому патриархату, базирующемуся в Стамбуле православному отделению, которое считается соперником Русской православной церкви.

Позиция Кирилла в отношении войны вызвала беспокойство у некоторых православных священников, которые выступают против вторжения РФ в Украину. Более 280 православных священников и церковных деятелей со всего мира подписали открытое письмо, в котором выражают свое несогласие с вторжением России в Украину.

Русская православная церковь в Амстердаме, состоящая из четырех священников и дьякона – одна из крупнейших православных общин в Нидерландах – подвергает критике роль России в войне с начала вторжения 24 февраля. Амстердамская церковь провела закрытое заседание, на котором глава прихода подтвердил решение порвать с Москвой.

© Алексей Лютиков Обозреватель. 14.03.2022 08:35
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Литовская епархия выходит из РПЦ

Сообщение Holy Scripture » 21 мар 2022, 13:55

ОБРАЩЕНИЕ МИТРОПОЛИТА ВИЛЕНСКОГО И ЛИТОВСКОГО ИННОКЕНТИЯ

Дорогие братья и сестры!

Мое слово обращено ко всем людям доброй воли, ко всем, кто хочет нас услышать, ко всем православным чадам нашей Церкви в Литве.

Огромная беда пришла на землю Украины: там льется кровь и страдают невинные люди. Честный человек и богобоязненный христианин не может бесстрастно смотреть на происходящее. Голос его совести вопиет к Небу, его молитва устремлена к Богу, которому Единому принадлежит суд, и перед Которым ответят те, которые принесли горе народу Украины, страдания матерям, слезы родным и близким, смерть и разрушения, массовый исход из своей страны.

Православные люди Литвы с болью в сердце восприняли трагедию народа Украины. С самого начала военных действий во всех православных храмах была усилена молитва о скорейшем прекращении войны, о восстановлении мира на земле Украины.

Позиция Православной Церкви в Литве неизменна – мы решительно осуждаем войну России против Украины и молим Бога о ее скорейшем прекращении. Как вы, наверное, уже успели заметить, у нас c Патриархом Кириллом разные политические взгляды и восприятие текущих событий. Его политические высказывания по поводу войны в Украине – это его личное мнение. Мы в Литве с этим не согласны.

Хотелось бы здесь открыто сказать о том, что мы, православные в Литве, имея на сегодня возможность независимо решать свои внутрицерковные дела, будем и дальше стремиться к ещё большей церковной независимости, веруя, что Господь дарует таковую в свое время.

Мы живем в свободной, демократической стране. Литва – это не Россия. Это иное государство, иное общество со своим духовно-нравственным климатом. Православные Литвы составляют пусть небольшую - активных прихожан по всей Литве едва ли наберётся более трёх тысяч человек - но неотъемлемую часть этого общества, и являются полноправными гражданами своей страны, свободно исповедующими традиционную религию. Наши прихожане - честные и скромные люди, добросовестно многие годы трудившиеся на благо страны Литовской и внесшие свою лепту в дело строительства свободной Литвы.

Вспомним, что более 30-ти лет назад православные верующие во главе с митрополитом Хризостомом, ныне находящимся на покое, без колебаний, решительно выступили на стороне литовского народа, за независимость его государства. Позиция Православной Церкви осталась абсолютно неизменной. По-другому и быть не может.

Задаюсь вопросом, а всё ли знают о православных те, которые пишут и рассказывают о нас? Посещали ли они службы в православных храмах Литвы, слышали ли, как и о чем молятся православные люди? А ведь на каждом богослужении православные молятся о Богохранимей стране нашей Литовстей, ее властях, воинстве, обо всем её народе. А сегодня – и о прекращении этой кровавой войны, о погибших воинах, о воцарении мира на Украине, о страждущих людях земли Украинской – мы молимся и страдаем вместе с ними!

Чтобы ни происходило вокруг нас, мы, православные, будем и дальше молиться о стране Литовской и народе её, призывая на помощь нашу Небесную Покровительницу – Пресвятую Деву Марию, всех святых земли Литовской, и будем верными своей стране и её народу. Мы будем хранить единство людей, независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности; будем искренне молиться о многострадальном народе Украины и помогать беженцам, нашедшим пристанище на Литовской земле. Сохраним в сердцах своих дух мира и любви!

Великий святитель Иоанн Златоуст говорил: «Слава Богу за всё!». И мы говорим сегодня: слава и благодарение Богу за то, что Он послал нам, православным, такое испытание. Слава и благодарение Богу за то, что мы терпим поношения. За всё благодарим Господа Бога, сердечно уповая на Его милость и прощение.

