Первоиерарх Российской Православной Автономной Церкви Митрополит Суздальский и Владимирский ФЕОДОР о препятствиях к передаче святых мощей Росимуществу, уголовном преследовании, акции ЛДПР и отношениях с приставами
- Чем живет Ваша Церковь в эти предрождественские дни?
- У нас печальные события: нашу религиозную организацию - Суздальскую епархию Автономной Российской Церкви и саму Автономную Российскую Православную Церковь обязывают вернуть государству те предметы, которые нам никогда не передавались. Как они их называют, "объекты, именуемые как мощи".
Сама процедура передачи святых мощей, которую мне озвучили приехавшие сотрудники Теруправления Росимущества, в присутствии приставов, вызывает ужас. Когда я спросил, что вы хотите делать с раками, в которых лежат мощи, эти две женщины из Теруправления - Кострова Елена Константиновна и Кузьмина Светлана Геннадьевна - сказали: "Нам раки не нужны. Вы должны нам освободить раки и отдать нам костные останки". Я им говорю: "Но Вы готовы взять святые мощи?" - "Да, мы их возьмем".
В таком случае я ведь стану осквернителем святых гробниц. Повторяется 1919 год, когда вот так просто, по решению горисполкома, пришли революционные массы в Рождественский собор и на территорию Ризоположенского монастыря, где вскрыли святые мощи святого Евфимия, Евфросинии, святителей Феодора и Иоанна. Тогда тоже совершилась вакханалия безбожная. И тоже считалось, что это не оскорбляет религиозных чувств верующих.
- Почему же Вы не исполняете решение суда о передаче мощей?
- В данной ситуации мы не можем передать того, что нам не передавалось. И суд, который решал этот вопрос, оставил святые мощи за общиной верующих - за нашим Цареконстантиновским приходом. Неоднократно наши представители - адвокат Сергей Константинович Моченов и Александр Валерьевич Солдатов, - да и я сам, делали такое заявление, говорили о том, что у нас этого имущества нет, и нам оно не передавалось.
С другой стороны, мы святые мощи никогда и не видели. То есть мы видели их только один раз - когда нам их передали. После того, как мощи были положены в определенные ткани, потом они была запечатаны и облачены в одеяния, приличествующие тому сану, в котором эти люди в свое время подвизались и молились (а именно: в срачицу, в подрясник, в рясу, мантию, схиму), они были положены в гробницы и покрыты покрывалами. Мы меняли покрывала и частично снимали верхние одеяния, чтобы просушить или пыль убрать. Больше мы эти святые мощи не видели, и никто из нас их больше не осязал.
Теперь нам предлагается все это вскрывать. Эти женщины из Росимущества готовы были все это взять. Они приехали с двумя полиэтиленовыми пакетами. Они хотели в этот день забрать святые мощи. Они пришли для того, чтобы мы им добровольно передали святые останки. Раки им не нужны, гробницы им не нужны, одежды не нужны – "вот, отдайте нам мощи". Я считаю, что это самое настоящее кощунство и оскорбление наших религиозных чувств. Мы должны своими руками сорвать со святых костей покровы, обнажить святые останки, и эти две женщины, в присутствии пристава будут их перекладывать в свои мешки.
- Почему же Вы не можете своими руками разоблачить мощи и передать Росимуществу?
- Для меня как для верующего это оскорбительно. Особенно же как для священнослужителя, который служил перед этими святыми мощами молебны, акафисты, который благоговейно поклонялся этим святыням. Я считаю их изъятие недопустимым, оскорбительным актом. И если в 1919 году было одно время, то в 2012 году другое время. Тогда никто не вспоминал об оскорблении религиозных чувств, а сейчас нам постоянно об этом говорят и напоминают - в частности, в связи с той акцией, которая была в храме Христа Спасителя, когда три женщины совершили там, как они его именовали, свой "панк-молебен". Тогда в городе Москве, в Хамовническом суде, судья зачитывала древнее постановление святого Трульского Собора.
И в тот момент, когда дамы из Росимущества заявили, что они готовы совершить акт изъятия мощей именно в такой форме, я подумал, что если в Москве попытались сплясать в храме, и это вызвало такое негодование, то почему здесь не вызывает негодования изъятие мощей.
