Есть такое понятие - парадигма («пример, модель, образец»), то есть это совокупность неких установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая сообществом и объединяющая большинство его членов.
Одно из таких представлений утверждает, что пророк Амос был бедным пастухом. Дело в том, что в Ам. 1:1 действительно написано "пастух".
Обычно так переводится еврейское "роех". Но здесь употреблено редкое слово "нокед", означавшее скорее "скотовод". В Ветхом Завете это слово встречается еще только один раз, применительно к царю Моава, Месе, о котором в 4 Цар. 3:4 сказано как об очень богатом человеке, буквально "был богат скотом". " ...Присылал царю Израильскому по сто тысяч овец и по сто тысяч неостриженных баранов". Об Амосе написано, что он был "нокед", что означает ничто иное, как то, что он тоже был богат скотом.
С другой стороны, в Ам. 7:14 сам пророк говорит о себе именно как о том, кто к тому же работал ещё и на сборе сикомор. Это огромные деревья, которые четыре раза в год приносят плоды, похожие на инжир. За некоторое время до созревания их необходимо надрезать, чтобы дать вытечь горькому соку. Обычно для такой работы нанимали бедняков. Те исследователи, которые склонны видеть в Амосе богатого человека, полагают, что он был скорее всего хозяином сикоморовых плантаций, лишь надзирал за этой работой.
Кстати, сикоморы использовали ещё как ценный строительный материал.
Надо отметить, что сикоморы в гористой местности не растут, и, следовательно, в Фекое их быть не могло; они любят теплые низины, как Иорданская долина или оазисы в районе Мертвого моря. Всё это, однако, находится в стороне от Фекои, и подобное путешествие доставляло бы бедняку большие проблемы в передвижении. Это может значить, что Амос мог приезжать туда для наблюдения за работами.
Еврейская традиция твёрдо стоит на утверждении, что для того, чтобы быть пророком, человек должен соответствовать ряду требований:
- быть мудрым (знатоком письменной и устной Торы),
- обеспеченным и довольным (счастливым).
Человек безграмотный, бедный и несчастный быть пророком изначально не может. Впрочем, о богатстве и счастье еврейские мудрецы говорили так: «Кто богат? Тот, кому достаточно того, что он имеет. Кто счастлив? Тот, кто доволен своим уделом».
А что думаете вы?
© Игорь Цыба, Facebook, 9 сентябрь 2013 г. в 12:46
עָמוֹס - Амос
-
- Администратор
- Сообщения: 1236
- Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51
-
- Администратор
- Сообщения: 1236
- Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51
О сытом пророке замолвите слово
• Игорь Шиповский:
"... другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли" (Павел, Евреям 11:32-37)
Кст., нужно вспомнить судьбу и самого Павла, и других апостолов. И уж точно - Иисуса и Его Крестителя.
• Игорь Цыба:
Совершенно верно. Эти стихи говорят о выборе пророков. Они обнищали, ради слова. И всё почитали за сор. Однако, с этими мыслями из еврейской традиции, тоже можно согласиться. Ведь не имеется ввиду, что пророк остаётся в своём благоустройсте. Как раз наоборот. Ему есть чем жертвовать ради служения. И он оставляет всё.
• Игорь Шиповский:
Мысль, конечно, интересная. И версия про конкретно Амоса очень любопытна. Но мой личный жизненный опыт подсказывает, что сытый пророк - плохой пророк. Может, слишком сильнó впечатление от современной верхушки РПЦ?.. Как-то не увязываются в голове брегеты и нано-пыль с пророчествованием.
• Игорь Цыба:
Речь как раз не о сытом пророке. А об обнищавшем ради призвания. Исайя был из знатного рода, Креститель из священнического, Иисус был плотником, Павел тоже владел ремеслом. Ни одного нищего, живущего подаянием или трудом раба. Нищий (я не имею ввиду добровольно обнищавших) может быть недовольным жизнью и примешивать свою горечь. Да и большее доверие у людей вызывает тот, кто оставил всё ради Божьего призвания и кому было что оставлять.
© Facebook
"... другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли" (Павел, Евреям 11:32-37)
Кст., нужно вспомнить судьбу и самого Павла, и других апостолов. И уж точно - Иисуса и Его Крестителя.
• Игорь Цыба:
Совершенно верно. Эти стихи говорят о выборе пророков. Они обнищали, ради слова. И всё почитали за сор. Однако, с этими мыслями из еврейской традиции, тоже можно согласиться. Ведь не имеется ввиду, что пророк остаётся в своём благоустройсте. Как раз наоборот. Ему есть чем жертвовать ради служения. И он оставляет всё.
• Игорь Шиповский:
Мысль, конечно, интересная. И версия про конкретно Амоса очень любопытна. Но мой личный жизненный опыт подсказывает, что сытый пророк - плохой пророк. Может, слишком сильнó впечатление от современной верхушки РПЦ?.. Как-то не увязываются в голове брегеты и нано-пыль с пророчествованием.
• Игорь Цыба:
Речь как раз не о сытом пророке. А об обнищавшем ради призвания. Исайя был из знатного рода, Креститель из священнического, Иисус был плотником, Павел тоже владел ремеслом. Ни одного нищего, живущего подаянием или трудом раба. Нищий (я не имею ввиду добровольно обнищавших) может быть недовольным жизнью и примешивать свою горечь. Да и большее доверие у людей вызывает тот, кто оставил всё ради Божьего призвания и кому было что оставлять.