Отношение церкви к войне

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4673
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Да войне!

Сообщение FontCity » 09 мар 2018, 09:46

Хорошо дрессированный «протестант»

Начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) по официальному приглашению от руководителя Администрации Президента РФ Антона Вайно присутствовал на совместном заседании палат Федерального собрания РФ, где Президент РФ Владимир Путин обратился с президентским посланием. По окончании епископ поделился своим впечатлением от речи главы государства:

Если говорить о второй части послания Президента, которое было посвящено достижениям оборонно-промышленного комплекса, то я смотрел на неё с точки зрения тринадцатой главы послания апостола Павла к римлянам. Там написано, что начальник – Божий слуга, который «не напрасно носит меч», но является отмстителем «в наказание делающему злое». Защищать свой народ, предпринимать все необходимое для того, чтобы никакая агрессия даже не состоялась, является частью обязанностей главы государства. Можно сожалеть о том, что современная реальность мировых отношений такова, что почти половину своей речи глава государства посвятил вопросам обороны страны, но с другой стороны, все мы понимаем, что это часть современной международной дипломатии. Иметь меч для защиты своего народа – прямая обязанность хорошего руководителя страны, и в этом аспекте Президент показал себя достойно».
https://www.cef.ru/infoblock/news/read/article/1456814

Изображение
Изображение

© Андрей Кураев, 2 марта в 19:09
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1041
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Беда пацифизма

Сообщение Holy Scripture » 10 июл 2018, 10:56

Устав и Евангелие

Русская Православная Церковь активизирует поиск консенсуса между первым и вторым

Изображение

Лев Толстой как-то в одном из своих произведений весьма красочно охарактеризовал наше официальное христианство, рассказав о гренадёре, изгонявшем нищего. На вопрос писателя читал ли тот Евангелие, бравый воин победоносно отрапортовал: «А ты воинский устав читал?» Проблема миротворчества и раньше в официальной церкви была далеко не ключевой, а в последние годы и вовсе ушла на задворки церковной повестки дня. Более того – стала подвергаться всё большему ревизионизму. Вплоть – до коренного переосмысливания одной из заповедей Христа «Не убий». Этим, собственно, сегодня активно занимается официальные толкователи РПЦ. В частности – в подведомственных патриархии российских СМИ.

Одно из наиболее влиятельных из них недавно задалось вопросом: «Можно ли считать христианскую святость близкой к пацифизму?» Ответ категоричный: «Нет, нельзя». И далее на нескольких страницах – настойчивое растолкование, отчего миротворчество сегодня в РПЦ рассматривается, как грех. «Пацифизм желает доброго, – признают благо миротворчества современные идеологи РПЦ и тут же идут на него в атаку – однако переоценивает свою способность влиять на нравы. Это род самообмана и преднамеренного введения в заблуждение других. Остров ненасилия не может существовать в море человеческой страстности. Пока история движется, народы будут продолжать иметь дело с войной».

Короче: Иисус бы неправ, одарив человечество ключевой заповедью «Не убий». Ибо пока история идёт вперёд, невозможно не убивать. Так, во всяком случае, сегодня настроена российская церковная иерархия. Убивать направо и налево, конечно, утверждает она, нехорошо. Тут с Христом не поспоришь. Это – грех. Хотя в некоторых случаях, считают в РПЦ, вовсе даже и благо. Например, в «профессиональной деятельности». То есть – на войне, что ведется своим отечеством. Где, как – неважно. Главное – что ведется нами. И дают массу сносок с цитатами насчёт того, когда «убивать – не грех».

Впрочем, в Евангелие указаний на тот счёт, что «убивать – не грех», найти проблематично. Убийство там – грех и точка. Без комментариев. Те появились много позже. И появляются по сей день. Особенно, почему-то активизируются там, где ведутся наиболее «справедливые», «освободительные» и «гуманитарные» войны.

