Церковь и власть

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Власть и церковь

Сообщение FontCity » 23 июн 2013, 11:00



Покажите мне такую страну, где славят тирана,
Где победу в войне над собой отмечает народ.
Покажите мне такую страну, где каждый - обманут,
Где назад означает вперёд и наоборот.

Не вращайте глобус - Вы не найдёте.
На планете Земля стран таких не отыскать.
Кроме той роковой, а которой вы все не живёте.
Не живёте, потому что нельзя это жизнью назвать.

Покажите мне такую страну, где заколочены храмы,
Где священник скрывает под рясой КГБ-шный погон.
Покажите мне такую страну, где блаженствуют хамы,
Где правители грабят казну, попирая закон.

Не вращайте глобус - Вы не найдёте.
На планете Земля стран таких не отыскать.
Кроме той роковой, а которой вы все не живёте.
Не живёте, потому что нельзя это жизнью назвать.

Покажите мне такую страну, где детей заражают,
Где солдат заставляют стрелять в женщин и стариков.
Покажите мне такую страну, где святых унижают,
Где герои - ветераны войны - живут хуже рабов.

Не вращайте глобус - Вы не найдёте.
На планете Земля стран таких не отыскать.
Кроме той роковой, а которой вы все не живёте.
Не живёте, потому что нельзя это жизнью назвать.

Нельзя!

© Игорь Тальков: «Глобус»
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Церковь и Российская Академия Наук

Сообщение FontCity » 04 июл 2013, 10:20

Чаплин предлагает проверять начальников РАН на дееспособность

Глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин предлагает ввести критерии дееспособности руководителей науки. Об этом сообщает РИА Новости.

«Мы с вами прекрасно знаем, что часто ключевые должности в академических институтах занимают люди, которые годами нигде не появляются, не выступают, не имеют научных публикаций, люди, которых вряд ли можно назвать действующими учеными и уж тем более - действующими руководителями. Эта проблема есть, и игнорировать ее нельзя», - отметил Чаплин.

Изображение

27 июня было объявлено о реформе системы госакадемий. Законопроект предусматривает ликвидацию трех организаций - РАН, РАМН и РАСХН. На их основе создадут общественно-государственную организацию «Российская академия наук». Управление имуществом будет передано в новое госагентство. Законопроект вызвал недовольство ученого сообщество, тем не менее, 3 июля он был принят Госдумой в первом чтении.

© Телеканал «ДО///ДЬ», 09:02 04 июля 2013


Президент Владимир Путин не поддержал президента Российский академии наук Владимира Фортова. Законопроект о реформе РАН будет принят в двух чтениях до окончания весенней сессии, как бы не протестовали учёные.


РПЦ предлагает установить для ученых критерии дееспособности, Газета.ру, 04.07.2013, 08:14


P.S. Интересно, кто такой Чаплин, чтобы давать Президенту советы о реформе Академии Наук? Не менее любопытно, когда учёные предложат проверить на дееспособность иерархов РПЦ и лично товарища Чаплина?
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Реформа РПЦ

Сообщение FontCity » 06 июл 2013, 22:20

Избавить от несвойственных функций

Правительство Российской Федерации внесло в Государственную думу законопроект о реформировании Русской Православной Церкви, который предусматривает масштабную структурную реорганизацию РПЦ и передачу части её функций государству. Проект вызвал массовое возмущение духовенства по всей стране: во многих городах священники выходят на митинги и требуют немедленной отставки правительства. Тем не менее Госдума намерена принять закон в кратчайшие сроки.

Изображение
Патриарх Кирилл в МГУ. © Фото пресс-службы РПЦ МП

Проект правительства разрабатывался в обстановке секретности - до прошлой недели о нем не знали ни представители общественности, ни сама РПЦ. Комментируя закон, премьер-министр Дмитрий Медведев заявил: «Реформа Церкви назрела давно, доказательством тому могут служить многочисленные громкие скандалы, возникающие в последнее время вокруг РПЦ. Одна из главных претензий общества к Церкви - это её хозяйственная деятельность. Кое-где епархии стали настоящими бизнес-структурами. Новый закон позволит избавить Церковь от несвойственных ей функций управления имуществом и сконцентрироваться на духовной работе».

