Израильские заметки в программе «Шалом»

И камни возопиют. Свидетельства священной истории
Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Получение Торы на Синае

Сообщение FontCity » 25 авг 2012, 20:13

Получение Торы на Синае:



Телесюжет – чистый ликбез. Снимался ролик для показа на канале "Культура" ровно 11 лет и два месяца назад. Как молоды мы были!

Понятно, что ехать нам на Синай не пришлось. Можно было все прекрасно отснять и в пустыне Син, она упомянута в Торе и является, скорее всего, северо-восточной частью великой пустыни Фаран (сегодня ее называют пустыней Негев), упомянутой там же. Т.е. мы просто спустились на юг по направлению к Эйлату и там сделали все съемки. Правда, сначала заехали в Мицпе-Рамон и первые кадры засняли над знаменитым провалом (махтеш), откуда открывается потрясающая и захватывающая дух панорама.

Обратите внимание, чуть ли не на первой минуте в кадре у нас парит настоящий орел (кондор?), причем накручивает он свои круги намного ниже смотровой площадки, на которой мы стояли рано утром.

Единственной проблемой во время съемок было полное отсутствие людей в округе. Сами понимаете, горная пустыня, даже рядом с очень оживленным шоссе, может порадовать одним-двумя чахлыми деревцами, но никак не толпами туристов. А нам в кадре нужны были именно человеческие фигуры. Без них картинка становится скучной и нарисованной. Можно водить камерой из стороны в сторону сколько угодно, от этого живости в рамке не прибавится. Поэтому в кадре расхаживаю я. С единственной эстетической целью – дать зрителю представление о расстояниях и перспективе. Такова моя роль в искусстве!

О чем еще вспомнить? Слова за кадром я говорю самые что ни на есть банальные. Но даже эти сведения вызвали массу дополнительных вопросов со стороны зрителей, которые набились к нам в студию во время записи голоса. Зрителями были работники соседних студий-боксов. Многие из них к тому времени уже съездили в Израиль – кто по семейной линии, кто под флагом телевизионной командировки. Но вот про блуждание евреев по пустыне после Исхода эта интеллигентная братия знала на удивление мало. Пришлось объяснять по ходу работы. Так что вы слышите лишь треть той лекции, которую я устроил в тон-зале на чистом импровизе. Нет, что ни говорите, а я прирожденный учитель, а не киношник.))

В заключение замечу, что именно в этом сюжете мы отработали свой новый прием подачи материала – когда в кадре идет показ одного ряда, а я вещаю за кадром совсем о другом. Вроде, получилось.

Кстати, свой фильм я видел только во время звуковой записи – он прошел передо мной отдельными нарезками. Саша Искин потом дал мне все это на кассетах. Но на чем их мне было вертеть дома? У нас в Иерусалиме нет и никогда не было ни "видюшника", ни телеящика.

Вот только в эру компьютеров и появилась такая возможность – посмотреть нашу работу с диска. Вчера впервые и посмотрел. Завтра детям покажу. Пусть полюбуются, чем папка занимался 11 лет назад.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Изучение Торы в Израиле

Сообщение FontCity » 29 авг 2012, 21:27

Хэдэр и ешива:



Сегодня два сюжета. И оба посвящены изучению Торы. Хедер и ешива. Во втором сюжете мы видим мудреца и праведника рава Ицхака Зильбера, благословенна его память.

Буквально пара сопроводительных слов.

Программа снималась 11 лет назад[1]. Поэтому с особым удовольствием только что показал этот сюжет о хедере своим детям[2]. В том числе тому из сыновей, который появляется в кадре. Сегодня он в несколько другой возрастной категории.

Второй сюжет – ешива "Швут Ами". Адрес: Иерусалим, район Геула, улица Блилиуса.

Многие люди, которые появляются на экране, ныне известные учителя, раввины, живут и преподают во многих городах мира – от России до Америки. Если вы живете рядом с ними – передайте им от меня привет, окей?

Впрочем, я сам хотел в этом посте перечислить их по именам. Да вот не успел их опросить – не будут ли против? Не все, знаете ли, согласны, чтобы о них вещали с экрана. Не будь у меня такой работы, возможно, я бы тоже не согласился.

И последнее. Если кто из вас, посетителей моего блога, в галерее портретов, которые проходят один за другим в ешиве, признает себя или друга, или знакомого (скажем, мужа, внука, родного дедушку) – можете отписаться в комментариях. Поговорим на эту тему!