***

Следует признать, что РПЦ сегодня не только усилила антипацифистскую пропаганду как таковую, но с ещё большим энтузиазмом принялась критиковать одного из главных её носителей – Льва Николаевича Толстого. Его «непротивление злу» (и вообще, надо полагать, ключевые места «Войны и мира» о нечеловечности любых войн) всё ещё у РПЦ вызывают сильную изжогу и, нет-нет, да и удостоятся в «православных» СМИ очередной отповеди, вроде недавно обнаруженной в одном из подведомственных РПЦ журналов: «Учение графа Толстого посеяло горькие плевелы несогласия и революционных исканий. Недаром предводитель большевиков В. Ульянов-Ленин именовал Толстого «зеркалом русской революции».
Миротворчество, стало быть, ведёт к революции, считают наши непримиримые клирики, гражданской войне и далее прямиком в ГУЛАГ. В оном, следуя логике нынешних идеологов церкви, повинен и самый авторитетный российский пацифист – «граф Толстой». Не будь Толстого, толстовцев и иже с ними пацифистов, глядишь и последующей разрухи с уничтожением десятков миллионов жизней в стране бы не произошло – так получается. Следовательно, пацифисты – враги. Даже такие всевидящие и глубоко верующие, как Лев Николаевич.

Есть за что на церковно-властном олимпе оного ненавидеть. Особенно в контексте нынешних борений за цементирование главнейших из заявленных отечеством скреп – скрепы безопасности, скрепы борьбы с внутренними и внешними врагами. Не будь их – всё может в стране рассыпаться. Война – это спасение. Миротворчество – смерть. И мысли крупнейшего из его носителей – Льва Николаевича Толстого – в современной воцерковлённой России, или огосударствлённой церкви, тоже никуда не годятся. А мысль простая: «Война такое несправедливое и дурное дело, что те, которые воюют, стараются заглушить в себе голос совести».

***

Российская власть (и церковная – не исключение) понимают миротворчество скорее, как одержанную в войне победу, как замирение с поверженным. Но не как упреждение войны и ограничение милитаристской риторики. Мир у нас понимается более, как послевоенная сущность. Без настоящих войн не может быть и настоящего мира. Приведённые выше цитаты из современных «воцерковлённых» изданий подтверждают этот тезис: «Пока история движется, народы будут продолжать иметь дело с войной».

Угрозы – питательная среда нынешней власти (и светской и несветской). Власть живёт ими и их неустанным воспроизводством. Пугая граждан (мирян), а заодно и самою себя. Зная при этом, что большинство угроз являются ложными. Но без постоянной подпитки ими сконструированный госмеханизм отказывается работать. Для поддержания его в работоспособном состоянии нужны страхи. Нужны враги. Нужна мобилизация. Нужен агрессивный телевизор. И – никакого пацифизма. Миротворчество – в лучшем случае блажь, в худшем – измена.

Интересно, что за всё время существования Нобелевской премии Мира наши соотечественники удостаивались её лишь дважды. Это – Сахаров и Горбачёв. При этом американцев среди Нобелевских миротворцев было 17, англичан – 11. Понятно, что ни одного представителя РПЦ среди лауреатов Нобелевской премии Мира тоже нет. Хотя представители других конфессий в лауреатском списке присутствуют.

Самое печальное, что милитаризмом сегодня в России усиленно инфицируют молодое поколение. Учеников записывают в кадеты, в казаки, в курсанты, в юнармию. По линии епархий учреждаются секции рукопашного боя и т.д. На концерте в Кремле по случаю 23 февраля наряженные и напомаженные «юнармейцы» бойко пританцовывали в костюмчиках цвета хаки, щеголяли в модных берцах и распевали в присутствии президента нечто воинственно-льстивое, закончив в итоге наскоки на весь «неправильный» мир такими словами: «немецкий я б выучил только за то, что им разговаривал Путин». И верно: в русле нынешней антимиротворческой пропаганды ни по каким другим признакам нельзя признать «нужность» не только того или иного языка, но и целых стран.

***

Думаю, и две тысячи лет назад тезисы о непротивлении злому, не убий, не укради, не прелюбодействуй выглядели, как сегодня многие у нас считают, «мутными» и трактовались как «информационный вброс». Бдительные и несомненно максимально патриотически настроенные современники носителя «провокационных» мыслей вовремя разоблачили опасного смутьяна и проинформировали «наверх». Дабы тамошние «отцы нации» разобрались и приняли меры для обеспечения «безопасности державы». «Провокацию» удалось пресечь. Всем известным способом – с помощью распятия. Но – лишь на время. Хотя – и довольно продолжительное…

Евангелие не уголовный кодекс. И – не административный. Не усвоивших Нагорную проповедь в тюрьму не упекут. Выговора не объявят. От должности не отлучат. Премию за выслугу лет не урежут. Не исполняешь безусловно заповедей – грешник, только и всего. «Делов-то на копейку…» Но люди кипятятся и убеждают окружающих (а главным образом – себя, свою совесть), что убивать – не грех. Или так: «убивать – грех, но в случае…», «воровать – грех, но в случае…», «изменять жене (мужу) – грех, но в случае…».