Правительственный проект, в частности, предполагает создание при исполнительной власти специального федерального агентства, которое будет управлять всем имуществом, принадлежащим Церкви - в первую очередь речь идет о многочисленных зданиях и землях, используемых РПЦ и её дочерними структурами. Сами священники при этом фактически отстраняются от реального управления делами епархий: за ними остается только духовная функция - проведение служб, обрядов, выступления с проповедями.

Внесение законопроекта произвело эффект разорвавшейся бомбы. Священники, еще недавно лояльные российским властям, выступили с резкими заявлениями, направленными против первых лиц государства. Так, Екатеринбургская митрополия подготовила письмо к президенту Владимиру Путину и председателям обеих палат парламента, в котором раскритиковала правительственный законопроект и потребовала немедленной отставки премьер-министра Дмитрия Медведева. Подобные заявления были приняты и в других епархиях. В Санкт-Петербурге клирики одного из храмов призвали предать Медведева и всех членов правительства анафеме.

С критикой законопроекта выступил и патриарх Кирилл, который назвал реформу «преступлением и фактическим убийством РПЦ, которая всегда была одной из главных опор нашего государства». После этого заявления Кирилл встретился с президентом Владимиром Путиным. Путин подтвердил намерение руководства страны провести реформу РПЦ, но пообещал назначить Кирилла по совместительству главой федерального агентства, которое будет распоряжаться церковной собственностью.

В день принятия законопроекта возле Государственной думы прошел протестный Крестный ход: священники пронесли вокруг парламента изображение распятого Христа, причем на кресте были начертаны буквы «РПЦ». В самой Госдуме также не было единства мнений по поводу закона: например, против его принятия выступил профильный комитет по делам религиозных организаций. «Реформа церкви нужна, но не в том виде, в котором её предлагает правительство, её принимать нельзя», - заявил с думской трибуны глава комитета Ярослав Нилов.

Фракция «Единая Россия» тем не менее объявила, что поддержит закон. «Реформа позволит нашему государству совершить прорыв в духовной сфере. Конечно, многие положения закона требуют обсуждения, но лучше делать и ошибаться, чем не делать ничего. Давайте примем закон, а потом посмотрим, как он будет работать», - заявил представитель единороссов.

Правительственный законопроект буквально расколол общество. Многие политики и общественные деятели также раскритиковали реформу, назвав её очередной попыткой государства установить монополию во всех сферах жизни страны. Впрочем, были и те, кто обратил внимание на странности в поведении руководства РПЦ. «Когда государство преследовало оппозиционных политиков и даже простых граждан, Церковь молчала. Теперь же, когда под угрозу поставлена церковная собственность, они вдруг резко сами стали оппозиционерами. Нет ли здесь лицемерия?», - задаются вопросом блогеры.

Наконец, со своим комментарием выступила и Российская Академия Наук, которая целиком и полностью поддержала правительство. «Реформа РПЦ необходима. Многие церковные деятели давно уже потеряли свой духовный авторитет, превратившись в обычных чиновников в рясах. Полагаем, что нам надо подумать о том, чтобы ввести какой-то критерий для отбора священников - в первую очередь интеллектуальный. Это могут быть какие-то экзамены или тесты. Нужно серьезно обсудить этот вопрос», - заявил один из вице-президентов РАН.

Несмотря на бурное общественное обсуждение, Госдума не намерена затягивать принятие законопроекта. Ожидается, что во втором, самом важном, чтении он будет принят уже до конца весенней сессии. Но даже окончательное принятие закона, скорее всего, не снизит градус дискуссии.

***
Внимание! Всё написанное в этой статье - неправда. Правда получится, если заменить РПЦ на РАН, а священников на ученых. Но менять священников на ученых в нашей стране никто не собирается. Скорее уж наоборот.