Это ведь непросто взять какую-то вещь - например, подсвечник - и с места на место передвинуть. Это святые мощи. И понесут их не с пением церковных тропарей и молитвословий, а понесут две дамы в каких-то пакетах в кабинет. Вы знаете, что в кабинетах у нашего начальства вечно стоит пепельница, накурено. И, наверное, там никто не ждет мощи с зажженными свечами, с кадилами и с пением.
- То есть, для Вас неприемлемо именно то, что мощи забирает светская, не религиозная, организация?
- Мне было бы более понятно, если бы одна организация - например, Владимирская епархия РПЦ МП - подала на нашу организацию. Было бы ясно, что две религиозные организации между собой поссорились. Но неожиданно дает интервью
матушка игумения Ризоположенского монастыря Екатерина (она сюда приехала вместе с отцом Петром (Кучером), у которого был конфликт с митрополитом Мефодием (Немцовым) в 1997 году) и
заявляет, что монастырю нужны святые мощи, потому что монастырь имеет большую нужду в паломниках. Она уверена, что именно глава Теруправления Росимущества Горланов состоит у нее на службе, поэтому он обязательно эти мощи передаст им в обитель. Это же повторила ее помощница, монахиня Агния, которая так и сказала: "Мы отсудили мощи, мы их оштрафовали, мы их обязали…".
Создается впечатление, что произошел некий сговор Теруправления господина Горланова с Ризоположенским монастырем. Но если тут мощи передаются в действующий монастырь, то мощи святого Евфимия отдаются вообще в музей. Потому что там - я посчитал - служба служится три раза в год: на Преображение и на память св. Евфимия дважды. Больше там богослужений не совершается. Когда по телевидению показали "прихожанку Спасо-Преображенского собора", мне было удивительно: почему корреспонденты так перевирают факты? Музей есть музей, сейчас у них близкие контакты с РПЦ МП, там будут совершаться службы почаще, но это все-таки не действующий храм.
Правда, сегодняшний директор музея госпожа Мельникова - видно, она тоже обеспокоена тем, что если мощи передадут в Спасо-Евфимиевский монастырь, то музею придется из монастыря уйти, - сказала в телевизионном интервью, что для святых мощей идеально подходит храм Крестоникольский. Я ничего не придумываю, это было официально объявлено в телерепортаже - все это видели.
- Вы не пробовали обсудить с Вашими оппонентами приемлемую для Вас процедуру исполнения судебного решения?
- Мы обращались, чтобы нам суд разъяснил, как же можно передавать мощи, потому что одновременно с возможными кощунственными действиями, которые нас беспокоят как священнослужителей или как людей верующих, появились другие сведения, что мощи наших святых угодников Божиих уже оценены на "черном рынке". Оказывается, в наше время уже всем торгуют. И ново-русские православные также все хотят иметь у себя дома иконы с частицами святых мощей. Многие православные богатые люди покупают такие иконы, покупают мощи и составляют целые коллекции таких святынь. Правда, не так давно в Воронеже появилось учреждение, которое должно проводить какую-то экспертизу святых мощей, которые сейчас появились во многих храмах.
Я знаю лично, что мы никому не отдавали мощи святого Евфимия, кроме двух случаев: владыка Валентин отдал частицу, когда он был еще архимандритом в Цареконстантиновском соборе, архиепископу Евлогию, и перед юбилейным празднованием святой Евфросинии часть мощей была передана в обитель Ризоположенскую, взамен чего владыка Евлогий передал нам частицу мощей святителя Аресения. Больше мы никаких мощей никому не передавали. Мощи опечатаны.
И вдруг мы сейчас узнаем, что, оказывается, во многих храмах, монастырях Московской патриархии во множестве наличествуют мощи наших святых угодников Божиих. И нам интересно, откуда эти святые мощи взялись. И хотя мне некоторые говорили о том, что, вот, Вы же давали владыке Евлогию, он и поделился. Но там такое количество мощей появилось святого Евфимия и святой Евфросинии, что, мне кажется, там если на целую раку не получится набрать, то на половину получится. И мы сейчас этим вопросом интересуемся более предметно, тем более что суд так и не определил комиссию экспертов, чтобы они подтвердили подлинность святых останков.