МИТРОПОЛИТ ВИЛЕНСКИЙ И ЛИТОВСКИЙ ИННОКЕНТИЙ
ВИЛЕНСКО-ЛИТОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ЛИТВЕ
17.03.2022



ПРАВОСЛАВНЫЙ МИТРОПОЛИТ РУССКОЙ ЦЕРКВИ О ВОЙНЕ В УКРАИНЕ

Дорогие друзья, помню, еще в самом начале 2022 г. я писал, что есть архиерей РПЦ, слова которого я жду о событиях вокруг Украины. И вот это слово прозвучало.
Митрополит Иннокентий Виленский и Литовский мой друг со студенческой скамьи МГИМО. Мы вместе искали путь к Богу в 1970-е. Вместе исповедовались у одного духовника - протоиерея Георгия Бреева в те, еще коммунистические годы. Валерий Васильев, юноша из простой рабочей семьи Старой Русcы избрал путь священнического служения, вышел из КПСС, испытал немалые гонения. Он был архиепископом в Париже в 2000-е годы и уже много лет возглавляет Православную Церковь Литвы. Я ждал этих его слов, и вот они прозвучали. Это достойные слова свободного человека. Я счастлив.

© Андрей Зубов · 17 March, 22:41

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Дискуссия внутри православия

Сообщение FontCity » 22 апр 2022, 13:47

ЛИТОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

17 марта митрополит Иннокентий, Виленский и Литовский (юрисдикция РПЦ) сделал очень значимое заявление, в котором объявил о своем несогласии с политикой Патриарха Кирилла в отношении войны в Украине и ясно подчеркнул свою антивоенную позицию и солидарность с Литовской республикой и Евросоюзом в этом политическом вопросе. Близко зная владыку Иннокентия на протяжении уже полувека, я уверен, что это не только и даже не столько политическая, сколько нравственная религиозная позиция, это результат его глубоких христианских переживаний. Владыка не смог пойти против своей христианской совести, хотя в современной Русской Церкви это более чем опасно.
Но удар владыка Иннокентий получил не из Москвы, а от своих клириков, которые поддерживали его в противостоянии Москве, как оказалось, желая перейти из Русской Церкви в юрисдикцию Константинопольского патриархата. В четверг этих клириков Митрополит отправил за штат. И это канонически совершенно верное решение. Минимально суровое, надо сказать.
Сегодня, в новом обращении митрополит Иннокентий объяснил свою позицию.
Заявление митрополита Виленского и Литовского Иннокентия

В связи с публикациями в СМИ о якобы изменении моей позиции, изложенной в обращении от 17 марта сего года, я, Иннокентий, митрополит Виленский и Литовский, считаю необходимым сообщить следующее:
Моя позиция, выраженная в вышеупомянутом обращении, была, есть и будет неизменной, ибо она принципиальна и не зависит от каких-либо внутренних или внешних обстоятельств.
Абсурдны всякого рода измышления о роли Православной Церкви в Литве в качестве орудия других государств. Так могут рассуждать те, кто не знают того, что большинство прихожан православных приходов — это люди среднего и старшего возраста, преимущественно женщины и пенсионеры. Утверждение о том, что священники Православной Церкви в Литве поддерживают войну и оправдывают агрессию являются злонамеренными и не соответствуют действительности.
Православные Литвы были и остаются верными гражданами Литовского государства, преданными духу его свободы и независимости, соблюдению буквы закона. Православные верующие неизменно стремятся вносить свой вклад в развитие благословенной страны Литовской и искренне молятся о ее народе, властях и воинстве, а сегодня еще и о многострадальном народе Украины.
Наконец пришло время открыто сказать о том, от чего мы пока воздерживались. В недрах Православной Церкви в Литве сформировалась группа священнослужителей, которые уже давно вынашивали планы перехода в Константинопольский Патриархат.
Все делалось в тайне, но заговорили они об этом открыто теперь, в связи с трагическими событиями на Украине.
Кто же эти священники? Их имена известны. Они представляются героями, мучениками и страдальцами, но на самом деле перед нами обыкновенные раскольники, тяжко согрешающие пред Богом и Церковью.
Они сами встали на путь раскола, а теперь несут соблазн другим священникам и мирянам.
Для меня это еще и глубоко личная сердечная боль. Двоих из них я рукоположил в сан пресвитера, тепло, по-отечески к ним относился. В ответ - удар ножом в спину.Мне больно, но я искренне молюсь о спасении их душ. Они не ведают, что творят, прикрывая свои раскольнические действия благими намерениями, антивоенной риторикой и патриотическими лозунгами.
Но неужели не понятно тем, кто их поддерживает, что раскол несет в себе угрозу для общества и государства?
Неужели кто-то заинтересован в разжигании религиозной и межнациональной вражды? Нам всем стоит серьезно задуматься над этим.

18.04.2022
Мне кажется, слова Владыки вполне достойны. Сейчас совсем не время менять юрисдикции. Сейчас время менять суть. Владыка, поддержав Украину и осудив политику патриарха Кирилла в отношении войны в Украине, изменил суть внутри Московской патриархии. Это по настоящему мудрое и мужественное действие. В этой обстановке смена юрисдикции была бы трусостью, интриганством и расколом. И уж точно сейчас не время для такого шага.