[1] Или чуть меньше. Помню, на улице к вечеру съемок полил страшный ливень. Значит, то был предпасхальный сезон. А ныне мы находимся в периоде праздника Шавуот. В Иерусалиме стоит 30-градусная – как обычно.

[2] Они ее не видели потому, что у нас дома нет сподручных средств для рассматривания кино и прочих продуктов мировой видео-культуры. Ибо сижу я за махшевом (!) вне дома. Да и диски с записью программы "Шалом" получил совсем недавно. Сам не открывал – смотрю, только когда на YouTube отправляю.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Еврейская свадьба

Сообщение FontCity » 04 сен 2012, 22:04

Еврейская свадьба:



Особенности еврейского свадебного ритуала. Смысл свадьбы. Значение брака у евреев.

Все, что можно сказать на эту тему, – см. в видеоролике.

Помню только, что приехали мы на эту свадьбу неожиданно. Время, отведенное на съемки очередной программы, кончалось – а подходящей свадьбы все не было. Попытались поехать в Тель-Авив на обычную, не ортодоксальную хупу, но там мой костюм мог вызвать ненужный интерес. Все-таки, согласитесь, черная шляпа располагает к своему кругу общения. А поэтому мы честно ждали момента.

И вдруг сообщают, что у главного бухгалтера ешивы "Эш-Атора" (а это наши тогдашние спонсоры) женится старший сын. Моментально связались с отцом. И он дал согласие не только на наше присутствие в зале торжества, что понятно, но и на съемки. Дело в том, что в Израиле далеко не всякий согласится на телевизионную трансляцию своего семейного праздника. Да еще перед миллионной аудиторией такой далекой и странной страны, как Россия. Почему? Точно не скажу, но, кажется, из-за того, что существует понятие айн-ра, не совсем доброжелательный взгляд со стороны. (Вроде, по-русски это называется сглазом, нет?)

Поскольку ешива американская, то, мы заранее знали, что обе семьи – как жениха, так и невесты, да и большинство гостей на свадьбе – чистые "американцы". А значит, надо было ожидать, что на празднике обнаружим некую заокеанскую экзотику. Нет, увидеть янки в штраймалах мы не ожидали, но все же.

Так вот, на месте никакой незапланированной экзотики не нашли. Обычная ашкеназская свадьба – когда женят бохура ешивы и выпускницу иерусалимского семинара. Разве что английской речи за столами слышалось не намного меньше, чем ивритской, – так нам (сБ) язык Восточного побережья тоже не помеха.))

Еще отмечу, что съемки производились в зале с несколько притушенным освещением. А свои софиты мы не везде могли расставить – ведь они могли помешать хороводам, буйным пляскам (особенно на женской половине зала) и просто веселью. Так что извините за темный кадр. В большом кинозале – где-нибудь в Москве, в "Пушкинском" – картинка смотрелась бы много лучше, чем через Youtube. [Cнимали мы в "бета"-формате (если не ошибаюсь), который годится для самых придирчивых редакторов на любом TV мира. Но Youtube требует обычного, я бы сказал, бытового, не профессионального формата, так что не обессудьте и не обессудимы будете.]

Теперь два слова о женском зале. Признаю, что именно на этих съемках я впервые в жизни зашел туда вместе с оператором – за что тут же получил замечание от публики. И по делам! Оператор и без меня мог справиться. И справился! Но я-то сперва подумал: кто ему, кроме меня, скажет, что надо снимать не ноги, а лица? И забыл, что снимать он может, что угодно, а режиссер на монтаже нужное подправит, ненужное вырежет, а остальное склеит и упакует по высшему разряду.

Кажется, я уже писал, что наш режиссер Саша Искин – лауреат телепремии "Тефи" (1999 год) за лучший телевизионный документальный фильм (в тот раз это был "Дом мастера", о творчестве Эйзенштейна).

Не я один его считаю непревзойденным волшебником монтажа. Уж поверьте: сколько раз он спасал монтажом отсутствие яркой картинки, снятой очередным оператором, или мою невзрачную "игру" на экране.

Да и человек он особый. Мое знакомство с ним – одно из самых больших приобретений моей уже не очень молодой жизни.