© Алексей Шабуров, информационное агентство "Политсовет", 5-07-2013, 12:30
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Проект «Русский мир»

Сообщение Holy Scripture » 24 июл 2013, 07:07

Кремль устал строить «православную цивилизацию»

Владимир Путин не скрывает своего охлаждения к православию, а «Русский мир» превратился в проект патриарха Кирилла

Чем меньше искреннего содержания в речах или событиях, тем больше в них пышности, тем больше движения и имитации жизни. Праздник, придуманный пять лет назад президентом Виктором Ющенко как праздник украинской церкви, как истинно киевское событие, ныне имеет к Киеву лишь некоторое отношение. Потому что в интерпретации его нынешних устроителей - это праздник всея Руси, давно выросшей из киевской колыбели. Сценарий празднования написан в Москве - даже его «государственная» украинская часть там сверена и утверждена. Там же начнутся и торжества, оттуда же стартует «крестный ход» праздника по городам и весям мифического «Русского мира». С заездом в Киев - для торжественного молебна. Столица Украины, таким образом, перестала быть местом праздника, а крещение превратилось в повод для шествия главы РПЦ по «владеньям своим». Шествие предполагает максимальную поддержку массмедиа. Привыкшему жить в медиапространстве населению «владений» за истину попробуют выдать картинку о том, что братство и единство таки наличествуют и гарант их - лично патриарх Кирилл. Однако, увидев по ТВ, как глава РПЦ утверждает единство некогда «великой страны», подшивая под нее церковную канву, не следует спешить с выводами. Может статься - патриарх Кирилл борется скорее за единство РПЦ, подшивая под нее сильно обтрепанную, но местами еще вполне пригодную к использованию канву «братства народов».

Изображение
© PHL

А ведь еще лет пять назад «Русский мир» был молодой, интересной и обсуждаемой идеологией. Он был нужен России - и в смысле внешнем (как миссия, оправдывающая ее политическое вмешательство в дела соседей), и в смысле внутреннем (как идея, объединяющая Россию в ее исторической миссии вырастания в «православную цивилизацию», альтернативу западной, как бы загнивающей и умирающей от моральных язв). Церковная миссия и государственная политика дополняли друг друга. Кто бы мог подумать, что всего за несколько лет эта симпатичная картинка так выцветет? Что такая перспективная идея, как «Русский мир», о которую с охотой ломали копья и сторонники и противники, вокруг которой громоздили свои «цивилизационные проекты» геополитики, политтехнологи и прочие говорящие головы, окажется смешной и ненужной? Причем не миру, не «братским народам», а в первую очередь самой России? А внутри России - в первую очередь ее руководству, которому в последнее время идея «осажденной крепости» и «врагов кругом» подходит куда больше. Так российская власть оказалась не союзником патриарха, а скорее вредителем в деле построения «Русского мира». Потому что такой «цивилизационный проект» ей не нужен, а нужно — чтобы церковь говорила правильные слова, колебалась вместе с генеральной линией и помогала держать в послушании налогоплательщика. Такая вот гармония.

Патриарх сложившийся расклад прекрасно понимает. И осмотрительно против него не возражает. Он, по сути, вполне вписывается в нынешний российский политический мейнстрим — делает свои дела, пока руль в руках. Так же как светские коллеги по власти стараются прибрать к рукам то, чем ведают в структуре государства, Кирилл замыкает на себя структуру РПЦ - укрепляет «вертикаль», реформирует управление, инспирирует, принимает и проводит в жизнь нужные решения, в общем, «наводит порядок». И «Русскому миру», этому любимому детищу, находит абсолютно рациональное применение - удержание частей РПЦ, которые так и норовят отвалиться.

Но признаваться в том нельзя. Потому-то Киев и не подошел московскому церковному руководству в качестве места проведения праздника. Здесь слишком явно (не скроешь от телекамер) заметно разнообразие, в котором РПЦ - только часть, а патриарх ее - всего лишь одно из действующих лиц, и отношение к нему неоднозначно. Здесь, на днепровских кручах, ему придется смириться не только с тем, что он будет не более чем в свите «главного действующего лица» - Президента Виктора Януковича, но и что в этой свите он будет рядом с другими церковными лидерами, пользующимися немалой, а может, даже большей популярностью, чем он. Таким образом, превращение в центр торжеств Москвы, а не Киева, является симптомом ослабления влияния Московского патриархата (читай - РПЦ) на ситуацию в Украине.