© Андрей Зубов · 18 April, 16:28



Эх, жаль, дорогой Андрей Борисович, что вы решили попытаться это, скажу здесь мягко, неудачное заявление оправдать.
Вот фрагмент моего комментария:

"Абсурдные измышления", "пришло время открыто сказать", "вынашивали планы", "нож в спину", "их имена известны" - интеллигентный и образованный митрополит Иннокентий неожиданно заговорил на затхлом языке советской пропаганды.
С большой долей уверенности можно сказать, что это не его стиль. И вряд ли это его непрофессиональные спичрайтеры из Вильнюса. Подозреваю, что тезисы заявления митрополиту Иннокентию прислали из Москвы.

© Сергей Чапнин · 18 April, 17:17
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Русский патриарх в опале

Сообщение FontCity » 03 окт 2022, 16:57

Литва запретила въезд в страну патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за поддержку военного вторжения России в Украину. Решение о включении понтифика в список нежелательных лиц было принято еще 23 июня, сегодня МИД Литвы подтвердил эту информацию, передает Delfi.

"Патриарх Кирилл, близкий соратник Владимира Путина, является одним из наиболее активных сторонников войны против Украины, он неоднократно публично одобрял осуществляемую Россией агрессию", – говорится в комментарии внешнеполитического ведомства Литвы.

Запрет на въезд в Литву для патриарха Кирилла будет действовать до 23 июня 2027 года.

В рамках шестого пакета санкций ЕС против России, введенного в конце мая, ряд стран Евросоюза добивался введения санкций против Кирилла, указывая на ряд высказываний патриарха, которые можно интерпретировать как поддержку войны. Венгрия при этом настояла на том, чтобы патриарха в список не включали.

Помимо прочего, патриарх Кирилл после начала войны отслужил литургию в главном храме Минобороны России, говорил о том, что на Донбассе идет "метафизическая борьба", и обвинял власти Украины в поощрении церковного раскола. Он также утверждал, что Россия в своей истории никогда ни на кого не нападала.

Патриарх включен в санкционные списки Великобритании и Канады.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Русский православный Советский Союз: как во время войны с Украиной церковные общины отдаляются от РПЦ и даже выходят из ее состава
Суд в Петербурге арестовал бывшего священника РПЦ по статье о "фейках" про российскую армию
Власти Великобритании внесли в санкционный список патриарха Кирилла
Канада ввела санкции против патриарха Кирилла, ведущей Екатерины Андреевой и российских госСМИ
Верховный муфтий РФ в Курбан-байрам поддержал войну с Украиной: "У соседа паразиты, полчища неонацистов, нам спокойно жить невозможно"

© Настоящее время, 27.07.2022
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Латвийская епархия выходит из РПЦ

Сообщение FontCity » 10 янв 2023, 14:10

Сейм Латвії підтримав незалежність Латвійської православної церкви від Московського патріархату

Изображение
Патріарх РПЦ Кирило підтримує воєнні злочини Росії в Україні (Фото:REUTERS / Maxim Shemetov)

Сейм Латвії у четвер, 8 вересня, терміново підтримав законопроєкт про незалежність Латвійської православної церкви від московського патріархату. Про це повідомляє пресслужба Сейму.

Голова Комісії Сейму з прав людини та громадських справ Артусс Кайміньш заявив, що ухвалення законопроєкту «закріпить історичну самостійність і незалежність ЛПЦ» та не допустить влади РПЦ над латвійською церквою.

Закон набуде чинності наступного дня після оприлюднення. Церква до 31 жовтня має погодити статут із новими нормами закону.

Читайте також:
«Путін уподібнюється антихристу». Інтерв'ю з Епіфанієм про нападки на ПЦУ, священників-зрадників і благословення на вбивство окупантів
Історичний демарш чи «димова завіса»? Що означає раптове рішення УПЦ МП повністю відокремитися від РПЦ і як реагує на нього Москва
«Я чітко вказав на злочини патріарха Кіріла». Глава ПЦУ Епіфаній про можливість засудження РПЦ світовим православ’ям

Як повідомляє Delfi, законопроєкт ініціював президент Латвії Егілс Левітс. Він встановлює порядок затвердження та усунення митрополита, архієпископів і єпископів. За словами глави латвійської держави, це дозволить відновити історичний статус ЛПЦ, а розрив зв’язків із московським патріархом - важливе питання для латвійського суспільства, вірян і нацбезпеки.

В анотації до законопроєкту сказано, що РПЦ тривалий час, а особливо після початку повномасштабного вторгнення РФ в Україну виправдовує та прославляє російську агресію і воєнні злочини, скоєні Росією на території України, повторює кремлівську пропаганду, яка ставить під сумнів державність і незалежність України, та притримується такої ж позиції щодо інших «прикордонних» країн, що загрожує інтересам нацбезпеки Латвії.

Після початку повномасштабної війни Росії проти України глава РПЦ патріарх Кирило фактично підтримав агресію Росії та благословив військових країни-агресора на вбивство українців. У квітні під час служби у храмі збройних сил РФ Кирило розхвалював російських солдатів і ставив під сумнів незалежність України.