Говорят, новые друзья у человека после пятидесяти не появляются. Так вот, говорю вам вполне ответственно, что только после пятидесяти они и появляются. Если, конечно, мы говорим о настоящих друзьях. Не просто о приятных знакомых или соратниках, а о тех, с кем хочется общаться каждый день, жить где-то рядом и разговаривать не только по телефону или скайпу.
** **
Да, совсем забыл добавить, что именно после свадебного сюжета к нам пошла лавина писем от зрителей. По поводу этого выпуска - люди просили приехать и устроить им свадьбу с раввином, скажем, в далеком сибирском селе. И вы знаете, хотя ничего такого мы сделать, понятное дело, не могли, все же подобные просьбы нам нравились - причем не только за наивность.))
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Чему учит Тора и прогулка по берегу Мёртвого моря?

Сообщение FontCity » 12 сен 2012, 13:53

Мертвое море: Эйн-Геди, Сдом:



Почти семь минут. Но текста в кадре и за кадром удивительно мало. Помню, хотел еще рассказать о молитве Авраама за жителей Сдома. Но никак отрывок не вмещался – пришлось оставить затею.

И не беда! Авраам тоже оставил свою затею. Смирился с тем, что Сдом будет уничтожен.

Правда, не совсем понятно, зачем Всевышний вообще сообщил нашему праотцу о том, что собирается стереть Сдом с лица земли. Если для того, чтобы Авраам проявил свое стремление к милосердию – чтобы попросил за Сдом, то странно как-то. Получается: ты прояви свое умение просить за других – но Я все равно твою просьбу не выполню...

(Извините, я тут задаю риторические вопросы. Ибо ответы на них знаю. Целый урок построен на них – урок, который я изредка даю.)

Зачем Аврааму было сказано про Сдом? И зачем он на эту, извините, провокацию поддался? Ведь знал же отлично, должен быть знать, что не найдется в грешном городе ни одного праведника, из-за которого стоило спасти всех горожан.

А еще интересна арифметика прощения. "Не уничтожай город, если в нем есть пятьдесят, сорок, тридцать и т.д. праведных жителей". Что значит, не уничтожай? Получается, что злодеи получат спасение, спрятавшись за спиной соседа-праведника? Честно ли это, справедливо ль? Ведь мы учим, что ответа за свои поступки не избежишь. Расплатишься по полной программе. А здесь выходит – ан, нет?

И еще тема. Допустим, вымолил Авраам у небес прощение для содомян. Те утром проснулись – и даже не заметили, какой опасности в виде серы с неба только что избежали. И продолжали бы грешить дальше. А затем – когда-то в положенные графики календаря – каждый из них умер бы. И предстали они всем скопом перед Судом. А там им объявляют, что они настолько нагрешили, что грядущего мира им не видать, как своих ушей. "Вот если бы вы, поясняют им, не переступили границы и умерли раньше – то мы бы дали вам еще один шанс". – "Так что ж вы нас не убили раньше?" – "А мы уже было собрались. Да помешал один блаженный старик. Вымолил для вас жизнь, ну вы и остались на земле". – "Да кто это такой?" – "Авраамом звали". – "Авраамом? А мы его об этом просили?!"

Вот и вопрос: не в ответе ли мы перед теми, кому сами же вымаливаем мягкий приговор?

Но это так, к слову.

Вариант того же подхода: "Дорогая Марья Ванна, не выгоняйте, пжлст, мальчика Вову из класса. Он исправится".

А если не?

** **

Два слова – и снова про Авраама. В эти дни мы читали в Торе, что он вышел из Ур-Касдим. Тоже своего рода исход. Вышел из пустого и никчемного мира – пришел к Торе.

А есть еще один Исход – нашего народа из Египта.

Чем они отличаются один от другого. Про первый мельком написано в Торе. Про второй написано в той же Торе больше, чем обо всем другом вместе взятом. По несколько раз в день в молитвах мы говорим об Исходе. Праздники ему посвящены. В принципе, все праздники Торы – только об этом: Песах, Шавуот и весомая часть Сукот, когда мы живем в шатрах, говоря, что точно в таких же мы жили, выйдя из Египта.

Так в чем разница между Исходом Авраама и Исходом из Египта?

Ответов много. Один из них: разница в том, что подвиг бывших египетских рабов мы можем повторить. И повторяем ежедневно, когда выходим каждый из своего личного Египта, исправляемся, делаем "тшуву", покидаем своего фараона, он же йецер-ара.

Потому и учим, и читаем, и переживаем снова и снова тот настоящий, эталонный Исход. Ибо он наш. Он с нами. Для нас совершенный.