Еще хуже патриарху Кириллу придется в Молдове, куда он со своими торжествами едет вопреки воле главы государства. Здесь ситуация для руководства РПЦ самая сложная. Она легко затмевает ситуацию в Украине, которую хоть и встряхивают скандалы, имеющие церковно-политический подтекст, но даже самая отвратительная игра не может заставить никого из участников убрать с лица картонную улыбку. В Молдове «держать лицо» уже никто не пытается. Румынская православная церковь постепенно отвоевывает у РПЦ «каноническую территорию» в этом регионе. Принадлежащий к РумПЦ президент страны прямым текстом предостерегает патриарха Кирилла от посещения Молдовы и Приднестровья (и то сказать, какое отношение этот регион имеет к Владимирову крещению?). В ответ глава Молдовского экзархата РПЦ предупреждает о том, что православные, буде церковь их поднимет, «все тут сметут», то есть фактически угрожает гражданскими беспорядками. Вот и разыгрывай перед телезрителями «Русский мир» на фоне такого-то задника!

Задача нелегкая, но отказаться от нее - значит поставить под угрозу целостность и авторитет уже не какого-то мифического «братского единства», но абсолютно реальной РПЦ. Поэтому можно не сомневаться, что «киевская купель», как историческое оправдание претензий РПЦ на территории «братских народов», не будет сходить с уст. А центральная фигура - князь Владимир Красное Солнышко - будет затмевать всех других, куда более воцерковленных христианских персонажей нашей легендарной истории. Потому что именно в нем политика и православие спаялись в нечто единое и неделимое.

© Лукерья Жабкина, «Комментарии», 12 июля 2013 09:00

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Воинствующий лик церкви становится страшнее от союза с власт

Сообщение FontCity » 09 окт 2013, 06:13

Нары небесные

Изображение
Фотография: Сергей Ермохин/РИА «Новости»

Полемика в РПЦ по поводу письма Надежды Толоконниковой показала, что церковь не может стать моральным авторитетом в обществе, пока не обретет подлинную независимость от государства.

Письмо Надежды Толоконниковой о страшных условиях содержания женщин-заключенных вызвало нешуточную полемику в Русской православной церкви. Бог наказывает по справедливости, говорили одни, а государство лишь послушный инструмент в его карающей деснице. Наказание должно неотвратимо следовать за преступлением. А то, что тюрьма не курорт, так об этом надо было раньше думать. Но как же любовь к ближним, милость к падшим, возражали другие. И рассказывали трогательные истории о том, что когда-то и высшие церковные иерархи были не чужды этой милости.

Цивилизованная часть публики наблюдала за дебатами с сильным недоумением. Разве сострадание и сочувствие - это не нормальные человеческие качества, которые особенно следует проявлять к тому, с кем в жизни случилась беда, пусть он ее и сам на себя навлек? И не церковь ли должна шагать в первых рядах сочувствующих и сострадающих? О чем они спорят?

Между тем предмет для спора есть, и он более чем актуален. В последние годы религия все чаще поворачивается к миру своим воинственным ликом.

И дело тут не ограничивается Россией и православием. Обычно это явление называют фундаментализмом, и слово это чаще всего вызывает в сознании толпы исламских фанатиков, сжигающих карикатуры на пророка и берущих штурмом посольства на Ближнем Востоке. Но термин возник в христианской среде, так еще в начале прошлого века называли протестантов, которые требовали вернуться к «фундаменту» веры, подразумевая под ним буквальное толкование Библии. А в Библии, особенно в Ветхом Завете, можно много чего узнать про то, как Господь в гневе своем уничтожал города и народы, не говоря уже об отдельных грешниках.

Современный мир вызывает у фундаменталистов непонимание и раздражение: он греховен по сути, а потому в своих проповедях они призывают Бога разобраться с ним так, как ему удавалось в старые добрые времена. Грозные речи православных защитников нашей пенитенциарной системы на этом фоне звучат вполне типично.

Однако российская ситуация отличается от западной тем, что у нас церковь находится в тесном союзе с властью.