Потрібні санкції проти РПЦ та Кирила, який проповідує геноцид українців – Костянтин Єлісєєв



© Новини України. 8 вересня, 20:19. Редактор: Ніна Григорська
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

ЛПЦ больше не РПЦ

Сообщение FontCity » 10 янв 2023, 14:26

Сейм Латвии отделил Латвийскую православную церковь от Московского патриархата.
РПЦ назвала это "вмешательством государства в дела церкви"


Сейм Латвии принял поданный президентом страны Эгилсом Левитисом законопроект о выводе Латвийской православной церкви (ЛПЦ) из-под власти Московского патриархата, сообщает пресс-служба Сейма.

Документ устанавливает порядок утверждения и отстранения митрополита, архиепископов и епископов. Юридические изменения не касаются канонических вопросов, отмечается в аннотации к законопроекту. ЛПЦ к 31 октября должна привести устав в соответствие с новыми требованиями закона.

В пояснительной записке к законопроекту Левитис отметил, что "новый порядок восстановит исторический статус ЛПЦ и исключит любую власть патриарха Московского над церковью в Латвии".

"Отказ от какой-либо связи с Патриархом Московским является важным вопросом для наших православных, всего латвийского общества и национальной безопасности", – подчеркнул президент Латвии.

Изображение
Служба в храме Христа Спасителя в Москве в мае 2012 года, в пятую годовщину возобновления канонического общения РПЦ и РПЦЗ

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Русский православный Советский Союз: как во время войны с Украиной церковные общины отдаляются от РПЦ и даже выходят из ее состава
Украинская православная церковь решила отказаться от Московского патриархата. Объясняем, что это означает


Изображение
Глава УПЦ МП митрополит Онуфрий во время службы в Киево-Печерской лавре 29 мая 2022 года. Фото: пресс-служба УПЦ МП

В РПЦ провозглашение независимости ЛПЦ от Московского патриархата осудили, передает TASS. Советник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла протоиерей Николай Балашов назвал этот шаг латвийского Сейма "вмешательством государства в дела церкви".

После начала войны в Украине множество общин стали уходить из Украинской православной церкви Московского патриархата в независимую Православную церковь Украины (ПЦУ). За три с половиной месяца с 24 февраля перешло 424 общины. Это самый высокий темп переходов за современную историю церквей: для сравнения, после получения ПЦУ автокефалии (то есть независимости) и получения Томоса в 2019 году за полгода перешло чуть больше 500 общин.

Русская православная церковь в Амстердаме первой из западных церквей заявила о разрыве с Московским патриархатом из-за военного вторжения России в Украину.

© Настоящее Время. 8.9.2022
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Токсичная церковь

Сообщение FontCity » 11 янв 2023, 10:13

Прочь от Москвы. Как Латвия "увела" ЛПЦ у патриарха Кирилла

Изображение
Верующая накануне рождественского богослужения в одном из православных храмов Риги

Латвийский парламент на днях в срочном порядке утвердил законопроект, закрепляющий за Латвийской православной церковью со всеми ее епархиями, приходами и учреждениями полную независимость от какой-либо церковной власти за пределами Латвии и определяющий ее статус как автокефальный. Таким образом, государство прекратило юридическую связь ЛПЦ с Московским патриархатом. Чем интересен этот прецедент и к каким последствиям он может привести?

Соответствующий законопроект 5 сентября внес в Сейм президент Латвии Эгил Левитс. В аннотации к нему глава государства мотивирует его срочную необходимость следующим обстоятельством: МИД Латвии получил информацию о том, что 24 марта синод Московской патриархии под руководством патриарха Кирилла создал "управление по делам епархий, находящихся в ближнем зарубежье". Латвийские спецслужбы, по словам президента, оценивают эти действия негативно, и это может повлиять на национальную безопасность.

"Существует известный риск, что руководство Русской православной церкви в одностороннем порядке может ликвидировать полную самостоятельность и независимость и де-факто изменить ее канонический статус", – пишет Эгил Левитс. Он сообщает, что церковь "информирована". Подчеркивается, что решение носит исключительно юридический характер и не затрагивает канонических вопросов. При этом назначения иерархов объявляются Госканцелярией.

Изображение
Президент Латвии Эгил Левитс выступает на открытии фотовыставки
"Дом военных преступлений России" в Давосе (Швейцария)
23 мая 2022 года


Характерно, что президент возводит историческую преемственность ЛПЦ к архиепископу Иоанну Поммерсу, который получил томос от московского патриарха Тихона в 1921 году. Он утверждает, что этот документ де-факто определил статус Латвийской церкви как автокефальный (до сих пор ее самостоятельность в составе Московского патриархата определялась как автономия). Архиепископ Августин Петерсон, при котором незадолго до потери Латвией независимости в 1940 году церковь перешла в константинопольскую юрисдикцию, в письме не упоминается.

Руководитель профильной парламентской комиссии Андрей Юдинс обосновал необходимость этого закона так: "К сожалению, Русская православная церковь – это не только религиозный институт, это инструмент пропаганды, который используется для достижения определенных целей, и это ненормально, что филиал такой организации находится и работает в Латвии. Это не вмешательство в ритуалы и процедуры. Просто московский патриарх не будет начальником. Речь идет о государственной безопасности. Если бы дело было только в церкви, этот шаг не был бы необходим. Надо понимать, что они сами не могут, видимо, это инициировать, поскольку они находятся в этом подчинении".