- На чем основаны опасения относительно подлинности останков?
- Некоторые наши опасения основаны на опыте прошедших передач имущества Росимуществу. Когда у нас забрали собор — точно так же пришли приставы, пришли представители Теруправления, мы подписали соответствующие документы о том, что мы освободили храм Цареконстантиновский. Нас тогда многие упрекали в том, что мы иконы забрали. Если бы мы не забрали иконы, нас бы ждал огромный штраф, поскольку суд предписал нам полностью освободить храмы. Мы и так заплатили по 150 тысяч от каждой организации за осуществление этого их делопроизводства. И когда мы хотели вынести иконы из Лазаревской церкви - они нам дали десять дней лишних. Когда мы собирались уже прийти, чтобы забрать иконы, они поснимали замки наши и повесили свои. Правда, нас не оштрафовали. Видимо, было совестно.
"Мы не ожидали от вас такой прыти, - говорили тогда представители Росимущества, - мы не думали, что вы вынесете все иконы, мы хотели еще с вас взять эти судебные поборы, да еще штрафы с ваших организаций". Таким образом, за счет наших общин дважды пополнилась бы казна нашего государства. И когда нам говорят, что мы плохие христиане, что мы должны были оставить святые иконы - то люди не понимают, что мы это делали не потому, что нам хотелось это вынести, а потому, что нас к этому обязал суд. Решение суда было "освободить полностью здания всех церквей". Вот, в Павловском прихожане решили оставить иконы, так за это они заплатили 15 тысяч - за то, что они оставляют иконы в храме, а их не вынесли.
- Вы думаете, здесь дело не столько в церковных реликвиях самих по себе, сколько в посягательстве на Вашу Церковь?
- Конечно, они хотят нашими руками дискредитировать нашу Церковь, а меня - как священнослужителя, Митрополита, который собственноручно оскверняет святую гробницу, святые мощи, передавая их в присутствии приставов этим женщинам. Я говорю: "Пожалуйста, берите, если Вам позволяет Ваша совесть. Но я ни к чему не притронусь. И никакие документы я подписывать не буду". Но им это не надо.
Я вспоминаю житие одной новомученицы, которая находилась в застенках ГУЛАГа и ее там пытали. Тогда была такая мода - добывать у людей отречение от веры, чтобы эти люди потом публиковали статьи, что "мы отрекаемся от Бога, от Церкви". У нее были длинные волосы - косы, и когда ее пытали, то их завязали, под них продели палку и подняли ее. Под тяжестью тела волосы начали отрываться от головы, и она закричала: "Убейте меня!" - "Ишь, чего захотела - тебя убить! Это ведь честь будет - сразу святой станешь и в рай попадешь. А мы хотим, чтобы ты от Бога отреклась, чтобы ты все прокляла, чтобы ты возроптала. И когда ты все это сделаешь, мы тебя убьем, и тогда ты будешь умирать с тем, что твоя душа идет не в рай, а в ад, прямо к бесам". Видимо, такое духовное убиение они готовят и для меня, как для священнослужителя, который должен отдать мощи и подписаться под документами об этом. И для общины, чтобы она была очевидцами этого поругания и насмешки над нашей верой. Поэтому я отказался.
- Что Вам угрожает в случае дальнейшего неисполнения решения суда?
- По статье, которую они озвучили (315-я статья УК РФ), за неисполнение судебного решение грозит отстранение от должности руководителя или тюремное заключение до двух лет. Но есть еще одна статья в Уголовном кодексе - 244-я, - которая называется "Надругательство над местом захоронения". И среди пояснений, официальных комментариев к этой статье, написано: "Вскрытие захоронение, снятие одежды с покойника". Это надругательство над умершим грозит заключением до восьми лет. Поэтому уж лучше иметь два года тюрьмы, чем восемь лет. И потом всю свою жизнь мучиться от сознания того, что я совершил надругательство над святыми мощами.
- Все ли клирики и прихожане РПАЦ согласны с Вашей позицией?