Чего так трястись за свою безгрешность в чужих глазах, если в своих собственных ты выглядишь святым? Заповедям Христовым раньше явно не хватало эластичности, и вот она, наконец, пришла, и всё встало на свои места. То есть, если ситуация сложится таким образом, что заповедям этим лучше быть не такими, а этакими, то они будут этакими. Вот и вся проблема.

«Счастливы миротворцы, потому что они будут названы сынами Божьими», – зачем это сказал Иисус Христос, никто не знает. И с каждым часом незнание это в российских реалиях обретает силу аксиомы. Аксиомы не доказывают. Их берут целиком, как есть, неотёсанными и кладут недоказанными в основу, в фундамент. А фундамент сегодня в стране простой – безопасность державы. Которую повсюду окружают враги, стремящиеся нас уничтожить. Для тех, кто в это свято верит (смотрит телевизор) – это настоящее испытание; для тех, кто это придумал (контролирует телебашни и всё остальное в стране) – бизнес.

Защита Родины, отечества и ощетинившийся на соседние и дальние страны милитаризм – не одно и то же. Защищают Родину, семью, окружающий тебя мир, но не министерства, не партии, не идеологов этих партий, не политкомментаторов, клюющих с руки у этих партий и делающих всё возможное и даже невозможное, для того, чтобы количество пострадавших (физически, а главным образом – умственно) в рядах защитников этих державных муляжей было как можно больше. Именно – мёртвых, но опасных муляжей, но никак не самой Родины. Как человек в случае чего собирается защищать то, что ему больше всего дорого – это дело его чести, совести и веры.

© Алексей Мельников, Калуга. Континент, 05.07.2018

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1041
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Война за Христа?

Сообщение Holy Scripture » 27 июн 2019, 13:35

О ЕРЕТИКАХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЙНАХ

Как часто бывает, что два государя или короля выступают друг против друга и сражаются, как они говорят, за истину. И каждый имеет при себе своего полкового проповедника. И проповедники эти возвещают отнюдь не Христа - ибо тогда они должны были бы проповедовать веру, а если веру, то и жизнь Христову, а если жизнь Христову, то и речи не могло бы быть ни о какой войне и смертоубийстве ради временных благ, а уж тем более ради веры. И ни та, ни другая сторона не может молиться «прости нам долги наши (Мф. 6, 12)» - ибо какое прощение грехов там, где убивают врагов.

Также ни с той, ни с другой стороны никто из них не может достойно причаститься Вечери Господней. Тем не менее все они проповедуют, молятся, причащаются - и всё это против Христа; потом выходят они друг против друга и сражаются, не во имя Христово, но во имя того, кто натравил их друг на друга. О том, куда они все попадут, нужно бы им хорошо поразмыслить - хотя невозможно убедить мир сей, что всё это против Нового Завета и жизни Христовой. Что не удаётся совершить против Христа на поле брани, то соделывается рукою начальства в неразумной ревности по благочестию, когда оговаривают, изгоняют и казнят еретиков. Но и тут хотят защищать веру насилием, не имея веры.

Посмотри, что предпринимали наши псевдо-евангелисты все эти годы. Они стремились отстоять свою веру силою, и если бы у них было войско, они несомненно пустили бы его в ход. Папа преследует лютеран, лютеране изгоняют папистов, кальвинисты гонят последователей Флация, а те, в свою очередь, кальвинистов и синергистов... и нет сему конца. О! если бы все мы пали на колени пред Богом и исповедали друг перед другом грех нашей собственной слепоты, того, что мы совсем отпали от веры и от жизни Христовой!