Скажем, в той же Америке, где протестантский фундаментализм по-прежнему силен, он может поддержать жесткую политику государства, но никогда не сольется с ним в объятьях (не велит первая поправка к конституции). И поэтому оставляет за собой право критиковать власть, если та обнаруживает дефицит жесткости, а то и вовсе потворствует греховодникам.

Наши ревнители православия такую роскошь позволить себе не могут. Они поставлены в условия, когда критика возможна лишь в гомеопатических дозах. А жесткие действия властей превозносят с таким рвением, что те порой морщат нос.

Однако православных клириков, которые пытаются смягчить нравы, этот тесный союз ставит в гораздо более тяжелое положение. В нынешних дебатах о лагерном беспределе они чаще всего говорили о том, что условия в женских колониях и верно тяжелые. Но если они зайдут слишком далеко в своих разоблачениях, их и вовсе перестанут пускать в места заключения, а потому они не смогут делать то малое, что им пока удается. И это правда. Только независимый институт может иметь достаточный моральный авторитет, чтобы заставить прислушаться к себе.

Воинствующая вера продолжает собирать под свои знамена немало адептов. Она четко делит мир на черное и белое, одно клеймит, другое превозносит. Такая ясная картина мира не может не привлекать, особенно, людей не склонных к самостоятельному мышлению.

Но грозное осуждение грешников ведет к бесконечному нагромождению запретов. Возникает парадоксальная ситуация, когда под лозунгом борьбы с грехом искореняется и простое человеческое сочувствие, а то и здравый смысл. В свое время папа Бенедикт XVI осудил использование презервативов в Африке, где эпидемия СПИДа достигла пугающих размеров. Запрет на греховное препятствие деторождению перевесил угрозу человеческой жизни.

Новый папа Франциск, судя по всему, осознал, что акцент на запретах легко приводит к подобным противоречиям, и все чаще говорит о «новом балансе», когда вместо них на первый план выдвигается заповедь любви. И в первую очередь она распространяется на тех, кому в этой жизни приходится сталкиваться с разными трудностями, порожденными низким социальным статусом и маргинальным положением в обществе. В числе прочих это относится и к заключенным. Недаром папа самолично совершил обряд омовения ног узникам и узницам одной из римских тюрем в Страстной четверг.

Поиски «нового баланса» позволили папе разрядить напряженную обстановку в отношениях с секулярным обществом. Если его ученый предшественник мудрено беседовал о постсекулярности с не менее ученым соотечественником - философом Юргеном Хабермасом, Франциск на днях встретился с известным итальянским атеистом - главредом газеты La Repubblica Эудженио Скальфари. Собеседники пришли к простому выводу, что в современном мире, где любовь к себе явно перевешивает любовь к другим, нужно всеми средствами бороться с такой диспропорцией. И это выше их идейных разногласий.

Сложно представить себе православного патриарха, смиренно совершающего обряд омовения ног в мордовской колонии или беседующего о любви с атеистом Невзоровым.

Но то, что в РПЦ раздались голоса, призывающие милость к падшим, свидетельствует, что и у нее есть возможность к пересмотру своих приоритетов.

И на место гневных инвектив в адрес неисправимых грешников придут попытки облегчить их незавидное существование. В этом случае и российская публика перестанет с удивлением глядеть на РПЦ, видя в ней лишь сборище жестокосердных доктринеров. Которые считают страдания хорошим примером того, как Господь наказывает ослушников, и ни в грош не ставят человеческое достоинство.

Сегодня воинственный лик церкви на виду. И так будет до тех пор, пока она не разомкнет свои объятия с государством и не обретет подлинную независимость. До этого выступать в роли морального авторитета и защитника униженных и оскорбленных у нее не получится.

© Борис Фаликов об избирательном милосердии церкви. Газета.ру, 08.10.2013, 14:33
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Как рождается инквизиция

Сообщение FontCity » 14 окт 2013, 21:19

Изображение
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Церковь и власть

Сообщение FontCity » 21 окт 2013, 10:19

Изображение
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Какие средства - таков и результат

Сообщение FontCity » 21 окт 2013, 16:01

Чувство несвященного

Борис Фаликов о том, почему в обществе пропадает уважение к церкви

Изображение
© Фотография: Сергей Гунеев / РИА «Новости»

Активное вмешательство церкви в общественную жизнь приводит не к воцерковлению общества, а к обмирщению церкви.