Все это время Латвийская православная церковь молчала. В пятницу, 9 сентября, накануне вступления закона в силу, на ее сайте было опубликовано официальное коммюнике: решение государства имеет только юридический характер, а молиться будут по-старому. Радио Свобода обсудило сложившуюся ситуацию с одним из авторов латвийского регулирования отношений церкви и государства, правоведом, специалистом по конституционному праву Ринголдом Балодисом.

– Господин Балодис, как до сих пор регулировались отношения церкви и государства в Латвии?

– Латвийское регулирование в этой области после восстановления независимости началось в 1991-м с принятием закона "О религиозных организациях". В 1995 году его сменил новый закон, который весьма строго ограничил регистрацию таких организаций. Хотя он в силе по сей день, в последние 20 лет регулирование церквей усложнилось. Причина тому – активная дипломатическая деятельность Святого престола, лоббировавшего закрепление прав римских католиков в Восточной Европе после распада Советского Союза. В 1996 году Ватикан захотел заключить с Латвийской Республикой конкордат. Рабочая группа при Минюсте с участием чиновников МИД начала работать над его проектом. Была образована и вторая группа, которая стала разрабатывать договоры для других традиционных конфессий. В нее входил и я как директор департамента Минюста по общественным и религиозным делам, а с 2000 года – начальник управления по делам религий. Конкордат подписали в 2000 году, в 2002 году парламент его ратифицировал, а в 2004 году государство заключило договоры с семью большими традиционными конфессиями. В 2007–2008 годах были изданы законы об отдельных конфессиях, в том числе о православной церкви. Надо сказать, что при возникновении противоречий законную силу имеют только те нормы, которые оговорены в специальном регулировании. Надо учитывать и договор между государством и церковью! Надо всем этим стоит конституция, и для церквей особенно важна включенная в нее в 1998 году 99-я статья: в ее первой части утверждается свобода религии, а вторая отделяет церковь от государства.

Договор между Латвийской православной церковью и государством до сих пор в силе. Честно скажу, они были типовые для всех конфессий. И один из пунктов гласит, что планируемые изменения в законодательных актах государство согласовывает с церковью. Большая часть его норм закреплена в специальном Законе о православной церкви. Он принимался не потому, что государство хотело что-то урегулировать, напротив, церковь, договариваясь с государством, хотела закрепить свой суверенитет и автономию. Соответственно, речь идет и о том, что государство с церковью договаривается о важных вещах. Это закон-договор, он исключителен в своем роде. При его разработке за столом переговоров сидели представители церкви, депутаты, юристы и проходили его пункт за пунктом. Например, к нему приложен план Валгундского монастыря. По приглашению ЛПЦ целая юридическая комиссия парламента в 2007 году поехала в Валгунде смотреть его, митрополит Александр лично показывал и доказывал, что этот монастырь имеет исключительное значение и должен быть отражен в законе.

Да, в нем нет такого пункта, что надо согласовывать отдельные инициативы. Но нынешние поправки идут вразрез с его принципом. Тут надо оговориться, что церковь ни по регламенту Сейма, ни по конституции не имеет права подавать поправки к законам. Поэтому другие – депутаты, президент и им подобные – должны услышать, что говорит церковь, и предложить законодательные инициативы. В 1998 году, когда вносились изменения в конституцию, шли дискуссии о свободе религии, и 99-я статья определенно предназначалась для защиты церковной автономии. Она реализуется по принципу "спроси у церкви".

– Почему же в такой спешке были приняты нынешние поправки?

– Пандемия COVID-19 и практиковавшаяся в то время удаленная работа подстегнула стремление депутатов "продавить" законы вопреки возражениям экспертов и оппозиции. Если год назад все были заняты борьбой с вирусом, то сейчас президенту и депутатам кажется, что война в Украине дает им карт-бланш везде усматривать угрозу национальной безопасности. Сейчас все панически боятся получить клеймо кремлевского агента. На этом, собственно, президент и законодатели и играют.

Это беспрецедентно: ЛПЦ ничего не просит, никаких решений не принимает, в понедельник президент страны выдвигает предложение, и уже в четверг в двух чтениях за один день этот закон принимают! И обязуют церковь в течение пары недель согласовать с ним устав. Затем церковь выходит с заявлением, которое можно трактовать так: мало ли что вы там решили, мы как молились, так и будем молиться.

Я узнал из СМИ, как проходило заседание парламентской комиссии, на которой рассматривались поправки. Оно транслировалось публично, и представитель церкви вышел в онлайн, однако связь почему-то не работала и его не было слышно. Президент и руководитель комиссии говорят, что церковь "информирована" и согласна. Но государство – в лице президента ли, спецслужб или минюста, не знаю кого – сделало ЛПЦ "предложение, от которого невозможно отказаться". Одна депутатка мне сказала: "Как я могла голосовать иначе? Я бы уже была политическим трупом".

– Приняли некачественный закон?