Может быть, это помогло бы нам... Но поскольку каждый живёт своим умом, отвергая краеугольный камень (Пс. 117, 22), то и из этого ничего не выйдет; мы делаем только то, что нам угодно. Как сорняк выполет другой сорняк? Ничего доброго не выйдет из такой прополки ни для кого, если не займётся ею тот, кто имеет Духа Христова. А тот, кто Христов, не изгоняет еретиков. Ибо если какой-нибудь еретик будет изгнан из своей страны, он бежит в другую - и там найдёт он христиан, как и здесь, потому что Церковь не ограничивается какой-то одной страной, и она не есть некое видимое сообщество. К тому же ещё нужно выяснить, кто именно является еретиком. Боюсь, что еретик как раз тот, кто призывает преследовать, изгонять и казнить других, ибо тем самым он явственно обнаруживает перед всеми, что не принадлежит стаду Христову, ибо он поступает не как агнец, но как медведь или волк.

© Вайгель Валентин

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4673
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Иннокентий Смоктуновкмй о войне

Сообщение FontCity » 16 май 2020, 23:11

• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4673
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Нет войне!

Сообщение FontCity » 20 фев 2021, 11:10

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ СЛУЖИТЬ В АРМИИ: СПОР СО СВИДЕТЕЛЯМИ ИЕГОВЫ И ХАСИДАМИ

Конечно, можно и нужно спорить об идеях, даже если носитель идей в тюрьме, а ты на свободе.
Если он в тюрьме и ты в тюрьме, понятно, что можно спорить - и сколько спорили ссыльные и заключённые, и правильно делали. Спор - часть политической речи, образования и самообразования.
Вот Свидетелей Иеговы репрессируют так, как диссидентов не репрессируют - по 6-7 лет концлагеря. Что же, с ними теперь спорить нельзя?
(Здесь, кстати, один из источников идолопоклонства. Если все твои политические идеи сводятся к надежде на Дядю, то ты неуязвим для спора. Дядя на свободе - нельзя отвлекать его, он занят, не говорите под руку. Дядя лишился свободы - нельзя с ним спорить, он же не может ответить.)
Главное, за что репрессируют Свидетелей Иеговы - принципиальный отказ от службы в армии. В 1920 годы наследники Ленина селектировали верующих: требовали от всех служить в армии, кто не соглашался - сажали. Именно тогда протестанты пошли на компромисс: вычеркнули отказ от армии из числа общих идей. Пусть каждый сам решает, служить или не служить. Свидетели Иеговы на это не пошли.
Только всё-таки Свидетели Иеговы не пацифисты и даже не миротворцы. Они всего лишь буквалисты. Сказано в Евангелии не кляться - значит, нельзя и военную присягу давать.
Не выполнены условия, при которых можно убивать.
Убивать можно, этого Свидетели Иеговы не отрицают. На войне - святое дело, ведь вон в Библии сколько героев с мечами. Но - при соблюдении всех условий.
Точно такая же позиция у современных фанатиков от иудаизма, сосредоточенных в Израиле (в США совсем другой иудаизм). Нельзя служить в армии Израиля, потому что эта армия недостаточно религиозной страны. Армия Бога заменяет, а армия должна Богу служить.
Так вот: в армии нельзя служить просто потому, что в армии нельзя служить. Армий быть не должно. Не должны быть войн.
Не должно быть и смертных казней, и обычных убийств, но с этим вроде бы понятно, армия же кажется допустимым.
Нет.
С религией и с атеизмом, с присягой и без присяги, с издевательствами над новобранцами и без, открытая для геев и трансгендерной и закрытая, - армии быть не должно. Вообще.
Это не теорема, которая нуждается в доказательствах.
Это аксиома, из которой надо исходить при решении любых проблем.
Ну что поделаешь, не должно быть армии! Не мы такие, жизнь такая - несовместимая с армией, войной и смертью. Она же жизнь.

