Судный день в трех религиях
Чем отличается описание Судного дня в иудаизме, христианстве и исламе?
Йом-Кипур (ивр. букв. День прощения или День искупления) или Судный день – день поста, покаяния и отпущения грехов. Однако, это не Страшный суд в понимании всех авраамических религий – день конца света, когда будут судимы и получат свое воздаяние праведники и грешники, а ежегодный, завершающий празднование еврейского Нового года пост, в который, как принято считать, Всевышний взвешивает поступки человека за минувший год и выносит решение о его судьбе в грядущем году. Поэтому в Йом-Кипур постятся и просят прощения за все свои грехи. И, хотя в этот день, выпадающий на жаркий сезон в Израиле, не пьют и не едят, а только молятся и каются, Йом-Кипур – праздник.
© Маурицио Готлиб: "Евреи, молящиеся в Йом-Кипур" (1878)
А что такое сам
Страшный суд – не ежегодный день искупления, а самый последний и окончательный, и как его понимают в трех авраамических религиях – иудаизме, христианстве и исламе?
Представления о Страшном суде в коллективной памяти человечества, как ни странно, старше самого Авраама и его последователей.
В
Древнем Египте считалось, что после смерти на одну чашу весов кладут сердце умершего человека, а на другую – перо Маат (истины), и если сердце оказывается тяжелее пера, ка (душа) человека обрекается на уничтожение, а если легче – обретает царство Осириса. Последний суд – классическое представление абсолютного большинства религий о первом и важнейшем этапе загробной жизни человека. Это, пожалуй, то, что объединяет представления авраамических религий о Страшном суде – последнем дне существования мира (или существования мира в прежнем виде), когда грешники будут осуждены, а праведники обретут вечное блаженство. Итак, как же более детализировано выглядит Судный день?
Канонические книги иудаизма, как ни странно, довольно скупы на описание всего, что находится за пределами человеческой жизни, что, кстати, создало хорошую почву для появления в эпоху Второго храма разных иудейских сект, например, саддукеев, отрицавших существование загробной жизни, как таковой. В самой Торе никаких ясных сведений о загробном мире и Страшном Суде нет вовсе; из более-менее ранних источников есть Книга Даниэля, в которой встречается фраза: «И пробудятся многие из спящих в земном прахе: одни — для вечной жизни, другие — на позор и вечное поругание».
Понятие ада (Гееном) в иудаизме есть, однако речь идет, очевидно, не о «вечных муках», как в исламе и христианстве, а о своего рода «чистилище». «И проведу… через огонь, и очищу их, как очищают серебро» (Захария, 13:9)
В I веке до н.э., когда иудейские теологические школы активно развивались, мудрецы постановили трактовать представления о Страшном суде и загробном мире следующим образом: «Три группы в день Суда: первая — совершенные праведники, вторая — законченные грешники, третья — «средние». Совершенным праведникам даруется жизнь в будущем мире и приговор немедленно утверждается. Законченные грешники приговариваются к наказанию Гееномом, и приговор немедленно утверждается, как сказано: «И пробудятся многие из спящих в земном прахе: одни - для вечной жизни, другие - на позор и вечное поругание» (Вавилонский Талмуд, трактат Рош-ха-Шана, 16б-17а).
Как выглядит Страшный Суд в представлении иудаизма?
Приход Машиаха (Мессии)-избавителя, воскрешение мертвых (именно поэтому умерших принято хоронить ногами в сторону Иерусалима), и, наконец, сам Суд, где каждый получит по заслугам. Впрочем, отличительная особенность иудаизма еще и в том, что все, что касается апокалипсических идей и жизни после смерти, окутано ореолом тайны: не сказано открыто, имеет несколько уровней понимания и связано с каббалистическими учениями, доступными единицам.
Христианство, как во многом «дочерняя» религия иудаизма, развило идеи о Страшном суде и загробном мире.
Поскольку воскрешение из мертвых (Лазаря, например, а затем и самого Иисуса) – один из главных столпов христианской религии, Книга Даниэля с его сакральной фразой о Судном дне и воскрешении стала фактически канонической у христиан. «Спасение», то есть спасение на Страшном суде, может быть достигнуто одним способом – верой в Иисуса Христа. Многие христианские святые и теологи дают довольно подробную картину самого Страшного суда и событий, предшествующих ему: «В первый день все моря поднимутся на пятнадцать локтей выше гор, на второй день все воды настолько погрузятся в пучины, что едва ли будут видимы, на третий день они будут восстановлены в их прежнее состояние.… На двенадцатый день все животные придут из леса и с горы на поля, рыча и не прикасаясь к еде, на тринадцатый день откроются все могилы с востока до запада, чтобы тела могли воскреснуть, на четырнадцатый день все люди покинут свои убежища, не понимая ничего и не говоря, но бросаясь туда и сюда, подобно безумным, на пятнадцатый день все умрут, и воскреснут с теми, которые умерли давно перед этим. Когда придет Христос для Суда, Он явится во славе из-за той власти и силы, которые надлежат Судье…» (блаженный Иероним Стридонский, IV век н.э.).
В Евангелии от Матфея написано: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (31:33). То есть, как и в иудаизме, первое, что происходит перед Страшным судом – приход Мессии. Только в христианстве это – Иисус, и это будет второе, а не первое пришествие.
В отличие от иудаизма, который предполагает возможность полного уничтожения души, с точки зрения христианства, душа бессмертна, и отправление в ад означает вечные муки. Помимо этого и личности Мессии, прочее схоже – воскрешение мертвых, суд над всеми людьми, праведниками и грешниками.
А что говорит о Судном дне
ислам, где этот день называется «Киямат»?
Ислам вобрал в себя догмы иудаизма и христианства, добавив собственные. Как и в двух других религиях, Судный день ислама предполагает воскрешение из мертвых и непосредственно суд. В качестве признаков наступающего Судного дня названы война двух огромных армий, появление тридцати лжепророков и, наконец, война мусульман с иудеями. Точное время наступление Судного дня неизвестно – так же, как в иудаизме и христианстве.
Что объединяет все эти представления?
Воскрешение мертвых; приход Мессии в иудаизме и христианстве; суд и воздаяние за поступки. Несмотря на различия в деталях, местами весьма существенные, основная идея – воздаяние по заслугам – остается общей, и это неудивительно, учитывая как общий корень представлений о Судном дне в авраамических религиях, так и общечеловеческие представления о том, что добро всегда побеждает зло, и грешники будут наказаны, а праведники – вознаграждены.
Хотя понимание добра и зла у всех разное.
©
Лея Костинская, «Детали». К.В.