– Не некачественный, а антиконституционный. Этот закон, конечно, очень эффективен. Он решает вопрос, который не решался 30 лет: церкви давно нужно было отделиться от Москвы. Ладно, можно и так. Но я говорю не столько о православных, сколько о системной проблеме. Фактически сейчас для латвийского государства открыты безграничные возможности решать все по своему усмотрению. Мы все больше отдаляемся от конституции.

– Кто может оспорить эту поправку?

– Оспорить может и сама церковь. Но вряд ли она это сделает. Я знаю состав Конституционного суда и как эти судьи чтят авторитет Эгила Левитса. Думаю, они найдут аргументы, чтобы отклонить иск. Могут оспорить члены парламента. Но закон принят почти единогласно, поэтому они тоже не будут. Послевкусие этой ситуации будет очень горьким. Не знаю, как это отразится на церкви, но последствия не заставят себя ждать, потому что церковь богатая, могущественная, имеет влияние на людей – и на латышей, и на русских. И я не ручаюсь, что кто-то из верующих не подаст конституционный иск. Списывать всё на войну нельзя, это просто непорядочно. Когда-нибудь она закончится, и тогда выяснится, что церковь не сказала "да", – говорит Ринголд Балодис.

Изображение
Предстоятель Латвийской православной церкви митрополит Александр (Кудряшов)

Каноническую сторону дела Радио Свобода прокомментировал религиовед, главный редактор информационно-аналитического интернет-портала Credo.Press и приглашенный преподаватель Украинского католического университета во Львове Александр Солдатов.

– Как по-вашему, примет ли церковь решение государства? Потому что из ее официального заявления это не очевидно.

– Мне кажется, это уже понятно, потому что это короткое сообщение издано Рижским епархиальным управлением с благословения митрополита Александра и отражает, хоть и в обтекаемых, осторожных выражениях, его официальную позицию. Из него следует, что Латвийская церковь Московского патриархата является законопослушной организацией и принимает нововведения. Подчеркивается, что они не имеют канонического значения и что не церковь выступала их инициатором. Однако там дают понять, что сопротивляться не собираются, и это решение будет исполняться.

Все это не так просто ни с точки зрения канонического права, ни тем более с точки зрения позиции митрополита Александра. Дело в том, что в Московском патриархате его откровенно не любят и уже несколько раз пытались заменить на более молодого епископа. Хотя бы под тем предлогом, что он достиг предельного возраста, установленного уставом РПЦ для управляющих епархиями, – 75 лет. Понятно, что это особый случай, Латвийская церковь обладает некой самостоятельностью. Но вокруг этого начались дискуссии: нужно ли распространять на рижскую епархию общие правила РПЦ. Затем масла в огонь подлили публикации о каких-то компрометирующих фактах частной жизни митрополита Александра, о которых многим известно. И завершила картину публикация в 2018 году учетных каточек КГБ, из которых стало известно, что он являлся агентом под псевдонимом "Читатель". Планировался даже визит патриарха Кирилла в 2018 году. Визит не состоялся, так как не был согласован правительством Латвии, и митрополит Александр, насколько я слышал, тоже прилагал к этому некоторые усилия. Поэтому он, конечно, заинтересован в увеличении своей независимости от Москвы.

– В Латвии в 2019 году был принят закон о том, что церковными иерархами могут быть только латвийские граждане с не менее чем десятилетним стажем, и соответствующие изменения были внесены в устав. Так что такой угрозы уже не было и без нынешних поправок.

– Эти события 2019 года как раз и были реакцией на намерения Москвы. Так что, с моей точки зрения, они логически выстраиваются в одну цепочку, и это все гарантирует митрополиту Александру самостоятельность и неприкосновенность. С другой стороны, возникает двусмысленная ситуация, когда церковь будет исполнять государственный закон, но не будет считать, что это ведет к каким-то каноническим последствиям для нее. На каноническом уровне она будет оставаться частью Московского патриархата, но на уровне административно-юридическом, видимо, никаких распоряжений МП не будет исполнять. Это де-факто расширение независимости Латвийской церкви МП до уровня самостоятельности, которую имела, например, Украинская православная церковь МП до 27 мая (когда собрание епископов приняло решение о разрыве связи с Москвой. – РС).

– На что получает право ЛПЦ?

– Если моя мысль верна, то она получает возможность самостоятельно избирать епископов. До сих пор синод ЛПЦ выдвигал кандидатов, но их должен был утвердить синод в Москве. Потом, думаю, очень быстро встанет вопрос, не стоит ли вернуться в состав Константинопольского патриархата. Все-таки в истории Латвийской церкви был такой период до Второй мировой войны, и он был неканонически прерван: после вторжения Красной армии силовым путем ЛПЦ заставили вернуться в Московский патриархат. Тем более что в Латвии был конфессиональный конкурент, правда, не очень заметный и влиятельный – Латвийская православная автономная церковь, которая ставила вопрос о том, что нынешний статус ЛПЦ МП незаконный, неканонический, что Константинопольский патриархат ее не отпускал, и Латвийская церковь должна быть под Константинополем. Я думаю, что эту идею может перехватить теперь митрополит Александр.