Четверо молодых людей решили наведаться в храм Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве. Шла вечерняя служба, но молодые люди не обратили на нее внимания, цель у них была другая — сфоткаться на фоне алтаря. Когда им было отказано, они стали громко браниться. После чего фотосессию разрешили, но в ее ходе выяснилось, что экскурсанты не только вдребезги пьяны, но у одного из кармана угрожающе торчит травмат. Тут-то священник и вызвал полицию. Вряд ли произошедшее можно назвать богохульством. Хулиганы бросили вызов не Богу, а порядку, просто это случилось не где-то, а в церкви. Но сами они эту разницу вряд ли заметили. И это как раз совсем не случайно.

Когда несколько лет назад РПЦ под водительством энергичного патриарха пошла в миссионерское наступление на общество, стратегия ее была очевидна. Вначале утвердиться материально, вернуть награбленное большевиками, построить новые храмы, решить оргвопросы, а затем заняться людьми. Подразумевалось, что для этого надо и дальше крепить альянс с государством.

С этой задачей церковь справилась быстро, собственность возвращают рекордными темпами, строительству новых храмов дан зеленый свет, доступ в школу и армию открыт. А дальше случилось непредвиденное (по крайней мере, для церковных стратегов) — общество не бросилось в объятия церкви, напротив, в лице интеллигенции стало ее усиленно критиковать при безразличном молчании широкой публики. Но теперь и это молчание все чаще прерывается проклятиями в адрес «попов на джипах».

Причины образованной критики и необразованной брани на самом деле одни и те же. Церковь расширяет свою общественную активность фактически через голову общества, уклоняясь от прямого диалога и действуя через государственные структуры.

Выступая при этом как хозяйствующий субъект, который ставит во главу угла практические вопросы. Поэтому все чаще воспринимается как идейный надсмотрщик и крупный собственник, а вовсе не носитель сакрального статуса. Понятно, почему хулиганам без разницы, где материться и хвалиться стволом — возле алтаря или в ресторане. Но хулиганы — это крайний случай, эксцесс, речь о более широких и значимых процессах.

Как известно, первыми жертвами церковной реституции пали отечественные музеи. Именно им выпала нелегкая задача сохранения культуры (в том числе и православной) в советское время, когда она подверглась мощному натиску строителей новой жизни. Многочисленные предметы культа, когда сам культ был объявлен «опиумом для народа», сгинули бы, как и другие приметы старой жизни. Но музейщики их отстояли. Однако многие музеи располагались в старых церковных зданиях, поэтому возвращение церковной собственности началось именно с них. При этом прежние работники из них изгонялись, а экспонаты оказывались без должного ухода. В результате иконы, чудом сохранившиеся в советские времена, оказались под угрозой уничтожения. Возвращение собственности оказалось важнее сохранения священного наследия. Репутации церкви как сакрального института был нанесен сильный удар.

Дальше больше. В российских городах участились конфликты на почве строительства новых храмов. Их поспешное возведение наталкивается на сопротивление тех, кто предпочел бы видеть на их месте парки, детские площадки и прочие радости обустроенного быта. Противостояние разворачивается по одной схеме. Вначале оно не носит идейный характер, просто жителям хочется нормальной жизни, большого дефицита в наших городах. Однако по мере того, как они убеждаются, что прислушаться к ним не желают, более того, церковные проекты имеют поддержку властей, число антиклерикалов в их рядах растет.

Вряд ли чувство священного может пробудиться в человеке, которого насильно лишают элементарных бытовых удобств. Чувства пробуждаются совсем другие.

Другие чувства пробуждаются и у бездетных семей, которым проповедуют, что искусственное зачатие — это не по-божески. Нет у вас детей, значит, Бог того не желает, грешите слишком много. Надо покаяться, а не бросать вызов Творцу, ему виднее. Вряд ли бездетные родители, наслушавшись подобных вещей, отправятся в церковь, чтобы помолиться о даровании им потомства, скорее они станут обходить ее стороной. Она воспринимается не как источник помощи, а как помеха в семейной жизни. Тем паче, что ретивые проповедники находят полное понимание у чиновников, от которых зависит финансирование здравоохранения.