А вот подвиг Авраама никому из людей не по плечу. Он уникальный, одноразовый во всей истории человечества.

Потому Авраам и стал нам праотцем, что совершил то, что совершил.

Кстати, что он совершил-то?

© Блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 17 октября, 2010
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Традиционное образование для девочек в Израиле

Сообщение FontCity » 17 сен 2012, 23:15

Евреи Торы: женское образование:



Несколько слов о съемках этого сюжета. Идти снимать было совсем недалеко. Буквально под окнами: на склоне горы, прямо под нашим домом – в иерусалимском районе Рамат-Шломо.

Правда, сначала надо было получить разрешение от руководства всей системы школ "Бейт-Яаков" в городе. Иначе, не знаю, как нас пустили бы на территорию школы. Разрешение, впрочем, получили быстро. Ибо руководителем всей этой системы является мой сосед по двору. Я с ним по вечерам хожу на один урок Талмуда.

Приехали ко мне по утру оператор, режиссер, продюсер (он же шофер и переносчик аппаратуры), попили чайку – и мы пошли снимать.

Спустились по пандусу с одной улицы, на другую, вошли мимо охранницы. Первым делом посетили директрису (ее семья тоже наши соседи, она уже заранее нас ждала). "Ходите, – говорит нам, – снимайте сколько угодно".

А надо сказать, что снимать тут (что на кино-, что на фото-) – в нашей общине – я про весь Израиль – не очень-то принято. Но я сообщил, что на этот раз я не ученик Талмуда, а вольно-нанятый на русское телевидение. И смотреть нас будут не меньше 8 миллионов зараз. А среди этих миллионов будет полно евреев. Так что чистый кирув (приближение к Торе)!

Так и объявили через динамики по школе: у нас группа с телевиденья, но оно не израильское – так что помогайте.

И те учительницы, которые в обычной жизни ни за что не пройдут по улице там, где проводят телесъемки, а если пройдут, то прикрыв лицо руками, никак не отреагировали на наше появление в классах. В том смысле, что от камеры не отворачивались, вели обычный урок, как будто нас нет.

Но вот девочки – эти позировали, по-моему, с удовольствием.

Еще отмечу, что в этом сюжете я долго и нудно говорю об общем женском образовании – а в кадре играют все те же девочки. Это по необходимости: извините, но заходить на уроки для взрослых можно даже не пытаться.

Еще помню, в дни показа программы "Шалом" на адрес канала "Культура" приходили письма от зрителей нашего крутого сериала. Так вот! После просмотра сюжета о школе для девочек пошли сплошные просьбы: пришлите нам учителей, как у вас в Израиле, – чтобы учили, как не говорить сплетен и плохих слов про других людей.

Вы думаете, письма были от "людей, лишенных культуры"? Как бы ни так! Сотни писем из крупных городов, написанные очень даже красиво и грамотно.
Людям – кроме культуры грамотного письма – оказывается, нужна еще культура поведения! И не спорьте со мной!

© Блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 23 мая, 2010
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Крепость царя Ирода

Сообщение FontCity » 24 сен 2012, 17:09

Крепость царя Ирода:



Темы киносюжета. "Рассказ о царе Ироде, его эпохе и крепости, названной именем царя". "Восстание Бар-Кохбы". "Встреча рабана Йоханана бен Закай с Веспасианом".
1. Это первый наш киносюжет, полностью посвященный одной из страниц древней еврейской истории.

Собственно о съемках ничего особенного рассказать не могу – обычные съемки. Помню только, что приехали мы туда не в урочный час – все было закрыто. Но охранник комплекса оказался "русским" – и мы благополучно прошли внутрь. Вернее, поднялись наверх – а это довольно отвесная, хотя и широкая лестница, у которой оказалась одна не самая приятная особенность – жутко высокие ступеньки.

И, только поднявшись на верхнюю очень широкую площадку, вернее, огромную площадь с остатками былых зданий – можно начать спуск внутрь холма.

Все, что мной говорится в кадре и за кадром, осталось актуальным и теперь. – О, как! Ну, и скажите мне, пожалуйста, зачем я эту фразу только что написал?

2. Ни за что не догадаетесь. Ответ: затем, что теперь нам объявляют – с громкой помпой – о том, что нас, евреев, придумали, сочинили, сконструировали – и запустили в большой мир для каких-то, должно быть, не самых праведных дел.