– До сих пор он трепетно подходил к каноническим вопросам. А каково мнение клириков и верующих? Наверняка не все они хотят под Константинополь, в юрисдикции которого ЛПЦ провела всего пять лет за всю историю.

– До 24 февраля была совсем другая геополитическая ситуация. Чем дальше, тем членство в Московском патриархате становится токсичнее. Наступит рано или поздно такой период, когда и простые верующие, и клирики будут больше благоволить Константинополю, чем Москве. Потому что пребывание в Московском патриархате вызывает подозрения и политического характера, и нравственного. Константинопольский патриарх Варфоломей и другие предстоятели поместных церквей заявили, что позиция, которую занял патриарх Кирилл после 24 февраля, никак не может быть соотнесена с христианством, с элементарным исполнением заповедей Божьих. Зачем Латвийской церкви разделять эту ответственность? Так что мне кажется, тут нет альтернатив, это просто вопрос времени.

– А кто, по-вашему, будет инициатором перехода?

– Я отдаю себе отчет, что сам митрополит Александр вынужден сейчас плыть по течению, что он больше не является харизматическим лидером, предлагающим новые идеи. Я констатирую только, что он в нынешних геополитических условиях вряд ли будет против такого изменения статуса. Но выскажет ли он сам такое предложение или дождется, когда оно прозвучит среди духовенства или более молодых епископов, это вопрос. Так или иначе, соберется собор Латвийской церкви, на котором это будет обсуждаться, может быть, произойдет какое-то голосование. Но это не дело ближайших дней или недель. Я думаю, должно пройти несколько месяцев.

– А есть ли подобные исторические прецеденты, чтобы государственный закон регулировал статус православной церкви?

– Да, есть. Как только я прочитал законопроект, мне вспомнился случай из украинской церковной истории. Директория Симона Петлюры 1 января 1919 года приняла закон об Украинской православной автокефальной церкви. И, собственно, история современной украинской автокефалии начинается с этого закона. В Финляндии тоже, насколько я понимаю, статус православной церкви регулируется законом, и поэтому она в свое время тоже перешла из Московского патриархата в Константинопольский.

© Мария Кугель. Радио Свобода. 14.09.2022
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Митрополит РПЦ в Эстонии против патриарха

Сообщение FontCity » 12 янв 2023, 12:06

В Эстонии митрополита РПЦ обязали прокомментировать войну в Украине под угрозой лишения ПМЖ

Изображение
Митрополит Евгений

Входящая в состав РПЦ Эстонская православная церковь опубликовала ответ её предстоятеля, митрополита Евгения (Решётникова) на требование МВД осудить высказывания патриарха Кирилла о войне в Украине. Министр внутренних дел обещал внести предложение о лишении священнослужителя вида на жительство, если тот не осудит войну.

В тексте ответа, который в среду появился на сайте Эстонской церкви, говорится, что Эстонская православная церковь выступает против войны, опираясь на православное вероучение. Отмечается, что это уже указывалось в сообщении Синода 6 октября. "В связи с этим сообщаю, что я не разделяю слова Святейшего Патриарха Кирилла, произнесенные им в проповеди 25.09, об отпущении всех грехов военнослужащим, погибшим при исполнении воинского долга", – говорится в ответе Евгения.

"19 марта я присоединился к заявлению Совета церквей Эстонии, осудившему войну и призвавшему к прекращению военных действий. С тех пор моя позиция осталась неизменной", – подчеркнул священнослужитель. Министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс заявил, что удовлетворён ответом, передаёт Эстонское национальное телерадиовещание.

Требования МВД к митрополиту были отправлены в церковь в пятницу, 7 октября. Министр дал митрополиту срок в пять дней для ответа. "Мы должны быть уверены, что ни одна организация, в том числе религиозная, на территории Эстонской Республики не поддержит войну и дистанцируется от разжигания войны. Если она этого не сделает, то это означает противоположную позицию, а противоположной позиции ни у одной эстонской организации быть не может. Это напрямую вопрос безопасности", – цитирует его национальное телерадиовещание.

Во вторник в эфире Vikerraadio требование министра комментировал архиепископ Эстонской евангелической лютеранской церкви Урмас Вийлма. "Если государство начинает требовать от церквей мнения и высказывания не на основании закона, а руководствуясь сиюминутным контекстом, то, согласно нашей Конституции, думаю, это уже не будет той страной, где нет государственной церкви", – сказал он.

Патриарх Кирилл заявил на проповеди 25 сентября, что Православная церковь верит в прощение грехов исполняющим присягу воинам. Он не говорил, что это касается только воинов российской армии. Тем не менее это заявление противоречит православной традиции и традиционной трактовке вероучения.

В проповеди Кирилл назвал войну "междоусобной бранью" и заявил, что церковь молится "за скорейшее её прекращение". Ряд западных и украинских политиков обвиняют предстоятеля РПЦ в поддержке войны, он внесён в санкционные списки Великобритании. Однако он никогда не высказывался за войну напрямую.