Чувство священного не проснется и у детей на уроках православной культуры, введения которых церковь добивалась с упорством, достойным лучшего применения. Напротив, судя по всему, они вызывают у школьников отторжение от церкви как от чего-то принудительного и скучного. Еще одной казенной институции, которую ей навязывают взрослые.

Пиетет к церкви пропадает и у людей взрослых, когда она пытается привить им свои представления о прекрасном. И делает это не в пространстве публичного дискурса, с которым у нас такой же дефицит, как и с нормальным бытоустройством, а через государство. Скажем, будущий год объявлен годом культуры. Но уже сейчас понятно, что речь идет о культуре традиционной, то есть православной.

Все бы ничего, но когда министр культуры начинает одновременно говорить о своей неприязни к современному искусству, то понимаешь, что на следующий год сам рискуешь превратиться в школьника, которому будут рассказывать о Святой Руси. И ругать проклятый Запад за эстетическое и моральное разложение.

Подведем итог. Активное вхождение церкви в жизнь общества, которое мы наблюдаем в последние годы, ведет не к воцерковлению общества (как рассчитывали стратеги РПЦ), а к обмирщению церкви. Погрузившись в земные заботы, она сама стерла грань между сакральным и профанным. Так что же сетовать, что ее воспринимают не как священный институт, который учит жизни, а как конкурента, который этой жизни мешает? Причем конкурента, поставленного в заведомо выигрышное положение. Ведь на его стороне играет государство со всеми своими немалыми возможностями. Фактически вмешательство церкви в общественную жизнь происходит под его эгидой. И это многократно усиливает эффект непрошеного вторжения.

Хулиганов с их матерной фотосессией в храме, конечно, надо судить за хулиганство. Но удивляться их поведению не стоит.

© 21.10.2013, 11:33 | Борис Фаликов, Газета.ру
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Церковь и власть, карьера и вера

Сообщение FontCity » 07 ноя 2013, 10:52

Фрагмент интервью Сергея Безрукова Владимиру Познеру

Изображение

...

В.ПОЗНЕР: Когда вы говорили о том, что люди не доверяют ни политикам, ни партиям, еще вы добавили: "Будем надеяться, что Церкви еще верят". Потом вы еще сказали так: "Хотя, начиная с 1917 года, столько было сделано усилий, чтобы всё это уничтожить. И вообще в советские годы Церковь была некоей третьей властью, где царствовали люди в погонах, естественно, переодетые в рясы". А как сегодня вам Церковь? Нравится?

С.БЕЗРУКОВ: Я бы поделил, на самом деле. Поделил в восприятии, потому как внешняя мишура (извините, но это так порой) очень сильно отвлекает от той самой истинной веры. В монастырях, я думаю, что осталось. И то я думаю, что это те самые единицы личностей, про которые я говорил, что можно, на самом деле, очень сильно не доверять самой организации, а личностям, конкретным людям, которые по-настоящему верят, им я доверяю.

В.ПОЗНЕР: Нет ли у вас ощущения, что Церковь опять - это некая власть?

С.БЕЗРУКОВ: Она была властью и даже, в принципе, если брать царское время, всё равно это было властью. И были подвижники, были люди искренние и искренне верующие. А кто-то, действительно, устраивался и кто-то делал замечательную карьеру. Вообще я не понимаю, как вообще вяжется слово "карьера" к Церкви? "Он сделал блестящую карьеру".
Самое страшное, когда церковный служитель становится чиновником. Это, наверное, беда, но это беда, извините, российская – она со времен Петра. Чиновники, чиновники, чиновники. И когда это вдруг начинало уходить еще и в церковь, там уже кончалась вера.

В.ПОЗНЕР: Да. Но могу вас успокоить, что, вообще говоря, и католическая церковь отличается тем, что стремится и всегда стремилась к власти. Так что тут ничего...

С.БЕЗРУКОВ: Карьера.

...