Ну да, я говорю о книжке некоего Шломо Занда "Кто и когда изобрел еврейский народ".

Меня буквально на днях просили написать в газету что-нибудь смешное на эту квазинаучную околесицу. И я отказался. Не писать же фельетон под напрашивающимся названием "Кто и зачем изобрел профессора Занда". Понятно, что редактор-переводчик его и изобрел. Ибо никто ни разу никакого профессора Тель-Авивского университета в живую не видел. Нет профессора, как нет его трудов, якобы, по французскому кино.

Но тогда зачем сочинили этого карикатурного профессора? Да затем, что кому-то очень хотелось выложить перед публикой что-нибудь антисемитское. Не воевать же всю жизнь против правых! Пора выходить на высокий, международный уровень.

Хорошо, скажете вы, но по какой такой заслуге я приплел книгу мифического профессора в свой текст о съемках Иродова холма? – Сознаюсь, причиной стала сама тема. Ведь "автор" книги утверждает, будто евреев в древности не существовало (они, мол, и в настоящем-то появились буквально из ничего несколько десятилетий назад). А значит, и истории у них нет. А все эти древние события – не что иное, как фрагменты сказок и былин, придуманных в разные эпохи разными писарями, сочинителями и прочей праздной публикой.

Так вот, свидетельствую! Киносюжет не подделан, лента не смонтирована на компьютере, холм не мы сами насыпали, а все, что происходит в кадре – не студийная запись! Так все и было на самом деле. И по сей день реальный холм реального царя стоит на реальной еврейской земле.

** **

3. Ровно двадцать пять лет назад была у меня группа учеников, с которой мы учили иврит плюс Раши на Хумаш. Собирались раз в неделю. Сейчас о той поре и тех людях вспоминаю только самое приятное.

Так вот, среди прочих приходил к нам на уроки один очень интересный человек – высокий, импозантный, молодой еврей с яркой внешностью интеллектуала. Да и по характеру он оказался весьма милым человеком. И вот что он нам рассказал.

Работал он в ту пору действующим врачом в психиатрическом отделении 57‑ой Городской клинической больницы, что на 11‑й Парковой. По его словам, в той больнице была специальная палата сумасшедших, у которых "сдвиг", представьте себе, произошел на почве антисемитизма.

Короче говоря, у всех них была не та "клиника", которой принято ругаться в рунете, а самая настоящая Клиника. Им везде и постоянно чудились злобные и агрессивные евреи. Мало того, что эти враги человеческого рода собрались прибрать к рукам весь мир, так они уже начали охоту за теми, кто их планы обнаружил и готов дать им отпор.

Таких пациентов в моменты острых приступов и свозили санитары со всей Москвы на машинах скорой помощи в больницу, где их выводили из комы, лечили лекарствами и делали разные процедуры. Причем в той палате коек стояло штук восемь, и никогда она не была пустой. По крайней мере, в начале 80‑х годов.

И вот однажды Гриша (по-моему, нашего ученика звали именно так) поведал нам, что буквально сегодня доставили к ним одного такого клиента, положили в приемном покое и собрали консилиум врачей. Те над ним стоят, изучают реакцию зрачка на свет (или что там делают в подобных случаях), а сами переговариваются.

Очнулся наш клиент, а над ним склонилось несколько лиц в медицинских шапочках. Один оттягивает больному веко и говорит второму, отчаянно при этом картавя: "Доктог Габинович, что вы скажете на эту геакцию?" Второй отвечает: "Замедленная. Но, может, у нашего коллеги, доктора Шапиры, другое мнение?" – "Нет, – говорит над ним третий персонаж, – реакция, прямо скажем, хреновая. Вы не находите, доктор Кац?" – Доктор Кац, женщина с карими глазами навыкат, печально качает головой и подводит черту под дискуссией: "Мда, придется вколоть".

Клиент все это видит – и, закатив глаза, без всякого "вкалывания" впадает в такое "метафизическое" состояние, что теперь он очнется только через несколько дней. Но дееспособным уже никогда не будет…

Вот что мне почему-то вспомнилось, когда я лениво перелистывал опус "Кто и когда изобрел еврейский народ".

© Блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 29 августа, 2010
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Столбы Соломона

Сообщение FontCity » 02 окт 2012, 07:47

Парк Тимна к северу от Эйлата:



Темы ролика (3'40''): заповедник в районе Эйлата; рассказ о царе Шломо; мудрость по-еврейски; роль разума в иудаизме.