© Священник Яков Кротов · 12 февраля, 09:15
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4673
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Аполитичность Свидетелей Иеговы

Сообщение FontCity » 20 фев 2021, 11:14

СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ, ФАШИЗМ, ПАЦИФИЗМ

Я довольно плохо знаю вероучение Свидетелей Иеговы (хотя, думаю, лучше, чем они - Православие, но у нас и конструкция сложнее). Спешу исправить ошибку - по мотивации их отказа от армии.
Меня отчасти извиняет то, что я не один такой. Например, во вполне академической польской статье утверждается, что СИ в Польше освобождены от военной службы, потому что они все священники, а польское законодательство освобождает духовенство от армии. Возможно, юридически это так оформлено, но негаттивное отношение СИ к армии имеет совершенно другие причины.
Во время Первой Мировой войны некоторые СИ даже служили в армейских госпиталях (при этом не приносили присяги, что для них было важно). Устоявшегося, общеобязательного отношения к армии не было, хотя большинство СИ считало обязательным, прежде всего, нейтралитет в политике. А вот это означало отказ от службы в армии.
Политический нейтралитет выводится из «кесарю кесарево». Но ведь «кесарю кесарево» лишь о том, что надо платить налоги. Ответ на конкретный вопрос. Кстати, ответ очень сильно политизированный, ведь налоги платились оккупантам. Ответ шутливый - попалась монета с профилем кесаря, но ведь были монеты и без этого профиля, шекели Тира с орлом на одной стороне и божеством Мелькартом на другой - что ж, деньги птичкам бросать? Или нести в храм Мелькарта?!
Ко Второй Мировой войне СИ уже значительно развили идею неучастия в политике и отказа служить в армии. Они не считали себя пацифистами, поскольку сохраняли идею «духовной войны» - «наша брань не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесных».
Например, 8 июня 1941 году гестапо арестовало в Брюсселе Леона Флорена {Floryn), одного из двух тысяч бельгийских СИ. Он родился 17 марта 1901 года, говорил на французском и фламандском. При нём было два чемодана с литературой СИ. Его избивали железным прутом, требуя назвать имена единоверцев. После нескольких дней отдыха Флорен уступил и обещал назвать одно имя. И назвал, сказав: «Меня зовут Флорен, а не Иуда».
18 ноября 1942 года Флорен был доставлен в концлагерь в Эльзасе Еацвейлер-Струтхов (фотография из его бумаг). У него изъяли, кстати, брошюру "Фашизм и свобода" - это антифашистское выступление 1938 года Джозефа Рузерфорда, лидера СИ.
Потом Флорена переводили в Дахау, а конец войны он встретил в Суделфельде. Его жена Мари Флорен-Херналстеен была отправлена в Равенсбрюк. Она была в одном бараке с 12 Свидетелями из Польши, Германии, Нидерландов. Они отказались, рискуя жизнью, шить амуницию для немецких солдат. В сентябре 1944 её перевели в концлагерь Санкт-Лампрехт, лагерь с Маутхаузеном.
Их сын Целестин остался у 65-летнего дедушки, как раз пошёл в школу. Он отказался салютовать флагу, петь государственный гимн и участвовать в обязательных уроках католического вероучения. Учитель часто заставлял Целестина становиться на колени перед классом и держать тяжёлую книгу на втянутых руках, а ученикам разрешалось над ним смеяться и издеваться. Неудивительно, что одноклассники однажды его раздели догола и избили.
И после войны большинство бельгийских отказников от армии были Свидетели Иеговы. Справедливости ради, надо упомянуть Жана Ван Лере, примо-католика, и не просто примо-католика, а очень активного примо-католика. 10 октября 1949 года его арестовали за уклонение от призыва, но довольно быстро выпустили. Его семь раз вот так арестовывали и выпускали, потому что он написал брошюру «Почему я отказываюсь быть солдатом», и дело попало в газеты, начались дискуссии, ему очень симпатизировали. В 1952 году его послали на три года в шахты, но через полгода погнали оттуда как «потенциального подстрекателя». В конце концов в 1953 году военный министр отправил его в «бессрочный отпуск».
Свидетелей Иеговы в Бельгии ещё долго сажали за отказ служить в армии, счёт шёл на десятки человек. Целестина Флорена вместе с другими осудили на сельскохозяйственные работы.
В 1963 году двое римско-католических священников в знак солидарности с отказниками заявили, что не будут участвовать в военных сборах. Их и призывали-то всего на несколько недель как резервистов. Епископ был в ярости, но договорился с военными, что парней освободят от сборов. Цепная реакция солидарности, однако, началась.
В итоге в 1964 году в Бельгии был принят закон, позволяющий не служить в армии, если этого не допускают убеждения. Но Свидетелям Иеговы ещё долго приходилось туго, потому что закон заменял службу в армии «альтернативой», то есть, в учреждениях, работающих на армию, а СИ на это не соглашались. Вполне «гражданская» альтернатива была установлена лишь в 1969 году.
Так закончилась история, начавшаяся в 1933 году, когда военный министр предложил принять закон, запрещающий любую пацифистскую пропаганду. В знак протеста анархисты Лео Кэмпион и Марсель Дьё вернули свои военные билеты, были немедленно арестованы и провели полтора года в тюрьме.
А как же понимать "кесарю кесарево"? Я думаю, смотря какой кесарь. Убивать нельзя по любому, армий не должно быть по любому, а всё остальное по обстоятельствам. Заниматься политикой - не блажь, не привилегия, а просто разновидность гигиены. Аполитичность это как зубы не чистить, а потом удивляться, почему у тебя кариес и проблемы с желудком.
О бельгийской истории см.: Jehovah's Witnesses in Europe: Past and Present Volume I/1. P. 20.