© 1 канал: «С.Безруков: Можно быть вне политики, но иметь гражданскую позицию. Народный артист России актер Сергей Безруков отвечает на вопросы Владимира Познера», 07 октября 2013 года
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Чему учит Библия?

Сообщение Holy Scripture » 03 дек 2013, 10:58

Библия и политика несовместимы для христиан

Само понятие "политика" может означать очень много разных сторон отношений во власти и с властью, но если подытожить и в нескольких словах охарактеризовать этот термин, то под словом "политика" подразумевается деятельность, направленная на получение, удержание или использование власти.

Как Библия относится к политике? Есть ли в Библии примеры политической деятельности? У истоков создания государства Израиль такое понятие исключалось вообще. Поскольку руководил государством сам Бог, то и не было потребности завоевывать или удерживать власть, но с введением в жизнь Божьего народа понятия "царь", появилась и политика.

Уже первый царь Саул, не желая смириться перед Божьей волей, старается сохранить власть и физически устранить неугодного преемника. Чуть позже мы видим пример предвыборной кампании в исполнении сына царя Давида – Авессалома, описанную во второй книге Царств 15:2-6:
"И вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у ворот, и когда кто-нибудь, имея тяжбу, шел к царю на суд, то Авессалом подзывал его к себе и спрашивал: из какого города ты? И когда тот отвечал: из такого-то колена Израилева раб твой, тогда говорил ему Авессалом: вот, дело твое доброе и справедливое, но у царя некому выслушать тебя.
И говорил Авессалом: о, если бы меня поставили судьею в этой земле! ко мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде. И когда подходил кто-нибудь поклониться ему, то он простирал руку свою и обнимал его и целовал его. Так поступал Авессалом со всяким Израильтянином, приходившим на суд к царю, и вкрадывался Авессалом в сердце Израильтян".


Классический пример современной политической деятельности: критика власти, демонстрация любви к народу, обещание быть хорошим руководителем.

Позже этот процесс перерастает в открытое восстание против своего отца, действующего царя Давида. Исследователи Библии хорошо знают окончание этой истории. Да и, к слову сказать, все случаи, когда кто-то пытался заполучить или захватить власть, оканчивались плачевно.


А как же быть со вторым после фараона Иосифом, премьер-министром Даниилом, министрами Ананией, Мисаилом и Азарией, виночерпием Неемией, царицей Эсфирь и другими, приближенными к высшей власти, библейскими героями? Если мы исследуем все эти примеры, то увидим интересный факт – никто из них даже не думал о том, что станет высокопоставленным руководителем.

Упомянутый выше Даниил был приближенным как к Навуходоносору, царю вавилонскому, так и к Киру и Дарию, царям мидо-персидским. Такое положение стало возможным благодаря политически нейтральной позиции, и исключительной приверженности Царю царей, Богу живому!

Именно Бог приготовил им дорогу во власть и Бог удерживал их во власти столько, сколько Ему было угодно, а от них требовалась только верность! Никто из них не рвался к власти, не проводил избирательных кампаний, и не плел интриги. Попытки же свести счеты с Даниилом и Мардохеем окончились для заговорщиков в прямом смысле фатально.

В наше время, когда люди думают, что их благополучие зависит в большей степени от того, какой политик придет к власти, Библия однозначно направляет взоры людей к самоисследованию, отказу от идолопоклонства, честной и праведной жизни. В те времена, когда народ израильский придерживался этих норм, их государство процветало, экономика и торговля были на высоком уровне, и наоборот, когда евреи впадали в идолопоклонство, нарушали законы, данные Богом, они теряли независимость, становились колонией, или подвергались принудительному переселению.

Ответ на вопрос "как Бог относится к политике?" мы можем получить, исследовав жизнь Иисуса Христа, Который жил на Земле, в период истории, когда государство Израиль было под оккупацией Рима. Мы не находим со стороны Иисуса Христа ни одного политического высказывания или призыва к освободительной борьбе. Он всегда умело уходил от попыток втянуть Его в политические процессы.

© Павел Фестер, Портал "Христианский взгляд", 02.12.2013

Ответить
 

Вернуться в «Церковь и гражданское общество»