Всё, что нужно было сказать, - я сказал в кадре и за кадром.

Тут лишь добавлю, что мы, действительно, не собирались заезжать в этот заповедник. Потому что не успели договориться с соответствующим отделом в каком-то министерстве; потому что времени не было (ехали поздно, уже вовсю вечерело); потому что страшно устали после двухдневных эйлатских съемок.

Но заехали - и нас пустили уже после закрытия - и там не было туристов - если не считать американской пожилой пары (как они там оказались, непонятно: на стоянке не было их машины; пешком пришли?).

Так мы и снимали - словно в декорациях. Ходили у подножия огромных столбов - а нас сопровождало дробное эхо от наших же шагов.

Поверьте, видеоряд "в натуре" плюс природный саунд-трек были запредельны. Этого в кино не передашь, нет.

Своды сходятся кверху, эхо начинает биться, как монета, замирающая на стекле. А освещение - вечернее, когда в охру окрашивается и небо на западе, и гранит над головой, который и без того-то весь в кровавых подтеках.

Полагаю, царя Шломо тут никогда не было. А ведь место достойно того, чтобы войти отдельным стихом в Коэлет (Эккл.). Мол, видел я скалы под красным небом и слышал эхо на закате; и сказало сердце, что такими должны быть красота с покоем, – но и это один мираж и дуновение ветра, גם זה הבל הבלים ורעות רוח.

А еще по этим землям проезжала на север царица из фалашских земель, по фамилии Савская. Ехала к царю, чтобы учредить при Храме коллегию из 36 праведниц. Вы про такое слышали?

© Блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 12 декабря, 2010
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Иерусалимский храм

Сообщение FontCity » 09 окт 2012, 10:48

Иерусалимский храм:



Содержание ролика: история двух Иерусалимских храмов; роль Храма в жизни евреев; причины, по которым был разрушен Второй храм.

Сейчас у нас Ханука. Во времена Макавеев, как известно, работа в Храме была приостановлена: не совершались жертвоприношения, не заседала судейская коллегия, стояли все остальные храмовые службы. По существу, Храма в ту пору у нас не было. Это было его временное разрушение.

А по какой причине Второй храм был разрушен? Верно, об этом знают даже дети. В силу того, что евреи стали ненавидеть друг друга.

Отсюда следует, что поскольку Второй храм задолго до окончательного уничтожения римлянами пережил как бы предварительное разрушение, совершенное греками, то можно сказать, что причина та же самая – само-ненависть внутри еврейского народа.

Как мы от той напасти избавились? Понятно, что прекратив ненавидеть друга. А еще? Тем, что проявили удивительное единодушие, сплоченную целеустремленность. Забыли распри и встали под единое знамя.

Ну, значит, и теперь! Другого выхода нет.

© Блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 4 декабря, 2010
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

О поведении животных и людей

Сообщение FontCity » 17 окт 2012, 07:43

Иерусалимский зоопарк:



Посещение Иерусалимского зоопарка, где собраны все животные, упомянутые в Танахе.
Съемки дались нам легко. Все снималось с руки, текст был расписан заранее, погода стояла – как всегда – сплошной блеск и отдохновение. Не работа, а каникулы Бонифация!
Но вот теперь я просмотрел ролик - и остался недоволен.

Сколько мелких огрехов! И в моей дикции (в трех местах ошибся в ударении слов, знакомых мне с детства, чеслово), и в монтаже текста, когда пассаж о зверях произносится прямо поверх кадра, где по дорожке зоосада идет выводок детей. Нестыковочка!

Так или иначе никаких особенных приключений, связанных со съемками не помню. Могу только донести по секрету, что где-то на отметке 6:05 ровно на две секунды в кадре появляется моя жена со старшей дочерью и младшим сыном. Как только она увидела, что ее снимают, сразу свернула в боковую аллею. И могу пояснить почему. Во-первых, оператора об этом никто не просил, он ее снял по своей инициативе, а режиссер оставил панорамку просто "до кучи". Ну и я смолчал, не обратив внимания. На самом же деле, заявляю теперь без всяких добавочных соображений со своей стороны: женщине не всегда стоит спешить появиться в публичном кадре.

Одно дело - на фоне всех. Тут можно не спрашивать разрешения на съемки у прохожих любого пола. Но частным образом (в нашем случае: мол, смотрите, а это супруга сценариста и ведущего передачи) - так поступать не принято. Причина - цниют, скромное поведение еврейской женщины. Ее не надо рассматривать. Она не напоказ.