АПОЛИТИЧНОСТЬ И ЕЕ ПРЕДЕЛЫ

Аполитичность Свидетелей Иеговы плоха не тем, что она аполитичность, а тем, что она непоследовательная аполитичность. Против Гитлера они выступили, против Путина не выступили.
Хорошо известны слова Нимёллера: когда пришли за Свидетелями Иеговы, я молчал. Но Свидетели тоже ведь молчали, когда убивали коммунистов и католиков. 25 июня 1933 года на съезде в Берлине 7 тысяч делегатов приняли обращение со словами: «Наша организация никоим образом не политическая». Через три дня нацисты захватили офис СИ в Магдебурге, Свидетелей начали увольнять с работы и арестовывать.
9 февраля 1934 года Джозеф Рузерфорд обратился с Гитлеру с письмом:
«Во имя Иеговы Бога и Его помазанного Царя, Христа Иисуса, я требую, чтобы вы приказали всем чиновникам вашего правительства, чтобы свидетелям Иеговы в Германии разрешили мирно собираться».
Всего-то? Мирно собираться, а что там за трубы в Освенциме трубятся, не нашего ума дело?
Рузерфорд даже установил дату: 24 марта, после которой обещал поведать миру о гонениях на СИ.
Гитлер только взъярился пуще прежнего.
Три года Свидетели крепились, но в 1938 году всё же обратились к общественности. Как написано на их официальном сайте, из любви к ближнему. Предупредить: "Мы считаем тоталитарное правительство … порождением Сатаны, которое призвано заменить царство Божие".
Бинго! Вот что такое политика - это одно из проявлений любви к ближнему! Включая любовь к врагу.
2 октября 1938 года Рузерфорд произнёс речь «Фашизм или свобода». Признаться, она сильно уступала папскому обличению нацизма ("С великой скорбью"). Вся вина приписывалась лично комраду Гитлеру: «Простые люди Германии любят мир. Дьявол поставил у власти Гитлера».
Свидетели Иеговы не защищали ни геев, ни цыган, ни римо-католиков, ни социал-демократов. Единственное исключение они сделали для евреев, потому что «они некогда были людьми завета Иеговы, носят имя Иеговы, и потому что Христос Иисус был еврей». Это довольно слабая аргументация. Очень религиозная и очень слабая.
Не стоит преувеличивать и "сопротивляемость" Свидетелей Иеговы. Есть "городской миф", родившийся из одной фразы Франкла о том, что в концлагерях больше выживали люди с идеей - католики, коммунисты, Свидетели Иеговы. Франкл вовсе не имел в виду, что это были несгибаемые рыцари. Он всего лишь имел в виду, что наличие идеи удерживало от самоубийства и уныния. Комендант Освенцима Гесс в мемуарах вспоминал, как начинал с охраны именно Свидетелей, и отмечал, что среди них немногие проявляли стойкость, а большинство отрекались от своих взглядов ради обретения свободы. Самого-то Гесса не пытали, приговорили к смерти, не ставя перед возможностью предательства и отречения. Дали возможность перед повешением исповедоваться римо-католическому патеру-поляку. Набожный... Господи, какие же мы все...

© Священник Яков Кротов · 13 февраля, 08:08
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Церковь и гражданское общество»