СМОТРИ ТАКЖЕ:
Православие военного времени
Латвия обязала православную церковь отделиться от РПЦ
Великобритания внесла патриарха Кирилла в санкционный список

© Радио Свобода. 12.10.2022
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

ЛПЦ хочет автокефалию

Сообщение FontCity » 27 янв 2023, 16:48

Латвийская православная церковь просит РПЦ об автокефалии

Изображение
Латвийский митрополит Александр

Латвийская православная церковь (ЛПЦ) обратится к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой о даровании ей статуса автокефальной, то есть полностью независимой от РПЦ, церкви.

Решение об этом было принято 20 октября на соборе ЛПЦ, который прошёл в рижском Храме всех святых. Официального сообщения о решениях собора пока нет, однако о них сообщают латвийские СМИ Delfi и bb.lv со ссылкой на участников собора, мирян и священников. Утверждается, что из 161 делегата собора 160 было за обращение к патриарху и только один против.

Обращение к патриарху необходимо для того, чтобы выход из РПЦ был каноническим и не считался расколом, - отмечает Delfi.

8 сентября Сейм Латвии - на фоне войны в Украине - принял представленные президентом страны поправки к закону "О Латвийской православной церкви", согласно которым эта церковь должна стать полностью независимой от Московского патриархата. На следующий день появилось заявление ЛПЦ, в котором было сказано, что государство установило статус церкви как автокефальный и юридически независимый "ни от одного церковного центра, находящегося за рубежами Латвии", при этом подчёркнуто, что изменение статуса не меняет догматы веры и внутреннюю церковную жизнь.

Согласно закону, до 31 октября должны быть внесены соответствующие поправки в устав ЛПЦ. Как сообщается, они обсуждались 20 октября на соборе. Участники собора, которых цитируют латвийские СМИ, пишут о том, что сейчас "идёт канонический процесс утверждения самостоятельности нашей Церкви от Московской Патриархии".

В РПЦ в пятницу сообщили, что пока не получили официального обращения от Латвийской церкви. Ранее РПЦ осудила принятие закона в Латвии.

• Латвийская православная церковь получила статус самоуправляемой в составе РПЦ в 1992 году. В мировой православной традиции предполагается, что для признания автокефалии разрешение на независимость поместной церкви должна дать её материнская церковь, то есть в данном случае РПЦ.
• Власти Латвии, Украины и ряда других стран обвиняют руководство РПЦ в поддержке агрессии против Украины. Патриарх Кирилл неоднократно заявлял о "героизме" российских военных и о том, что в Донбассе идёт некая метафизическая борьба со злом, ряд священников и иерархов РПЦ открыто высказываются в поддержку войны.
• В 2019 году была провозглашена автокефалия Православной церкви Украины. Томос об автокефалии выдал не Московский патриархат, а Константинопольский. В РПЦ сошли эти действия расколом. Украинская православная церковь, которая после образования ПЦУ осталась самоуправляемой частью РПЦ, после российского вторжения в Украину заявила о своей независимости. Её статус в данный момент не определён - РПЦ не предоставляла ей автокефалию и в то же время не обвиняла в расколе.


СМОТРИ ТАКЖЕ:
Прочь от Москвы. Как Латвия "увела" ЛПЦ у патриарха Кирилла

© Радио Свобода. 121.10.2022
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Страсти по автокефалии

Сообщение FontCity » 27 янв 2023, 16:56

Латвійська православна церква звернулася до глави РПЦ Кирила за наданням автокефалії

Собор Латвійської православної церкви звернувся до патріарха РПЦ Кирила щодо надання церкві автокефалії. Про це повідомляється на сайті церкви в п’ятницю, 21 жовтня.

Изображение
Патріарх Кирило (Фото:REUTERS /EVGENIA NOVOZHENINA)

Собор підтримав внесення змін до статуту ЛПЦ і підписав звернення до Кирила про канонічне рішення статусу церкви.

За інформацією порталу bb.lv, делегати Собору розповіли, що прохання до Кирила про автокефалію "відправлять найближчим часом". Рішення підтримали 160 учасників Собору, проти виступив один. Як пише Delfi, звернення до Кирила потрібне, щоб вихід із РПЦ був канонічним і не вважався розколом.

Сейм Латвії 8 вересня терміново підтримав законопроєкт про незалежність Латвійської православної церкви від московського патріархату. Церква мала до 31 жовтня привести статут у відповідність до нових норм закону.

Законопроєкт ініціював президент Латвії Егілс Левітс. За словами глави латвійської держави, це дозволить відновити історичний статус ЛПЦ, а розрив зв'язків із московським патріархатом – важливе питання для латвійського суспільства, православних і нацбезпеки.

Читайте також:
«Церква війни». Ще один важливий крок Латвії
«Фактично релігійний тероризм». Як РПЦ в особі патріарха Кирила змішує мучеництво та вбивства українців - пояснює релігієзнавець
«Малий клоп, та смердючий». Як російські попи в Європі несуть ідеологію «русского мира» і коли «вистрелить рушниця» - релігієзнавець
«Я чітко вказав на злочини патріарха Кіріла». Глава ПЦУ Епіфаній про можливість засудження РПЦ світовим православ’ям

© New Voice. Ніна Григорська. 21.10.2022
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Война в Украине»