Говорю об этом вовсе не для того, что сделать кому-то замечание. Дескать, уважаемые дамы, вы заявляете о себе как о женщинах, соблюдающих заповеди, поэтому не спешите публиковать авто-фотографии в своих блогах, на юзерпиках и пр. Или вариант: дорогие еврейские мужчины, вы позиционируете себя (о, слово какое!) как людей Торы, поэтому пересмотрите свою привычку вывешивать в ЖЖ фото своих жен и старших дочерей. Ничего этого я не скажу. Зачем мне тут заводить никому не нужное обсуждение странных ограничений, которые, как часто мне пишут, "могут только оттолкнуть, но никак не приблизить к Торе".

Поэтому предлагаю мир. Фотографируйтесь и публикуйтесь. Позируйте и расхаживайте по подиуму. Никакого запрета нет. - И лишь моя жена ловко скроется в боковой аллее, поскольку не хочет, чтобы на нее смотрели посторонние с явно никому не нужным интересом.

Так что давайте поговорим о зверях.

© Блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 20 июня, 2010
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Петра, столица Набатеи

Сообщение FontCity » 23 окт 2012, 23:18

Иордания. Древняя Петра:



Не знаю, как моему режиссеру, Саше Искину, а мне съемки это сюжета дались нелегко.

Визу в Иорданию мы получили без задержки, но доехали не сразу. Дело в том, что израильтяне въезжают в эту страну не по мосту Аленби, до которого из Иерусалима по дороге на Иерихо рукой подать, а через пропускной пункт в Эйлате.

Поэтому наша трасса в Петру выглядела длинной и "витиеватой": сначала на юг, затем - фактически рядом, на параллельном курсе, в нескольких километрах от спуска в Эйлат – на север, до широты южного берега Мертвого моря.

Горы над восточным берегом Мертвого моря поднимаются много выше, чем горы к западу от него. И там, в этих горах, затерялась Петра. Когда вы окажетесь в Эйн-Геди, посмотрите утром на восток. Знайте, что в этот момент оттуда я и мои коллеги смотрим на вас свысока, наблюдая одновременно и вас, и каменную стену за вами, и далекую панораму собственно Израиля, включая купола особенно высоких построек Иерусалима. Совсем другая перспектива, совсем другие высоты и горизонт. Ну, скажите, много горизонта над Мертвом море вы видите с израильской стороны? Яма в земле она и есть яма. А мы смотрим на этот горизонт в упор, как моряки с мачты…

Впрочем, все это романтика, а я по дороге в Эйлат, а затем от Акабы к Аману, иорданской столице, начисто охрип. (Кондиционер в машине, эйлатская жара, холодный лимонад.) И это означало, что выступать перед камерой в прямой записи мне было противопоказано. Хотя сперва мы надумали схитрить: давайте-ка запишем меня без звука, а потом по тексту и губам все реплики восстановим в студии при озвучивании ленты. Но не получилось! Только позабавили немецких туристов: они подходят к нашей группе, видят - перед камерой, установленной на штативе, стоит человек в черной шляпе (это я) и беззвучно открывает рот. И так три дубля один за другим. - Стыдно вспоминать.

За всю жизнь голос я терял только три раза - и все три на съемках нашей программы. Режиссер говорит, что это от волнения. - Какое еще у меня волнение! Вы со мной знакомы? Я после собеседования на вступительных экзаменах в физтех отродясь не волновался.

Что касается самой Петры - там, в ленте все, что о ней можно сказать коротко, я сказал. Да, конечно, величественное зрелище. Да, ходишь по ней и чувствуешь, как кожей прикасаешься к самой истории. Да, впечатляет. Но можно специально туда и не возвращаться. Одного раза вполне хватит.

Чего нельзя сказать об Иерусалиме. Вчера вернулся домой из Москвы – и вроде прошло у меня внутри какое-то напряжение. Ура, я снова дома!

ПС. Не знаю, честно ли я поступил только что. Пост называется "Петра", в то время как в киноролике я рассуждаю о Торе, ее законах и рекомендациях на тему соседства, отношениях между народами и прочих материях скорее этического плана, чем истории.

Хотя, с другой стороны, само название обязывает - "Передача об иудаизме".

© Блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 30 мая, 2010
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Живые свидетельства»