- Конечно, всех не убедишь - есть много возмущенных откликов - люди просто не понимают. Не все знают, что приставы и чиновники приходят к нам не просто взять мощи - они хотят, чтобы мы им их отдали сами. И мне очень странно, что в статьях местной газеты, подписанных некоей госпожой Молчановой, которая в нашем храме при "исполнительных действиях" не присутствовала, а присутствовал здесь фотокорреспондент Владимир Анатольевич Сухов, передвинуты факты - там не сказано ни о нашем возмущении, ни о наших словах. Хотя можно объяснить, если подойти субъективно, почему именно "Суздальская новь" опубликовала вот эту статью. Это так же как приложить свою руку - принять участие в этом поругании и в нашем распятии.
- Что за акцию проводила перед Вашим храмов в Суздале ЛДПР? Правда ли, что Вы препятствовали при этом доступу в храм как участников акции, так и судебных приставов?
- 12 ноября к нашему храму пришли члены партии ЛДПР с флагами, которые здесь разыграли целый спектакль в духе 20-30-х годов прошлого века, когда атеисты накануне праздников Рождества, Пасхи также разыгрывали безбожные карнавалы. И ЛДПРовцы устроили карнавал целый, когда изобразили мощи, цепями окутанные, будто мы никого не пускаем к ним приложиться. Тут же девицы изображали "прихожанок", которые бросают деньги нам в банку, а другие, изображавшие Америку, бросают доллары. Тут же рядом нелепый плакат про "отпущение грехов", их лидеры на камеру пытаются рассуждать о "вероучении мусульман православных". И это просто дико слушать.
Хотелось бы таким людям посоветовать: прежде чем прийти и рассуждать на эту тему, сходи в свой храм города Владимира - например, в Михайловский. Там есть беседы, которые ведет священник для оглашенных, которые хотят принять крещение. Хотя бы там послушайте своих же священников из Московской патриархии, чтобы не говорить всякий такой неподобающий лепет, который оскорбит и мусульман, и христиан, и иудеев, и представителей других конфессий. Потому что такие слова, которые там произносили эти люди, - это действительно оскорбительно для каждого человека.
Они хотели с нами встретиться якобы, но когда им сообщили, что к храму приближаются взволнованные прихожане, вдруг представители ЛДПР быстро свернули свои флаги и ушли, потому что они "замерзли" при температуре плюс 2 или плюс 3 градуса. И больше мы их не видели.
В этот же день - когда совершилась эта встреча - пришли и представители судебных приставов. Но так как они не сообщили ни мне, ни церковному совету о дате своего прихода, их никто не ожидал. Все-таки у нас не частная лавка, у нас религиозная организация. Я не могу сидеть здесь целыми днями на привязи - у меня есть какие-то дела.
Естественно, в храме была Татьяна Александровна, был о. Евфимий, но двери не открыли им из-за угроз пикетчиков ЛДПР, и приставы ушли. На другой день - это было уже 13 ноября - приставы приехали уже без представителей каких-то партий. Я поначалу предполагал, что раз ЛДПР уже отметилась, значит, сейчас появятся "Яблоко", КПРФ, будут все партии около нашего дома проводить свои выступления, но другие партии оказались, видимо, более благоразумными - они не появились. Правда, ЛДПРовцы пообещали, что приедут к нам еще 60 казаков, которые также будут проводить акции около нашего дома, требуя, чтобы "раскольники" отдали мощи. Но никого больше не было.
Тем более что мы никому ни в чем не препятствуем. Они сами не хотят их взять. Они хотят, чтобы мы совершили акт вандализма и акт надругательства. Когда мы обратились в суд, чтобы суд разъяснил нам, как же нам поступать в таком случае, судья Вера Романова сказала, что все ясно - мы оставляем без всякого разъяснение решение о передаче.
На 27 ноября меня вызывали во Владимир на встречу в отделе судебных приставов, где происходили наши беседы, - это улица Горького, дом 2а. Но я не смог туда поехать в этот день, и я написал письмо, к которому приложил объяснение по поводу канонических моих прав как священнослужителя, в силу чего я не могу совершить передачу мощей, и сказал, что у нас есть официальные представители. Они полномочны эти вопросы решать, так что, если нужно мне вручить предупреждение об уголовном преследовании, то можно это сделать через них.
Но Анна Владиславовна Филиппова решила сама приехать и мне это предупреждение вручить.
© Беседовал монах Григорий (Баранов), "Портал-Credo.Ru", 07 декабря 2012, 18:17